ПРАВИТЕЛЬСТВО САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 сентября 2020 года N 775
Об утверждении Правил технической эксплуатации Петербургского метрополитена
(с изменениями на 31 мая 2024 года)
____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 31 мая 2024 года N 397 (Официальный сайт Администрации Санкт-Петербурга www.gov.spb.ru/norm_baza/npa, 05.06.2024).
____________________________________________________________________
В целях реализации положений Федерального закона "О внеуличном транспорте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" Правительство Санкт-Петербурга
постановляет:
1. Утвердить Правила технической эксплуатации Петербургского метрополитена.
2. Контроль за выполнением постановления возложить на вице-губернатора Санкт-Петербурга Полякова К.В.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 5 июня 2024 года постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 31 мая 2024 года N 397. - См. предыдущую редакцию)
Губернатор Санкт-Петербурга
А.Д.Беглов
Правила технической эксплуатации Петербургского метрополитена
1.1. Правила технической эксплуатации Петербургского метрополитена (далее - Правила) устанавливают порядок движения подвижного состава и организации маневровой работы, функционирования объектов инфраструктуры Петербургского метрополитена (далее - метрополитен), систему сигналов, относящихся к движению подвижного состава и организации маневровой работы, типы сигнальных приборов, при помощи которых эти сигналы подаются, определяют действия работников государственного унитарного предприятия "Петербургский метрополитен", осуществляющего перевозку пассажиров метрополитеном (далее - перевозчик), при технической эксплуатации метрополитена.
1.2. Правила разработаны в соответствии с Типовыми правилами технической эксплуатации метрополитена, утвержденными приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 21.12.2018 N 468, и учитывают региональные особенности функционирования метрополитена (далее - Типовые правила технической эксплуатации метрополитена).
2.1. Порядок движения подвижного состава и организации маневровой работы устанавливает правила:
подготовки заключения о готовности электроподвижного состава и подвижного состава специального назначения к движению;
приема, отправления, пропуска поездов, производства маневров при различных устройствах сигнализации и связи при движении поездов как в нормальных условиях, так и в случаях неисправности;
движения подвижных составов, предназначенных для выполнения работ по эксплуатации метрополитена;
предупреждения машинистов об особых условиях движения;
подачи поезда на пути строящихся участков.
2.2. Перечень лиц, управляющих приборами сигнализации, централизации и блокировки, открытием и закрытием сигналов светофоров (кроме автоматически действующих), устанавливается перевозчиком.
2.3. Организация следования к месту производства работ восстановительного подвижного состава осуществляется в следующем порядке.
Следование к месту производства работ восстановительного подвижного состава производится по линиям, где основным средством сигнализации является автоблокировка с автостопами и защитными участками, со скоростью не более 70 км/час, по линиям, где основным средством сигнализации являются устройства автоматической локомотивной сигнализации с автоматическим регулированием скорости (система устройств, обеспечивающая непрерывный контроль свободности пути и скорости движения подвижного состава, а также передачу сигнальных показаний о допустимой скорости движения в кабину управления подвижным составом (далее - АЛС-АРС), - не более 45 км/час при включенной автоблокировке.
2.4. Движение поездов при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, вызвавших прекращение действия основных средств сигнализации на линии (участке линии) метрополитена, осуществляется в соответствии с пунктами 2.28 и 2.29 Правил при обеспечении безопасности пассажиров.
2.5. Перевозчик обязан установить порядок подготовки заключения о готовности подвижного состава и подвижного состава специального назначения к движению в соответствии с требованиями конструкторской и эксплуатационной документации.
2.6. Перевозчик обязан оснастить линии метрополитена, на которых основным средством сигнализации при движении поездов являются устройства АЛС-АРС, резервным средством сигнализации - автоматической блокировкой без защитных участков и без установленных на пути устройств, приводящих в действие систему экстренного торможения поезда в случае проезда светофора с запрещающим показанием (далее - путевой автостоп). Сигналы светофоров автоматического действия в нормальном режиме должны быть выключены. Входные и выходные светофоры полуавтоматического действия должны быть постоянно включенными и иметь два режима работы: при отключенной и включенной автоблокировке.
