Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 29 мая 2020 года N Р-48

Об утверждении методических рекомендаций профессиональной переподготовки руководителей образовательных организаций и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования, по внедрению и функционированию в образовательных организациях целевой модели цифровой образовательной среды



Во исполнение пункта 14.1.2.1 плана реализации федерального проекта "Цифровая образовательная среда" национального проекта "Образование", паспорт которого утвержден президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам протоколом от 24 декабря 2018 г. N 16:

1. Утвердить методические рекомендации профессиональной переподготовки руководителей образовательных организаций и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования, по внедрению и функционированию в образовательных организациях целевой модели цифровой образовательной среды.

2. Контроль за исполнением настоящего распоряжения оставляю за собой.

Заместитель Министра
Российской Федерации
B.C.Басюк



Приложение 1

УТВЕРЖДЕНЫ
распоряжением Министерства просвещения
Российской Федерации
от 29 мая 2020 года N Р-48



Методические рекомендации профессиональной переподготовки руководителей образовательных организаций и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования, по внедрению и функционированию в образовательных организациях целевой модели цифровой образовательной среды



Общие положения


Настоящие методические рекомендации разработаны в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", приказом Минобрнауки России от 1 июля 2013 г. N 499 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам", приказом Минобрнауки России от 23 августа 2017 г. N 816 "Об утверждении порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ", а также с учетом прошедших экспертно-общественных обсуждений в субъектах Российской Федерации с представителями руководителей образовательных организаций, представителями органов, осуществляющих управление в сфере образования, экспертов в сфере образования и цифровых технологий.

Методические рекомендации адресованы специалистам органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования и органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, и направлены на формирование условий для эффективной реализации в субъектах Российской Федерации мероприятий федерального проекта "Цифровая образовательная среда" национального проекта "Образование".

Согласно статье 76 ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" N 273 от 29 декабря 2012 г., программа профессиональной переподготовки направлена на получение компетенции, необходимой для выполнения нового вида профессиональной деятельности, приобретение новой квалификации.

Программы повышения квалификации руководителей общеобразовательных организаций направлены на последовательное совершенствование профессиональных знаний, умений и навыков по имеющейся трудовой функции, квалификации без повышения образовательного уровня.

Курс на цифровизацию государственных институтов, закрепленный в "Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы" и Программе "Цифровая экономика Российской Федерации", вызывает изменения рынка труда, не только в виде появления новых профессий и форм занятости, но меняет содержание традиционных профессий, провоцирует появление новых подходов к оценке профессиональных компетенций и ревизию методов формирования профессиональной грамотности. Эти процессы определяют актуальность создания образовательных программ по повышению общего уровня цифровой грамотности руководителей и педагогических работников российских образовательных организаций. Модернизация российского образования в контексте цифровизации указывает на необходимость осуществления системных мер поддержки инфраструктур и, главное, формирования цифровых компетенций руководителей и педагогических работников образовательных организаций. Так, по результатам проводимого НИУ ВШЭ исследования "Трудности и перспективы цифровой трансформации образования" установлено, что лишь 11% родителей и 15% обучающихся сформировали цифровую грамотность (умение использовать Интернет для поиска информации, умение работать с данными и др.) в процессе обучения в образовательной организации, при этом около 80% обучающихся указали, что научились всему самостоятельно, без поддержки со стороны педагогических работников образовательных организаций, в которых они обучались.

Общие характеристики программ повышения квалификации руководителей общеобразовательных организаций субъектов Российской Федерации по цифровой трансформации (далее - образовательные программы)


Образовательные программы разработаны совместно Федеральным государственным бюджетным образовательным учреждением высшего образования "Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации" и Федеральным государственным автономным учреждением "Фонд новых форм развития образования" в рамках выполнения работ по разработке и реализации комплекса образовательных программ для руководителей общеобразовательных организаций по вопросам цифровизации системы образования.

Образовательные программы направлены на содействие готовности образовательных организаций Российской Федерации к внедрению к 2024 году современной и безопасной цифровой образовательной среды, обеспечивающей формирование ценности к саморазвитию и самообразованию у обучающихся образовательных организаций всех видов и уровней, а также формированию профессиональных сообщества лидеров трансформации образования в субъектах России. Для достижения заявленных целей разработан комплект четырех логически связанных дополнительных профессиональных программ повышения квалификации руководителей общеобразовательных организаций субъектов Российской Федерации по цифровой трансформации (рисунок 1).

