Методика определения критериев оптимальности состава государственного и муниципального имущества и показателей эффективности управления и распоряжения им
(с изменениями на 8 декабря 2023 года)
1. Настоящая методика разработана в целях реализации подпрограммы "Управление федеральным имуществом" государственной программы Российской Федерации "Управление государственными финансами и регулирование финансовых рынков", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 320 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Управление государственными финансами и регулирование финансовых рынков", и Концепции повышения эффективности бюджетных расходов в 2019-2024 годах, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 января 2019 г. N 117-р.
(Пункт в редакции, введенной в действие распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2023 года N 3521-р. - См. предыдущую редакцию)
2. В рамках настоящей методики определяются критерии оптимальности состава государственного и муниципального имущества, за исключением имущества, сведения о котором отнесены к государственной тайне, и федерального недвижимого имущества, находящегося за пределами Российской Федерации, а также показатели эффективности управления и распоряжения государственным и муниципальным имуществом (далее соответственно -оптимальность состава имущества, критерии оптимальности, эффективность использования имущества, показатели эффективности).
(Пункт в редакции, введенной в действие распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2021 года N 3927-р. - См. предыдущую редакцию)
3. Применение содержащихся в настоящей методике критериев оптимальности и показателей эффективности призвано повысить качество управления и распоряжения государственным и муниципальным имуществом и направлено на реализацию задач по сокращению доли участия публично-правовых образований в хозяйственных обществах, действующих на конкурентных рынках, формированию необходимой имущественной основы деятельности публично-правовых образований, а также государственных (муниципальных) предприятий и учреждений, улучшению финансово-экономических показателей хозяйственных обществ и унитарных предприятий, вовлечению в коммерческий оборот государственной (муниципальной) инфраструктуры, оптимизации расходов на содержание государственного и муниципального имущества, увеличению доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации посредством эффективного управления государственным и муниципальным имуществом.
4. Настоящая методика предусматривает систему показателей оценки оптимальности состава и эффективности использования имущества, находящегося в собственности публично-правовых образований (за исключением имущества, сведения о котором отнесены к государственной тайне, и федерального недвижимого имущества, находящегося за пределами Российской Федерации), по следующим категориям государственного и муниципального имущества:
(Абзац в редакции, введенной в действие распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2021 года N 3927-р. - См. предыдущую редакцию)
а) акции (доли) хозяйственных обществ, находящиеся в собственности публично-правовых образований;
б) недвижимое имущество, закрепленное за государственными (муниципальными) унитарными предприятиями (далее - имущество предприятия);
в) недвижимое имущество, закрепленное за государственными (муниципальными) учреждениями (далее - имущество учреждения);
г) недвижимое имущество казны публично-правовых образований.
5. Показатели эффективности по каждой категории имущества определены в формах отчетности согласно приложению. Округление значений показателей осуществляется по правилам математического округления.
6. Критерием оптимальности нахождения в собственности публично-правового образования акций (долей) хозяйственных обществ является достижение последними значения показателя эффективности 80 баллов и более.
7. Для анализа эффективности использования акций (долей) хозяйственных обществ, которые принадлежат публично-правовым образованиям (далее - показатели эффективности хозяйственных обществ), используются показатели по форме отчетности, предусмотренной таблицей 1 приложения к настоящей методике.
8. Если по результатам анализа будет установлено, что значение показателей эффективности хозяйственного общества в отчетном периоде - истекшем в календарном году (с 1 января по 31 декабря включительно) не достигло 80 баллов и более, анализируются также показатели за 2 года, предшествующие отчетному периоду. В случае недостижения указанного значения показателя эффективности хозяйственного общества в любом из 2 лет, предшествующих отчетному периоду, и отсутствия положительной динамики этих показателей за весь анализируемый период (3 календарных года), рекомендуется принять следующие решения:
а) при значении показателя эффективности хозяйственного общества от 50 до 80 баллов орган государственной власти (орган местного самоуправления), осуществляющий полномочия собственника в сфере управления государственным (муниципальным) имуществом (далее - собственник имущества), обеспечивает утверждение плана мероприятий для повышения эффективности управления таким хозяйственным обществом на срок не более 2 лет (далее - план мероприятий) или приватизацию акций (долей) хозяйственного общества. Принятие решения об утверждении плана мероприятий в отношении такого хозяйственного общества более одного раза не рекомендуется. В случае недостижения значения показателя эффективности хозяйственного общества 80 баллов и более по итогам года, в котором завершен срок реализации плана мероприятий, рекомендуется осуществить подготовку предложений о включении акций (долей) хозяйственного общества в прогнозный план (программу) приватизации;
б) при значении показателя эффективности хозяйственного общества менее 50 баллов собственник имущества в установленном порядке осуществляет подготовку предложений о включении пакета акций (долей) хозяйственного общества в прогнозный план (программу) приватизации.
9. В прогнозный план (программу) приватизации не включаются акции (доли) хозяйственных обществ:
включенных в перечень стратегических предприятий и стратегических акционерных обществ, утвержденный Указом Президента Российской Федерации от 4 августа 2004 г. N 1009 "Об утверждении перечня стратегических предприятий и стратегических акционерных обществ";
включенных в сводный реестр организаций оборонно-промышленного комплекса, формируемый в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2004 г. N 96 "О сводном реестре организаций оборонно-промышленного комплекса";
в уставном капитале которых законодательством Российской Федерации предусмотрено 100-процентное участие публично-правовых образований;
доля дивидендных поступлений которых в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации составляет 10 процентов и более общего объема неналоговых доходов от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности соответствующего публично-правового образования;
которые находятся в процессе ликвидации и в отношении которых введена процедура банкротства;
в отношении которых налоговыми органами приняты решения о предстоящем исключении из Единого государственного реестра юридических лиц в соответствии со статьей 21 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".