ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

ПИСЬМО

от 24 сентября 2020 года N 05-86

[О направлении методических документов и материалов в целях организации и проведения итогового сочинения (изложения) в 2020/2021 учебном году]



Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки в целях организации и проведения итогового сочинения (изложения) в 2020/2021 учебном году направляет для использования в работе следующие методические документы и материалы:

1) Методические рекомендации по организации и проведению итогового сочинения (изложения) в 2020/2021 учебном году;

2) Правила* заполнения бланков итогового сочинения (изложения) в 2020/2021 учебном году;

________________

* Приложение см. по ссылке. - Примечание изготовителя базы данных.

3) Сборник* отчетных форм для проведения итогового сочинения (изложения) в 2020/2021 учебном году.

________________

* Приложение см. по ссылке. - Примечание изготовителя базы данных.

Перечисленные методические документы и материалы Рособрнадзора могут быть при необходимости доработаны органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в сфере образования, в зависимости от специфики организации проведения итогового сочинения (изложения), но не могут противоречить нормативным правовым актам, регламентирующим проведение итогового сочинения (изложения).

С.М.Рукавишников



Приложение 1
к письму Рособрнадзора
от 24 сентября 2020 года N 05-86



Методические рекомендации по организации и проведению итогового сочинения (изложения) в 2020/2021 учебном году



Перечень условных обозначений и сокращений


Выпускники прошлых лет

Лица, освоившие образовательные программы среднего общего образования в предыдущие годы, имеющие документ об образовании, подтверждающий получение среднего общего образования (или образовательные программы среднего (полного) общего образования - для лиц, получивших документ об образовании, подтверждающий получение среднего (полного) общего образования, до 1 сентября 2013 года), и (или) подтверждающий получение среднего профессионального образования, а также лица, имеющие среднее общее образование, полученное в иностранных организациях, осуществляющих образовательную деятельность

ГИА

Государственная итоговая аттестация по образовательным программам среднего общего образования

Лица со справкой об обучении

Лица, допущенные к ГИА в предыдущие годы, но не прошедшие ГИА или получившие на ГИА неудовлетворительные результаты более чем по одному обязательному учебному предмету, либо получившие повторно неудовлетворительный результат по одному из этих предметов на ГИА в дополнительные сроки

Обучающиеся СПО

Лица, обучающиеся по образовательным программам среднего профессионального образования, не имеющие среднего общего образования

ОВЗ

Ограниченные возможности здоровья

ОИВ

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования

ПМПК

Психолого-медико-педагогическая комиссия

Порядок

Порядок проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации и Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 7 ноября 2018 г. N 190/1512 (зарегистрирован Минюстом России 10 декабря 2018 г., регистрационный N 52952)

Порядок приема в вузы

Порядок приема на обучение по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры, утвержденный приказом Минобрнауки России от 21.08.2020 N 1076 (зарегистрирован Минюстом России 14.09.2020, регистрационный N 59805) (применяется при приеме на обучение начиная с 2021/22 учебного года)

Приказ Рособрнадзора N 831

Приказ Рособрнадзора от 18.06.2018 N 831 "Об утверждении требований к составу и формату сведений, вносимых и передаваемых в процессе репликации в федеральную информационную систему обеспечения проведения государственной итоговой аттестации обучающихся, освоивших основные образовательные программы основного общего и среднего общего образования, и приема граждан в образовательные организации для получения среднего профессионального и высшего образования и региональные информационные системы обеспечения проведения государственной итоговой аттестации обучающихся, освоивших основные образовательные программы основного общего и среднего общего образования, а также к срокам внесения и передачи в процессе репликации сведений в указанные информационные системы" (зарегистрирован Минюстом России 05.10.2018, регистрационный N 52348)

РИС

Региональные информационные системы обеспечения проведения государственной итоговой аттестации обучающихся, освоивших основные образовательные программы основного общего и среднего общего образования

