Недействующий

Министерство экономического развития Российской Федерации
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ГОСУДАРСТВЕННОЙ СТАТИСТИКИ

ПРИКАЗ

от 28 августа 2020 года N 495

О внесении изменений в приказ Росстата от 11 мая 2018 г. N 292 "Об утверждении Основных методологических и организационных положений Комплексного наблюдения условий жизни населения"

____________________________________________________________________
Утратил силу на основании
приказа Росстата от 24 марта 2022 года N 145;
приказа Росстата от 3 октября 2023 года N 487
____________________________________________________________________



1. Приложение к приказу Росстата от 11 мая 2018 г. N 292 "Об утверждении Основных методологических и организационных положений Комплексного наблюдения условий жизни населения" изложить в новой редакции согласно приложению к настоящему приказу.

2. Признать утратившим силу приказ Росстата от 29 июня 2018 г. N 408 "О внесении изменений в Основные методологические и организационные положения Комплексного наблюдения условий жизни населения, утвержденные приказом Росстата от 11 мая 2018 г. N 292".

Временно исполняющий обязанности
руководителя Федеральной службы
государственной статистики
С.Н.Егоренко



Приложение
к приказу Росстата
от 28 августа 2020 года N 495

"УТВЕРЖДЕНЫ
приказом Росстата
от 11 мая 2018 года N 292



Основные методологические и организационные положения Комплексного наблюдения условий жизни населения



I. Цели и задачи наблюдения

     

1. Комплексное наблюдение условий жизни населения проводится во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2010 г. N 946 "Об организации в Российской Федерации системы федеральных статистических наблюдений по социально-демографическим проблемам и мониторинга экономических потерь от смертности, заболеваемости и инвалидизации населения" (далее - постановление Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2010 г. N 946).

2. Комплексное наблюдение условий жизни населения организуется в целях получения официальной статистической информации, отражающей фактические условия жизнедеятельности российских семей и их потребности в обеспечении безопасной и благоприятной среды обитания, здорового образа жизни, воспитании и развитии детей, в повышении трудовой, профессиональной и социальной мобильности, улучшении жилищных условий, установлении и развитии социокультурных связей.

3. Задачей проведения Комплексного наблюдения условий жизни населения является получение статистических данных о профессиональных и личных мотивациях участия населения в трудовой деятельности, об уровне обеспечения прав населения является получение статистических данных о профессиональных и личных мотивациях участия населения в трудовой деятельности, об уровне обеспечения прав на социальную защиту и потребностей в социальном обслуживании, о качестве жилищных и бытовых условий проживания и намерениях по их улучшению, о наличии информационных и коммуникационных средств, способствующих интеллектуальному развитию, о пользовании услугами и удовлетворенности работой учреждений социальной сферы и транспорта, о безопасности производственной и непроизводственной сфер обитания, о причинах ограничений в удовлетворении жизненно важных потребностей.

4. Уровень представительности результатов наблюдения: в целом по Российской Федерации, субъектам Российской Федерации, городской и сельской местности, социально-демографическим группам населения и домашних хозяйств, по Арктической зоне Российской Федерации.

II. Основные методологические положения подготовки и проведения наблюдения



2.1. Общие положения

     

5. Комплексное наблюдение условий жизни населения проводится в рамках реализации позиции 1.9.14 Федерального плана статистических работ, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2008 г. N 671-р.

6. Сбор первичных статистических данных при проведении Комплексного наблюдения условий жизни населения (далее - наблюдение) осуществляется путем опроса респондентов лицами, привлекаемыми на договорной основе в соответствии с законодательством Российской Федерации (на федеральном, территориальном, полевом уровнях) для выполнения работ, связанных с проведением федерального статистического наблюдения.

7. Сбор первичных статистических данных осуществляется по следующим формам федерального статистического наблюдения:

N 1-коуж "Вопросник для домохозяйства";

N 2-коуж "Индивидуальный вопросник для лиц в возрасте 15 лет и более;

N 3-коуж "Вопросник по детям в возрасте до 15 лет".

8. Сбор первичных статистических данных включает:

проведение опроса респондентов с применением вышеуказанных форм федерального статистического наблюдения на бумажном носителе;

загрузку первичных статистических данных в информационно-вычислительную систему Росстата, включая следующие работы:

ввод, конвертация данных;

проверку данных и метаданных в целях обеспечения их соответствия требованиям официальной статистической методологии;

визуальный и автоматизированный контроль, в том числе логический и арифметический, а также преобразование текстовой информации в цифровую (включая кодирование) с помощью специализированного или стандартного программного обеспечения, а также ручным способом.

2.2. Единица наблюдения

     

9. Единицей наблюдения при проведении наблюдения является частное домохозяйство (далее - домохозяйство) и члены домохозяйства.

