ГОСТ Р ИСО 44001-2020
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
КОРПОРАТИВНЫЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ВЗАИМООТНОШЕНИЯМИ С БИЗНЕСОМ
Требования и структура
Collaborative business relationship management systems. Requirements and framework
ОКС 25.040.40
Дата введения 2021-01-01
1 ПОДГОТОВЛЕН ООО "НИИ экономики связи и информатики "Интерэкомс" (ООО "НИИ "Интерэкомс") на основе собственного перевода на русский язык англоязычной версии стандарта, указанного в пункте 4
2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 100 "Стратегический и инновационный менеджмент"
3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 29 сентября 2020 г. N 696-ст
4 Настоящий стандарт идентичен международному стандарту ИСО 44001:2017* "Корпоративные системы управления взаимоотношениями с бизнесом. Требования и структура" (ISO 44001:2017 "Collaborative business relationship management systems - Requirements and framework", IDT).
________________
* Доступ к международным и зарубежным документам, упомянутым в тексте, можно получить, обратившись в Службу поддержки пользователей. - Примечание изготовителя базы данных.
Международный стандарт разработан проектным комитетом ИСО ТК 286 "Корпоративное управление взаимоотношениями с бизнесом" Международной организации по стандартизации (ИСО)
5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
6 Некоторые положения международного стандарта, указанного в пункте 4, могут являться объектом патентных прав. Международная организация по стандартизации (ИСО) и Международная электротехническая комиссия (МЭК) не несут ответственности за идентификацию подобных патентных прав
Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации". Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе "Национальные стандарты", а официальный текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)
Целью настоящего стандарта является выработка требований к стратегическому подходу на основе жизненного цикла сотрудничества, предназначенного для совершенствования корпоративных бизнес-взаимоотношений как в отдельной организации, так и между организациями всех типов и размеров. Корпоративными бизнес-взаимоотношениями в контексте настоящего стандарта могут быть как взаимоотношения между двумя организациями, так и взаимоотношения, интегрированные в сеть организаций при участии множества сторон (см. рисунок 1).
Рисунок 1 - Многосторонние корпоративные бизнес-взаимоотношения между организациями
Несмотря на то что настоящий стандарт в целом относится к стандартам на системы менеджмента, в нем также обосновывается необходимость взаимодействия между двумя и более организациями, при котором при совместной работе между организациями следует также приводить в соответствие работу систем менеджмента организаций-участников.
Помимо общих требований к созданию систем менеджмента, в настоящем стандарте также рассматриваются требования к рабочим процессам, протекающим в специфических или индивидуальных организационных структурах (см. раздел 8). Настоящий стандарт также содержит ряд полезных для пользователя справочных приложений. Приложение A содержит перечень контрольных вопросов, позволяющих организациям соответствовать требованиям настоящего стандарта.
На рисунке 2 показана взаимосвязь между положениями настоящего стандарта, организационными системами и процессами.
Данная структура затрагивает ряд аспектов, которые связаны с системами менеджмента высокого уровня и зависят от среды (контекста) организации и степени развитости (зрелости) конкретного жизненного цикла сотрудничества. Данные аспекты должны учитывать поведенческие аспекты, оказывать влияние на организационную культуру в сотрудничающих организациях, обеспечивая, благодаря согласованным подходам, их эффективность, оптимизацию и повышенную выгоду для всех заинтересованных сторон.
Рисунок 2 - Связь между разделами настоящего стандарта и организационными системами и процессами
В настоящем стандарте определены требования, выполнение которых необходимо для эффективной идентификации, разработки и управления корпоративными бизнес-взаимоотношениями как в рамках одной организации, так и между несколькими организациями.
Настоящий стандарт применим к частным и государственным организациям всех типов и размеров - от крупных многонациональных корпораций и государственных организаций до некоммерческих организаций и малых (микро) предприятий.
Настоящий стандарт можно применять на различных уровнях, например в отношении:
- единственного структурного подразделения (отдела), единственного проекта (программы) или единственной сделки слияния (поглощения);
- отдельных взаимоотношений между двумя организациями, альянсами, партнерствами, бизнес-клиентами, совместными предприятиями;
- нескольких заявленных взаимоотношений между партнерскими альянсами, консорциумами, совместными предприятиями, сетями, расширенными корпоративными партнерствами и сквозными цепочками поставок;
- полного применения в масштабах всей организации для всех установленных типов отношений.
В настоящем стандарте нормативные ссылки отсутствуют.
В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями.
Организации ИСО и МЭК поддерживают терминологические базы данных для их использования в стандартизации по следующим адресам:
- платформа просмотра онлайн ИСО: доступна по адресу https://www.iso.org/obp;
- IEC Electropedia: доступна по адресу http://www.electropedia.org.
3.1 организация (organization): Лицо или группа лиц, связанные определенными отношениями, имеющие ответственность, полномочия и выполняющие свои функции для достижения их целей (3.8).
Примечание 1 - Понятие организации включает в себя, но не ограничивается следующими примерами: индивидуальный предприниматель, компания, корпорация, фирма, предприятие, орган власти, товарищество, благотворительное учреждение, а также их часть или их объединение, являющиеся юридическим лицом или нет, государственные или частные.