Рособрнадзор

Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки

РЦОИ

Региональные центры обработки информации субъектов Российской Федерации

Справка, подтверждающая инвалидность

Оригинал или заверенная копия справки, подтверждающей факт установления инвалидности, выданная федеральным государственным учреждением медико-социальной экспертизы

Участники

Обучающиеся XI (XII) классов, обучающиеся СПО, экстерны, выпускники прошлых лет, принимающие участие в итоговом сочинении (изложении)

ФГБНУ "ФИПИ"

Федеральное государственное бюджетное научное учреждение "Федеральный институт педагогических измерений"

ФГБУ "ФЦТ"

Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральный центр тестирования"

ФИС

Федеральная информационная система обеспечения проведения государственной итоговой аттестации обучающихся, освоивших основные образовательные программы основного общего и среднего общего образования, и приема граждан в образовательные организации для получения среднего профессионального и высшего образования

Экстерны

Лица, осваивающие образовательные программы среднего общего образования в форме самообразования или семейного образования, либо лица, обучающиеся по не имеющим государственной аккредитации образовательным программам среднего общего образования, в том числе обучающиеся по образовательным программам среднего профессионального образования, получающие среднее общее образование по не имеющим государственную аккредитацию образовательным программам среднего общего образования, проходящие ГИА экстерном в организации, осуществляющей образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам среднего общего образования, в формах, установленных Порядком



1. Особенности формулировок тем итогового сочинения (текстов для изложения)


Особенности формулировок тем итогового сочинения

Итоговое сочинение, с одной стороны, носит надпредметный характер, то есть нацелено на проверку общих речевых компетенций обучающегося, выявление уровня его речевой культуры, оценку умения выпускника рассуждать по избранной теме, аргументировать свою позицию. С другой стороны, оно является литературоцентричным, так как содержит требование построения аргументации с обязательным привлечением примера(-ов) из литературного материала.

В 2020/2021 учебном году объявлены следующие пять открытых тематических направлений итогового сочинения, а также комментарии к ним:

1. Забвению не подлежит;

2. Я и другие;

3. Время перемен;

4. Разговор с собой;

5. Между прошлым и будущим: портрет моего поколения.

В соответствии с указанными тематическими направлениями Рособрнадзор организует разработку закрытого перечня тем итогового сочинения 2020/2021 учебного года и проводит их комплектацию по часовым поясам. Комплект будет включать пять тем сочинений из закрытого перечня (по одной теме от каждого общего тематического направления).

Ниже представлены краткие комментарии к открытым тематическим направлениям:

N

Тематическое направление

Комментарий

1.

Забвению не подлежит

Темы сочинений данного направления нацеливают на размышление о значимых исторических событиях, деятелях, общественных явлениях, достижениях науки и культуры, оказавших влияние, как на судьбы конкретных людей, так и на развитие общества и человеческой цивилизации в целом. Память о них не имеет срока давности, передается от поколения к поколению, напоминая о горьких уроках прошлого и его славных страницах. Примером глубокого осмысления этой проблемы могут служить произведения художественной, философской, научной литературы, критики, публицистики, мемуарной прозы.

2.

Я и другие

При раскрытии тем, связанных с названным направлением, целесообразно обратиться к различным формам человеческого взаимодействия, вопросам взаимоотношений личности и общества, проблеме самоопределения человека в социальной среде. В основу сочинения могут лечь рассуждения о причинах возникновения и способах разрешения межличностных конфликтов, о путях достижения понимания и согласия между людьми. Собственный жизненный опыт, а также обращение к различным литературным источникам (в том числе к философской литературе и публицистике) дадут возможность глубокого отклика на предложенную тему.

3.