Система торможения электроподвижного состава должна обеспечивать постоянство величины тормозного пути вне зависимости от загрузки, тормозное усилие, не вызывающее заклинивание колесных пар и гарантирующее остановку поезда при экстренном торможении (торможении по команде устройств АЛС-АРС) на расстоянии не более величин тормозных путей, приведенных в таблицах 1 и 2:
Таблица 1. Длина тормозного пути при экстренном торможении
Скорость | Длина тормозного пути при экстренном торможении, м | ||||||||||||
в начале торможения, км/ч | Профиль пути, ‰ | ||||||||||||
60 | 50 | 40 | 30 | 20 | 10 | 0 | -10 | -20 | -30 | -40 | -50 | -60 | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 |
90 | 200 | 205 | 210 | 220 | 245 | 265 | 295 | 320 | 360 | 404 | 450 | 465 | 530 |
85 | 180 | 185 | 190 | 200 | 220 | 235 | 265 | 280 | 315 | 355 | 395 | 420 | 475 |
80 | 160 | 165 | 170 | 180 | 195 | 205 | 220 | 245 | 275 | 310 | 345 | 375 | 425 |
75 | 140 | 145 | 150 | 160 | 170 | 180 | 190 | 215 | 240 | 270 | 305 | 330 | 375 |
70 | 120 | 125 | 130 | 140 | 145 | 155 | 166 | 185 | 210 | 235 | 265 | 290 | 330 |
65 | 100 | 105 | 110 | 120 | 125 | 135 | 145 | 160 | 180 | 205 | 230 | 255 | 285 |
60 | 92 | 93 | 95 | 100 | 110 | 115 | 125 | 135 | 155 | 176 | 195 | 220 | 245 |
55 | 75 | 78 | 80 | 86 | 95 | 100 | 105 | 115 | 130 | 150 | 170 | 185 | 205 |
50 | 62 | 63 | 65 | 70 | 80 | 85 | 90 | 95 | 110 | 125 | 140 | 155 | 170 |
45 | 52 | 53 | 55 | 60 | 65 | 70 | 75 | 80 | 90 | 100 | 115 | 130 | 145 |
40 | 41 | 43 | 45 | 48 | 50 | 55 | 60 | 65 | 72 | 80 | 95 | 100 | 110 |
35 | 35 | 38 | 37 | 38 | 40 | 45 | 50 | 53 | 58 | 65 | 75 | 80 | 85 |
30 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 35 | 40 | 42 | 45 | 50 | 55 | 60 | 65 |
25 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 27 | 30 | 32 | 34 | 37 | 40 | 45 | 60 |
20 | 15 | 16 | 17 | 17 | 18 | 20 | 22 | 23 | 25 | 27 | 30 | 32 | 35 |
15 | 10 | 11 | 13 | 13 | 14 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 20 | 22 | 23 |
10 | 6 | 6 | 10 | 11 | 11 | 12 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 18 | 19 |
Величина тормозного пути при экстренном торможении для открытых наземных и приравненных к ним участков увеличивается на 50 процентов.
Таблица 2. Длина тормозного пути при торможении от устройств автоматического регулирования скорости (далее - АРС) (с момента превышения скорости)
Скорость в начале торможения, км/ч | Длина тормозного пути при торможении АРС | ||||||||||||
Профиль пути, ‰ (промилле) | |||||||||||||
60 | 50 | 40 | 30 | 20 | 10 | 0 | -10 | -20 | -30 | -40 | -50 | -60 | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 |
90 | 294 | 296 | 303 | 317 | 334 | 360 | 388 | 424 | 461 | 526 | 600 | 695 | 794 |
85 | 271 | 272 | 281 | 293 | 309 | 325 | 354 | 380 | 416 | 474 | 580 | 646 | 725 |
80 | 248 | 250 | 260 | 270 | 284 | 289 | 320 | 335 | 370 | 422 | 561 | 599 | 659 |
75 | 222 | 226 | 235 | 245 | 255 | 262 | 283 | 306 | 340 | 381 | 490 | 531 | 591 |
70 | 196 | 202 | 210 | 219 | 225 | 235 | 243 | 278 | 308 | 340 | 418 | 462 | 524 |
65 | 176 | 181 | 188 | 195 | 200 | 208 | 219 | 241 | 266 | 292 | 341 | 395 | 447 |
60 | 157 | 160 | 164 | 169 | 174 | 181 | 194 | 203 | 224 | 244 | 264 | 334 | 371 |
55 | 138 | 141 | 147 | 151 | 155 | 162 | 172 | 182 | 199 | 215 | 234 | 295 | 326 |
50 | 121 | 122 | 129 | 132 | 136 | 142 | 149 | 159 | 173 | 187 | 206 | 257 | 282 |
45 | 102 | 104 | 112 | 114 | 118 | 123 | 127 | 137 | 148 | 159 | 176 | 220 | 239 |
40 | 83 | 85 | 94 | 96 | 99 | 103 | 105 | 115 | 122 | 130 | 146 | 181 | 194 |
35 | 71 | 74 | 81 | 82 | 85 | 87 | 97 | 100 | 106 | 114 | 127 | 159 | 170 |
30 | 59 | 62 | 66 | 68 | 71 | 73 | 77 | 84 | 90 | 96 | 106 | 135 | 144 |
20 | 56 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 70 | 74 | 76 | 81 | 85 | 99 | 115 |
2.7. Движение поездов на линиях метрополитена производится по сигнальным показаниям АЛС-АРС и показаниям светофоров полуавтоматического действия, а при включенных сигнальных огнях светофоров автоблокировки - по показаниям светофоров полуавтоматического и автоматического действия.