3.2 стейкхолдер, заинтересованная сторона (stakeholder, interested party): Лицо или организация (3.1), которые могут воздействовать на осуществление деятельности или принятие решения, быть подверженными их воздействию или воспринимать себя в качестве последних.
3.3 требование (requirement): Потребность или ожидание, которое установлено, обычно предполагается или является обязательным.
Примечание 1 - Слова "обычно предполагается" означают, что это общепринятая практика организации (3.1) и заинтересованных сторон (3.2), что рассматриваемые потребности или ожидания предполагаются.
Примечание 2 - Установленным является такое требование, которое определено, например, в документированной информации (3.11).
3.4 система менеджмента (management system): Совокупность взаимосвязанных или взаимодействующих элементов организации (3.1) для разработки политик (3.7), целей (3.8) и процессов (3.12) для достижения этих целей.
Примечание 1 - Система менеджмента может охватывать один или несколько аспектов деятельности организации.
Примечание 2 - Элементы системы менеджмента определяют структуру организации, роли и ответственность, планирование, функционирование, политики, практики, правила, убеждения, цели и процессы для достижения этих целей.
Примечание 3 - Область применения системы менеджмента может охватывать всю организацию, определенные функции организации, определенные части организации, одну или более функций в группе организаций.
3.5 руководство высшего звена (топ-менеджеры) организации, высшее руководство (top management): Лицо или группа лиц, осуществляющие руководство и управление организацией (3.1) на высшем уровне.
Примечание 1 - Высшее руководство имеет право делегировать полномочия и предоставлять ресурсы в рамках организации.
Примечание 2 - Если область применения системы менеджмента (3.4) охватывает только часть организации, под высшим руководством подразумевают тех, кто осуществляет руководство и управляет этой частью организации.
3.6 эффективность (деятельности организаций) (effectiveness): Степень реализации запланированной деятельности и достижения запланированных результатов.
3.7 политика (организации) (policy): Намерения и направление организации (3.1), официально сформулированные ее высшим руководством (3.5).
3.8 цель (objective): Результат, который должен быть достигнут.
Примечание 1 - Цель может быть стратегической, тактической или оперативной.
Примечание 2 - Цели могут относиться к разным аспектам (такие как финансовые цели, цели в области здоровья и безопасности, экологии), а также применяться на разных уровнях [(например, стратегическом, организации в целом, проекта, продукции и процесса (3.12)].
Примечание 3 - Цель может выражаться различными способами (например, в виде предполагаемого результата, функционального критерия, цели корпоративных бизнес-отношений) или путем использования других терминов с аналогичным значением (например, терминов "замысел", "задача" или "намерение").
Примечание 4 - В контексте систем менеджмента (3.4) корпоративных бизнес-взаимоотношений цели этих взаимоотношений изначально устанавливаются организацией (3.1) для достижения конкретных результатов в соответствии с политикой (3.7) корпоративных бизнес-взаимоотношений. После выбора партнера (3.25) цели этих взаимоотношений необходимо включать в общие цели организации.
3.9 риск (risk): Влияние неопределенности.
Примечание 1 - Влияние выражается в отклонении от ожидаемого результата - позитивном или негативном.
Примечание 2 - Неопределенность является состоянием, связанным с недостатком, даже частично, информации, понимания или знания о событии, его последствиях или вероятности.
Примечание 3 - Риск часто определяют по отношению к потенциальным событиям (как определено в Руководстве ИСО 73:2009, 3.5.1.3) и их последствиям (как определено в Руководстве ИСО 73:2009, 3.6.1.3) или к их комбинации.
Примечание 4 - Риск часто выражается в терминах комбинации последствий события (включая изменения в обстоятельствах) и связанных с ними вероятностей (как определено в Руководстве ИСО 73:2009, 3.6.1.1) возникновения.
3.10 компетентность (competence): Способность применять знания и навыки для достижения намеченных результатов.
3.11 (за)документированная информация (documented information): Информация, которая должна управляться и поддерживаться организацией (3.1), и носитель, который ее содержит.
Примечание 1 - Документированная информация может быть любого формата, на любом носителе и может быть получена из любого источника.
Примечание 2 - Задокументированная информация может относиться:
- к системе менеджмента (3.4), включая соответствующие процессы (3.12);
- к информации, созданной для функционирования организации (документация);
- к свидетельствам достигнутых результатов (записи).
Примечание 3 - См. план менеджмента корпоративных бизнес-взаимоотношений (3.32).
3.12 процесс (process): Совокупность взаимосвязанных и (или) взаимодействующих видов деятельности, использующих входы для получения намеченного результата.
3.13 показатель (результаты) деятельности (performance): Измеримый итог.
Примечание 1 - Результаты деятельности могут относиться к количественным и качественным полученным данным.
Примечание 2 - Результаты деятельности могут относиться к менеджменту действий, процессам (3.12), продукции, услугам, системам или организациям (3.1).
3.14 аутсорсинг, передача процесса (outsource): Заключение соглашения, в соответствии с которым внешняя организация (3.1) выполняет часть функции или процесса (3.12) организации.
Примечание 1 - Внешняя организация не входит в область применения системы менеджмента (3.4), хотя переданная функция или процесс подпадают под область применения системы менеджмента.
3.15 мониторинг (monitoring): Определение статуса системы, процесса (3.12) или вида деятельности.
Примечание 1 - Для определения статуса могут потребоваться проверка, наблюдение или сопоставительный анализ.