Согласно требованиям нормативно-правовых актов [1]-[3] рекультивации подлежат нарушенные земли всех категорий, включая земли, загрязненные нефтью и нефтепродуктами, а также прилегающие земельные территории, полностью или частично утратившие продуктивность в результате негативного воздействия хозяйственной деятельности. В статье 9 Конституции Российской Федерации закреплено, что земля наравне с другими природными ресурсами используется и охраняется в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Проведение работ по рекультивации нарушенных земель предусмотрено нормативно-правовыми актами [4]-[7], а также другой нормативной документацией.
Несмотря на развитую нормативную базу до настоящего времени не учитываются требования ряда международных конвенций, ратифицированных Российской Федерацией и предусматривающих при реализации крупных инфраструктурных проектов применение экологического системного подхода, конечной целью которого является не восстановление структурных характеристик природных объектов, загрязненных, например, нефтесодержащими отходами, а восстановление ведущих природных функций, таких как энергетический баланс, биогеохимический цикл, гидрологические характеристики, поддержание местообитаний биологических видов и устойчивость ландшафтов и др.
В декабре 2012 г. организационно-распорядительным документом [8] утвержден статистический инструментарий.
Необходимость разработки настоящего стандарта возникла в связи с оптимизацией нормативной базы, вызванной изменениями понятийно-терминологического аппарата в российском законодательстве и подходов к рекультивации нарушенных земель.
В настоящее время терминология ГОСТ 17.5.1.01-83 "Охрана природы. Земли. Общие требования к рекультивации земель" не соответствует терминологии и положениям нормативно-правовых актов [1] и [3].
Кроме того, за прошедшие 30 лет были детализированы подходы к рекультивации и консервации нарушенных земель, что также повлияло на состав требований по рекультивации: например, в настоящее время уделяется внимание восстановлению и сохранению биологического разнообразия при проведении работ по рекультивации земель.
При разработке настоящего стандарта проанализирована отечественная нормативная правовая база в области рекультивации и консервации нарушенных земель, а также изучен зарубежный опыт в заявленной области. Основное назначение настоящего стандарта заключается в установлении гармонизированных с международными подходами требований, связанных с рекультивацией и консервацией нарушенных земель.
Областью стандартизации является охрана окружающей среды; объектом стандартизации - мероприятия по рекультивации и консервации нарушенных земель; аспектом стандартизации - общие требования.