Рисунок 1 - структура комплекта программ


Зачисление участников на каждую образовательную программу осуществляется с учетом входной верификации ("В" на рисунке 1). Каждая образовательная программа завершается итоговой аттестацией ("И.А." на рисунке 1) и выдачей удостоверения о повышении квалификации. Каждая образовательная программа имеет основное содержание и расширенное (рисунок 2)

Рисунок 2 - структура программы комплекта


Цифровая трансформация образования (в частности образовательных организаций, реализующих программы начального, основного и среднего общего образования) рассматривается как комплексное переосмысление образовательной деятельности на основе уникальных возможностей цифровых технологий, в контексте кардинальных изменений экономики, социальной сферы, бизнеса и пр. (рисунок 3). Цифровая трансформация образовательной организации является необходимым условием развития российского образовательного пространства в условиях перехода к цифровой экономике.

Процесс трансформации означает не только развитие материально-технической базы образовательной организации, но и построение инфраструктуры для осуществления быстрых инновационных изменений, гибкой системы управления, внедрения новых образовательных технологий и индивидуализированных моделей обучения. В этом заключается вызов цифровой трансформации, который требует формирования новой культуры управления развитием образовательной организации, восприимчивой к изменениям и устойчивой к неудачам.

Рисунок 3 - Модель цифровой трансформации образования



Кадровое обеспечение реализации образовательных программ


Реализация образовательных программ происходит в заочной форме с использованием платформенного решения (информационной системы) для программ дополнительного профессионального образования. Методологически, методически и организационно образовательные программы обеспечиваются деятельностью коллектива научно-педагогических кадров, экспертов и спикеров, соответствующих нижеперечисленным требованиям к их квалификации:

- опыт работы в сфере образования и (или) бизнеса и (или) государственной службы - не менее 3 лет;

- опыт выступления в качестве эксперта и (или) спикера, и (или) модератора на конференциях/ /образовательных программах;

- опыт работы на управленческой позиции в организациях или органах власти - не менее 2 лет;

- опыт участия или управления аналогичными проектами, в том числе: разработка концепций, стратегий и программ развития - не менее 2 лет;

- наличие профессионального опыта и компетенций, подтвержденного.

В ходе реализации программы могут привлекаться дополнительные кадры для представления отдельных (конкретных) ее элементов.

Материально-техническое и программное обеспечение реализации образовательных программ


Для изучения предусмотренных программой учебно-методических материалов и выполнения самостоятельной работы необходимо наличие ноутбука (планшета), устойчивый доступ к сети Интернет с пропускной способностью не менее 10 Мбит/с, лицензионные системные программы для работы с документами и подготовки презентаций (Microsoft Office или функциональный эквивалент), поиска в интернете (браузер), работы с электронной почтой, воспроизводства мультимедиа информации (фото, видео, аудио).

Учебно-методическое и информационное обеспечение образовательных программ


Информирование участников образовательных программ осуществляется посредством электронной почты, а также размещения информационных материалов на специализированном интернет-ресурсе (цифровой образовательной платформе) реализации дополнительных профессиональных программ повышения квалификации руководителей общеобразовательных организаций субъектов Российской Федерации по цифровой трансформации.

Учебно-методическое обеспечение участников образовательных программ осуществляется посредством учебно-методических материалов, комплекта дополнительных материалов, а также реестра рекомендованной литературы и информационных источников, размещаемых на специализированном интернет-ресурсе (цифровой образовательной платформе) реализации дополнительных профессиональных программ повышения квалификации руководителей общеобразовательных организаций субъектов Российской Федерации по цифровой трансформации.

Участникам образовательных программ обеспечивается персональный доступ к специализированному интернет-ресурсу (цифровой образовательной платформе) реализации дополнительных профессиональных программ повышения квалификации руководителей общеобразовательных организаций субъектов Российской Федерации по цифровой трансформации в течение прохождения образовательной программы и шести месяцев после ее завершения.

Приложение 2.*

________________

* Приложение см. по ссылке. - Примечание изготовителя базы данных.

Приложение 3.*

________________

* Приложение см. по ссылке. - Примечание изготовителя базы данных.

Приложение 4.*

________________

* Приложение см. по ссылке. - Примечание изготовителя базы данных.

Приложение 5.*

________________

* Приложение см. по ссылке. - Примечание изготовителя базы данных.


Электронный текст документа

подготовлен АО "Кодекс" и сверен по:

рассылка