2.8. На линиях, на которых основным средством сигнализации при движении поездов является АЛС-АРС, оборудованных дублирующими автономными устройствами АЛС-АРС либо устройствами контроля ограничения скорости (далее - УОС 40/20), при неисправности поездных устройств АЛС-АРС поезд должен быть остановлен, отключены устройства АЛС-АРС и включено дублирующее автономное устройство АЛС-АРС либо УОС 40/20, дальнейшее движение должно осуществляться по сигнальным показаниям АЛС-АРС.
При неисправности поездных устройств АЛС-АРС и дублирующего автономного устройства АЛС-АРС либо УОС 40/20 независимо от наличия сигнального показания АЛС-АРС поезд должен быть остановлен, должны быть отключены устройства АЛС-АРС и дублирующее автономное устройство АЛС-АРС либо УОС 40/20. Движение производится после разрешения, выдаваемого в следующем порядке.
Машинист поезда обязан доложить о неисправности поездных устройств АЛС-АРС работнику, осуществляющему функции по регулированию движения подвижного состава в соответствии с установленными графиками, и дать заявку на включение сигнальных огней светофоров автоблокировки, после получения разрешения работника, осуществляющего функции по регулированию движения подвижного состава в соответствии с установленными графиками, на дальнейшее движение продолжить движение до ближайшей станции с дополнительными группами путей, помимо главных, предназначенных для обгона, скрещения, приема и отправлении поездов (далее - путевое развитие) со скоростью, допустимой УОС 40/20, но не более 35 км/ч.
В случае, когда при неисправности АЛС-АРС привести поезд в движение возможно только при отключенных устройствах АЛС-АРС и УОС 40/20, машинист обязан доложить об этом работнику, осуществляющему функции по регулированию движения подвижного состава в соответствии с установленными графиками, и, получив от него подтверждение о включении сигнальных огней автоблокировки, следовать до ближайшей станции с путевым развитием со скоростью не более 20 км/ч.
Пассажиры из поезда с неисправными поездными устройствами АЛС-АРС высаживаются на ближайшей станции.
Функцию УОС 40/20 могут выполнять и другие поездные устройства безопасности, установленные на различных типах подвижного состава, обеспечивающие функцию контроля ограничения скорости.
Порядок следования подвижного состава с неисправными поездными устройствами безопасности устанавливается перевозчиком.
2.9. Движение поездов по линии метрополитена производится при разрешающих показаниях светофоров со скоростью не более указанной сигнальным показанием АЛС-АРС в кабине управления.
Если показание АЛС-АРС превышает скорость, разрешенную сигналом светофора, то выполняется требование сигнала светофора.
2.10. При запрещающем показании светофоров автоматического и полуавтоматического действия движение поездов осуществляется в соответствии с пунктами 2.51, 2.53 и 2.64 Правил.
2.11. При разрешающем показании светофоров автоматического и полуавтоматического действия и сигнальном показании автоматической локомотивной сигнализации (далее - АЛС) "0" или "НЧ" движение осуществляется в следующем порядке.