________________

За исключением коллективных домашних хозяйств (лиц, долговременно находящихся в больницах, домах-интернатах и других институциональных заведениях, монастырях, религиозных общинах и прочих коллективных жилых помещениях).

10. Домохозяйство представляет собой совокупность лиц, проживающих в одном жилом помещении (или его части), как связанных, так и не связанных отношениями родства, совместно обеспечивающих себя пищей и всем необходимым для жизни, то есть полностью или частично объединяющих и расходующих свои средства.

________________

Значение понятия приведено исключительно для целей проведения выборочных наблюдений по социально-демографическим проблемам.

В том числе лица, чей фактический (или предполагаемый) период пребывания в домохозяйстве длится более одного года.

11. Домохозяйство может состоять и из одного человека, живущего самостоятельно и обеспечивающего себя пищей и всем необходимым для жизни.

12. Членами домохозяйства для целей проведения наблюдения признаются лица, указанные в его составе со слов одного из членов домохозяйства, который более других осведомлен о жизнедеятельности домохозяйства и в дальнейшем сможет ответить на вопросы, касающиеся домохозяйства в целом (далее - ответственное лицо). Состав домохозяйства устанавливается на момент проведения опроса.

13. В зависимости от места нахождения на момент опроса лица, учитываемые в составе домохозяйства, могут относиться к одной из следующих категорий:

1) лица, постоянно (обычно) проживающие в домохозяйстве;

________________

Лицо для целей проведения выборочных наблюдений по социально-демографическим проблемам считается "постоянно (обычно) проживающим" в домохозяйстве, если оно проводит ежесуточно в этом домохозяйстве большую часть своего ежедневного ночного отдыха.

2) лица, продолжительно или временно отсутствующие в домохозяйстве:

отсутствующие продолжительные периоды времени или временно отсутствующие, но имеющие родственные отношения с домохозяйством и продолжающие поддерживать тесную связь (или имеющие очевидные финансовые связи) с домохозяйством;

________________

Фактическое (или предполагаемое) отсутствие длится более одного года или не более одного года соответственно.

кратковременно отсутствующие, но обычно проживающие в домохозяйстве.

2.3. Применение выборочного метода

     

14. В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2010 г. N 946 наблюдение основано на выборочном опросе представителей различных групп и слоев населения, проживающих во всех субъектах Российской Федерации, с периодичностью один раз в два года и охватом 60 тыс. домохозяйств.

15. План размещения выборочной совокупности домохозяйств по субъектам Российской Федерации разрабатывается Росстатом в установленном порядке в соответствии с количеством обследуемых респондентов (домохозяйств), установленным постановлением Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2010 г. N 946 для каждого года проведения наблюдения, с учетом необходимости обеспечения представительности итогов наблюдения по Российской Федерации, по субъектам Российской Федерации, городской и сельской местности, по основным демографическим и социально-экономическим группам населения и домашних хозяйств (исходя из приемлемого уровня ошибки выборки).

16. Генеральную совокупность, служащую основой для построения выборочной совокупности при проведении наблюдения в соответствующих субъектах Российской Федерации, составляют все частные домохозяйства, проживающие на территории Российской Федерации.

17. Основой для формирования выборки в ходе подготовки наблюдения служит территориальная выборка многоцелевого назначения на базе информационного массива Всероссийской переписи населения 2010 года. Единицей отбора является счетный участок.

При формировании выборочной совокупности конечной единицей отбора является жилое помещение - индивидуальный дом, квартира, комната в коммунальной квартире, общежитии или в др. жилом строении.

18. Формирование выборочной совокупности домохозяйств осуществляется на основе принципов случайного отбора, то есть каждому домохозяйству в генеральной совокупности придается известная и ненулевая вероятность отбора.

19. При формировании итогов наблюдения его результаты распространяются на все частные домохозяйства и на все население, проживающее в них, согласно специально разработанной методологии.

20. Во исполнение пункта 3 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" в целях формирования статистических показателей, характеризующих условия жизни граждан старшего поколения, начиная с 2020 года, дополнительно обследуется целевая группа населения "старшее поколение" (далее - целевая группа) с охватом 11,11 тыс. домохозяйств во всех субъектах Российской Федерации.

21. Основой для формирования выборки целевой группы в ходе подготовки наблюдения служит перечень домохозяйств целевой группы, участвующих ранее в выборочных наблюдениях по социально-демографическим проблемам.

2.4. Программа наблюдения

     

22. Программа наблюдения представляет собой перечень признаков единиц наблюдения (домохозяйств и лиц, входящих в состав домохозяйств, - членов домохозяйств), подлежащих регистрации в процессе проведения опросов членов домохозяйств (респондентов) в соответствии с его целями и задачами.

23. Перечень признаков единиц наблюдения содержит сведения об условиях жизни домохозяйств и членов домохозяйств, относящихся к различным возрастным группам, по следующим тематическим блокам:

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»