Время перемен

В рамках данного направления можно будет поразмышлять о меняющемся мире, о причинах и следствиях изменений, происходящих внутри человека и в окружающей его действительности, о том, перед каким выбором он оказывается в период формирования собственного мировоззрения, в эпоху социальных и культурных изменений. На эти и другие вопросы в русле конкретных тем можно ответить, опираясь на различные литературные источники (художественные произведения, мемуаристику, научную литературу, публицистику), а также на собственный опыт осмысления жизни в "большом времени" с его проблемами и противоречиями.

4.

Разговор с собой

Названное направление побуждает к размышлению о том, что значит "быть самим собой". Данная тематика связана с вопросами, которые человек задает сам себе, об опасности внутреннего разлада, о работе совести и поисках смысла жизни. Темы этого направления нацеливают на самоанализ, осмысление опыта других людей (или поступков литературных героев), стремящихся понять себя. Темы позволяют задуматься о сильных и слабых сторонах собственной личности, о ценности и уникальности своего внутреннего мира, о необходимости самопознания и самосовершенствования. Раскрывая тему, можно обратиться к художественной, психологической, философской литературе, мемуарам, дневникам и публицистике.

5.

Между прошлым и будущим: портрет моего поколения

Темы сочинений данного направления приглашают к размышлению о культурных запросах современного человека, его литературных пристрастиях, жизненной позиции, о сходстве и различиях между ним и его предшественниками, о влиянии молодого поколения на формирование будущего мира. Потребуется осмысление духовных ценностей и нравственных ориентиров молодежи, ее места в современном мире. О сущности сегодняшнего поколения, чертах людей ХХI века размышляют современные писатели, ученые, журналисты, чья позиция имеет подчас дискуссионный характер, что дает возможность высказать свое мнение в рамках обозначенной проблематики.


При составлении тем итогового сочинения соблюдаются определенные требования. Темы для итогового сочинения должны:

соответствовать открытым направлениям тем итогового сочинения;

соответствовать надпредметному характеру итогового сочинения (не нацеливать на литературоведческий анализ конкретного произведения);

соответствовать литературоцентричному характеру итогового сочинения (давать возможность широкого выбора литературного материала, на который участник будет опираться в своих рассуждениях);

нацеливать на рассуждение (наличие проблемы в формулировке);

соответствовать возрастным особенностям выпускников (как основных участников), времени, отведенному на написание сочинения (3 ч 55 мин);

быть ясными, грамотными и разнообразными по формулировкам.

Разработанные темы позволяют участнику выбирать литературный материал, на который он будет опираться в своих рассуждениях (как уже было отмечено выше, литературный компонент является обязательным для успешного выполнения работы).

В качестве примера ниже приведены несколько комплектов тем (данные темы соответствуют открытым тематическим направлениям, по которым формировались темы итогового сочинения 2019/2020 учебного года: "Война и мир" - к 150-летию великой книги; "Надежда и отчаяние"; "Добро и зло"; "Гордость и смирение"; "Он и она").

Комплект N 1

103. Разделяете ли Вы убеждение Андрея Болконского: "надо…чтобы не для одного меня шла моя жизнь"?

206. Как надежда помогает выстоять в жизненных испытаниях?

305. Верно ли, что добро всегда сильнее зла?

403. Почему "гордость" и "гордыня" - разные понятия?

513. Он и она: искусство понимать друг друга.

Комплект N 2

113. Согласны ли Вы с убеждением автора романа "Война и мир", что каждый человек должен пройти свой путь духовных исканий?

202. Какую книгу Вы посоветовали бы прочитать тому, кто устал надеяться?

313. Как Вы понимаете известное утверждение, что главное поле битвы добра и зла - сердце человека?

407. Считаете ли Вы смирение добродетелью?

503. Что мешает взаимопониманию между любящими?

Комплект N 3

101. Над чем Вас заставил задуматься роман Л.Н.Толстого "Война и мир"?

210. Согласны ли Вы с тем, что безвыходных ситуаций не существует?

304. Всегда ли легко различить добро и зло?

412. Как победить в себе гордыню?

504. В чём заключается рыцарское отношение к женщине?

Комплект N 4

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»