МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 16 октября 2020 года N 423
Об утверждении Особенностей режима рабочего времени и времени отдыха работников метрополитена
В соответствии со статьей 329 Трудового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст.3; 2006, N 27, ст.2878), пунктом 1 Положения о Министерстве транспорта Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. N 395 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 32, ст.3342; 2019, N 1, ст.10),
приказываю:
1. Утвердить Особенности режима рабочего времени и времени отдыха работников метрополитена согласно приложению к настоящему приказу.
2. Настоящий приказ вступает в силу с 1 января 2021 г. и действует до 1 января 2027 г.
Министр
Е.И.Дитрих
Зарегистрировано
в Министерстве юстиции
Российской Федерации
13 ноября 2020 года,
регистрационный N 60887
Особенности режима рабочего времени и времени отдыха работников метрополитена
1. Настоящий документ устанавливает Особенности режима рабочего времени и времени отдыха работников метрополитена, непосредственно связанных с движением транспортных средств (далее - Особенности, работники).
2. Особенности являются обязательными при разработке правил внутреннего трудового распорядка организации и составлении графиков работы и графиков сменности работников. Расписания и графики движения поездов должны разрабатываться с учетом норм настоящих Особенностей.
3. В течение рабочего времени работник должен исполнять свои трудовые обязанности в соответствии с условиями трудового договора, правилами внутреннего трудового распорядка организации, графиком работы и графиком сменности.
4. В случае если по условиям производства (работы) не может быть соблюдена установленная для данной категории работников (включая работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда) в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации ежедневная или еженедельная продолжительность рабочего времени, допускается введение суммированного учета рабочего времени за периоды от одного до трех месяцев с тем, чтобы продолжительность рабочего времени за учетный период не превышала нормального числа рабочих часов.
________________
Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст.3; 2020, N 31, ст.5020.
Порядок введения суммированного учета рабочего времени устанавливается правилами внутреннего трудового распорядка организации, утверждаемыми ею в установленном порядке.
Для работников личного состава восстановительных поездов (аварийно-восстановительных формирований) должен устанавливаться суммированный учет рабочего времени.
5. Максимально допустимая продолжительность ежедневной работы (смены) работников определяется с учетом требований статьи 94 Трудового кодекса Российской Федерации, в том числе при суммированном учете рабочего времени, за исключением машинистов и помощников машинистов электропоездов (далее - работники локомотивных бригад), работающих на линии, не может превышать 12 часов.
________________
Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст.3; 2017, N 27, ст.3936.
Конкретная продолжительность ежедневной работы (смены) устанавливается правилами внутреннего трудового распорядка организации.
6. При суммированном учете рабочего времени максимально допустимая продолжительность ежедневной работы (смены) работников локомотивных бригад, работающих на линии, не может превышать 8 часов 30 минут, а в случае разделения рабочего дня на части - 12 часов.
При разделении рабочего дня на части продолжительность рабочего времени после перерыва не может превышать 4 часов.
7. При сменной работе и суммированном учете рабочего времени работники должны производить работу в течение установленной продолжительности рабочего времени в соответствии с графиками работы или графиками сменности.
Графики работы или графики сменности составляются работодателем с учетом мнения представительного органа работников не менее чем на один месяц и доводятся до сведения работников не позднее, чем за месяц до введения их в действие. Допускается изменение графиков работы и графиков сменности в течение учетного периода, при этом измененные графики работы и графики сменности доводятся до сведения работников, в том числе работников локомотивных бригад не позднее чем за три дня до их введения.
Работа в течение двух смен подряд запрещается.
Для работников локомотивных бригад, работающих на линии, графики работы составляются на месяц.
В целях обеспечения непрерывности производственного процесса работы организации допускается изменение графиков работы и графиков сменности в течение учетного периода с одновременным доведением указанных изменений до работников под подпись.
8. Для работников локомотивных бригад, работающих на линии (за исключением работников локомотивных бригад, возвращающихся из пункта оборота поездов (локомотивов) или пункта подмены локомотивных бригад в качестве пассажиров), не может устанавливаться графиками работы или графиком сменности более двух смен подряд с работой в период с 0 до 5 часов местного времени.
9. Рабочее время работников локомотивных бригад состоит из следующих периодов:
а) время управления подвижным составом, подвижным составом специального назначения, маневровым составом;
б) подготовительно-заключительное время (предрейсовый и послерейсовый медицинский осмотр, инструктаж, оформление предрейсовой и послерейсовой документации, приемка и сдача подвижного состава, проход от места расстановки подвижного состава до места заступления на смену или сдачи смены);
в) время технологических перерывов;
г) время осмотра подвижного состава при нахождении состава в отстое в электродепо или в пункте технического обслуживания на линии;
д) время нахождения в электродепо или на линейном пункте для обеспечения непрерывности транспортного процесса (далее - работа в резерве);
е) время практических занятий;
ж) время внутрисменных переездов к месту (от места) выполняемой работы;
з) время нахождения локомотивных бригад на заводах и других пунктах по сдаче и приемке подвижного состава;
и) время специальных перерывов для отдыха.
10. Нормы времени на технологические операции и другие элементы рабочего времени (подпункты "б" - "е" пункта 9 Особенностей) устанавливаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников.
11. Время нахождения локомотивных бригад на заводах и других пунктах по сдаче и приемке подвижного состава (подпункт "з" пункта 9 Особенностей) засчитывается в рабочее время в соответствии с местными условиями организации работы на этих предприятиях.
12. Работникам локомотивных бригад, работающих на линии, предоставляются специальные перерывы для отдыха (подпункт "и" пункта 9 Особенностей).
При продолжительности работы (смены) более 7 часов суммарная продолжительность специальных перерывов для отдыха должна быть не менее 25 минут. Количество специальных перерывов для отдыха, их продолжительность и место предоставления устанавливаются правилами внутреннего трудового распорядка.
Время, оставшееся после осмотра подвижного состава в пунктах технического обслуживания подвижного состава на линии или в электродепо, учитывается как специальный перерыв, а при продолжительности его более 30 минут может вводиться как перерыв для отдыха и питания в соответствии с пунктом 23 Особенностей.
13. Рабочее время работников, обслуживающих специальные технические средства, предназначенные для обслуживания и ремонта рельсового пути и его строений, контактных и кабельных сетей, устройств электроподстанций, тоннельных сооружений и их обустройств, станционного и эскалаторного хозяйства, систем автоматики, телемеханики движения поездов (далее - устройства), состоит из следующих периодов:
а) время непосредственной работы с устройствами;
б) время на подготовку устройств к работе (погрузка на средства доставки и разгрузка);
в) время приведения устройств в транспортное положение и их техническое обслуживание;
г) время ожидания прицепки и отцепки от локомотива;
д) время ожидания отправления, следования к месту работ и возвращение обратно;
е) время, затраченное на маневровые передвижения и постановку на отстойное место (тупик и другие места отстоя).
При необходимости перемещения устройств в нерабочем состоянии отдельным локомотивом или самостоятельно (для самоходных) с места заправки или погрузки к месту выгрузки и обратно составляется график дежурств обслуживающего персонала.
14. При выезде восстановительного подвижного состава (аварийно-восстановительного формирования) на ликвидацию последствий аварий, крушений, стихийных бедствий в рабочее время работников включается время от момента выезда к месту работ до момента возвращения к месту дислокации этого подвижного состава (аварийно-восстановительного формирования).
15. Для работников локомотивных бригад при разделении рабочего дня (смены) на две части в ночное время продолжительность перерыва между двумя частями рабочего дня (смены) должна быть не менее половины времени предшествующей работы. Допускается сокращение продолжительности такого перерыва при постановке подвижного состава в ночной отстой независимо от продолжительности времени предшествующей работы, при этом минимальная продолжительность этого перерыва должна быть не менее 2 часов 30 минут.
В праздничные дни, когда продолжительность работы метрополитена увеличивается, допускается устанавливать перерыв продолжительностью менее 2 часов 30 минут, который включается в рабочее время. При этом общая продолжительность ежедневной работы (смены) не должна превышать 10 часов. Работники локомотивных бригад во время указанного перерыва должны находиться в комнатах отдыха электродепо или в других специально оборудованных помещениях.
16. В отдельных случаях начало и окончание работы могут назначаться вне места постоянной работы (постоянного места сбора), о чем работнику должно быть сообщено не позднее окончания предыдущего рабочего дня (смены).
17. Работникам при производстве работ, интенсивность которых неодинакова в течение рабочего дня (смены), рабочий день может быть разделен на части. При этом устанавливается один перерыв продолжительностью более двух часов либо два перерыва продолжительностью не менее одного часа каждый. В указанные перерывы включается время перерыва для отдыха и питания.
Общая продолжительность рабочего времени за рабочий день (смену) не должна превышать продолжительности ежедневной работы (смены), установленной для конкретной категории работников правилами внутреннего трудового распорядка организации. Время перерыва между частями смены в рабочее время не включается.
Порядок и место предоставления указанных перерывов устанавливаются правилами внутреннего трудового распорядка организации, время предоставления и конкретная продолжительность указанных перерывов устанавливаются графиками работы или графиком сменности.
18. Началом работы работников локомотивных бригад и бригад по обслуживанию подвижного состава специального назначения и устройств считается время явки к месту постоянной работы (электродепо, линейный пункт, пункт подмены локомотивных бригад и другие места, определяемые работодателем) по графику, наряду или вызову, а окончанием работы - момент завершения оформления соответствующей технической документации после сдачи или постановки на места отстоя и хранения локомотива и подвижного состава специального назначения.
19. Работники маневровых бригад и других бригад, занятых на хозяйственных работах, направляются на другие станции не позднее чем за 15 минут до окончания установленного времени смены (работ), за исключением случаев нарушения нормальной работы метрополитена.
20. На работах, не допускающих перерыва, работники (за исключением работников локомотивных бригад) должны продолжать работу до явки сменяющего работника. В этих случаях работодатель обязан немедленно принять меры по замене сменяющего работника другим работником.
Порядок вызова другого работника на работу устанавливается правилами внутреннего трудового распорядка организации. При этом продолжительность использованного ежедневного (междусменного) отдыха этого работника не может быть менее 12 часов, а предшествующий вызову рабочий день (смена) не должен включать работу в ночное время.
В случаях стихийных бедствий, пожаров, крушений и аварий допускается вызов работника независимо от продолжительности использованного ежедневного (междусменного) отдыха этого работника.
21. Работники локомотивных бригад в случае неявки сменяющего работника и при отсутствии резерва по достижении продолжительности ежедневной работы (смены), установленной пунктом 6 настоящих Особенностей, должны довести подвижной состав до ближайшего пункта смены локомотивных бригад или до ближайшего пункта технического обслуживания подвижного состава на линии или в электродепо.
22. Привлечение к сверхурочной работе допускается в случаях и порядке, предусмотренных статьей 99 Трудового кодекса Российской Федерации.