ПИСЬМО
от 31 марта 2020 года N 07-2477
О направлении методических рекомендаций по развитию деятельности педагогических сообществ по актуальным вопросам профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
В рамках реализации Плана мероприятий на 2017-2020 годы по реализации Концепции развития системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 22.03.2017 N 520-р, Департамент государственной политики в сфере защиты прав детей Минпросвещения России направляет разработанные ФГБУ "Центр защиты прав и интересов детей" методические рекомендации по развитию деятельности педагогических сообществ по актуальным вопросам профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних для использования в работе.
________________
См. Образование в Документах. - 2017. - N 6. - С.73-88. - Ред.
Ио директора Департамента
Л.П.Фальковская
Приложение
к письму Минпросвещения России
от 31 марта 2020 года N 07-2477
Методические рекомендации по развитию деятельности педагогических сообществ по актуальным вопросам профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
Методические рекомендации разработаны в соответствии с пунктом 33 Плана мероприятий на 2017-2020 годы по реализации Концепции развития системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 22.03.2017 N 520-р, и с учетом результатов мониторинга реализации Концепции развития системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на период до 2020 года в субъектах РФ, проведенного ФГБУ "Центр защиты прав и интересов детей".
Методические рекомендации содержат сведения о современном состоянии и тенденциях развития педагогических сообществ, направлениях деятельности в сфере профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, в том числе в контексте реализации национальных проектов, реализуемых с участием педагогических сообществ.
Методические рекомендации адресованы руководителям и специалистам органов исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющих полномочия в сфере образования, и образовательных организаций.
Целью Концепции развития системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 22.03.2017 N 520-р (далее - Концепция), является создание условий для успешной социализации (ресоциализации) несовершеннолетних, формирования у них готовности к саморазвитию, самоопределению и ответственному отношению к своей жизни.
Основными задачами деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних являются:
предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений антиобщественных действий несовершеннолетних, выявление и устранение причин и условий, способствующих этому;
обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних, социально-педагогическая реабилитация несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении;
выявление и пресечение случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений, других противоправных и(или) антиобщественных действий, а также случаев склонения их к суицидальным действиям.
Деятельность по профилактике безнадзорности и правонарушении несовершеннолетних основывается на принципах законности, демократизма, гуманного обращения с несовершеннолетними, поддержки семьи и взаимодействия с ней, индивидуального подхода к несовершеннолетним с соблюдением конфиденциальности полученной информации, государственной поддержки деятельности органов местного самоуправления и общественных объединений по профилактике безнадзорности и правонарушении несовершеннолетних, обеспечения ответственности должностных лиц и граждан за нарушение прав и законных интересов несовершеннолетних (Федеральный закон N 120-ФЗ, ст.2).
________________
См. Официальные документы в образовании. - 2013. - N 31, 32. - Ред.
Важнейшую роль в деятельности по разработке, внедрении и продвижении эффективных технологий и методов профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, повышении профессиональных компетенций педагогических работников и развитии информационно-методического обеспечения системы профилактики играют профессиональные педагогические сообщества.
Методические рекомендации содержат сведения о современном состоянии и тенденциях развития педагогических сообществ, актуальных направлениях деятельности в сфере профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, в том числе в контексте реализации национальных проектов, реализуемых с участием педагогических сообществ.
Настоящие методические рекомендации направлены на совершенствование и развитие системы профилактики правонарушений несовершеннолетних в образовательных учреждениях, повышение эффективности профилактической работы с несовершеннолетними.
Методические рекомендации адресованы руководителям и специалистам органов исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющих полномочия в сфере образования, и образовательных организаций.
В настоящих методических рекомендациях использованы следующие ключевые понятия:
Профессиональное сообщество - это формальная или неформальная группа профессионалов, работающих в одной предметной или проблемной профессиональной деятельности.
Педагогическое сообщество - это группа людей педагогической профессии, объединенная определенными нормами мышления, поведения и взаимодействия между ее членами.
Общественное объединение - добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения. Право граждан на создание общественных объединений реализуется как непосредственно путем объединения физических лиц, так и через юридические лица - общественные объединения.
Некоммерческой организацией является организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками.
Девиантное поведение - устойчивое поведение личности, отклоняющееся от наиболее важных социальных норм, причиняющее реальный ущерб обществу или самой личности, а также сопровождающееся ее социальной дезадаптацией.
Социализация - процесс и результат усвоения человеком социального опыта в процессе образования и жизнедеятельности посредством вхождения в социальную среду, установления социальных связей, принятия ценностей различных социальных групп и общества в целом, активного воспроизводства системы человеческих отношений.
Социальная адаптация - процесс активного приспособления ребенка, находящегося в трудной жизненной ситуации, к принятым в обществе правилам и нормам поведения, а также процесс преодоления последствий психологической или моральной травмы.
1. Краткая информация о современном состоянии и развитии педагогических сообществ
Современное состояние педагогических сообществ характеризуется появлением новых типов образовательных сообществ, институций и научно-педагогических сообществ с целью поиска эффективных средств и технологий для применения в образовательной среде, развития и поддержки педагогических инициатив, способствует переводу накопленных инноваций в режим постоянно действующих. Формирование педагогических сообществ осуществляется на добровольной основе. Деятельность педагога в качестве члена педагогического объединения (сообщества) обеспечивает продуктивность его индивидуального профессионального развития и профессиональный рост.
Педагогические сообщества можно классифицировать следующим образом (классификация условная):
по организационно-правовым формам - методические объединения, ассоциации, лаборатории, методические кабинеты, учебные методические объединения, интернет-сообщества и другие);
по профилю деятельности - на основе отнесения к определенной предметной области или направлению (проблематике) профессиональной деятельности;
по юридическому статусу - имеющие государственную регистрацию (юридические лица) и функционирующие в соответствии с законодательством без оформления государственной регистрации;
по территориальной сфере деятельности - всероссийские, международные, региональные, межрегиональные, муниципальные (районные, городские межшкольные методические объединения, местные отделения общероссийских или региональных ассоциаций) методические объединения, внутришкольные (школьные творческие (проектные) группы, клубы, методические объединения и другие);
по численности - от нескольких участников объединений до сотен и тысяч участников.
В последние годы наиболее активно развиваются педагогические сообщества, деятельность которых строится на основе информационных технологий и сетевого взаимодействия (сетевые педагогические сообщества, интерактивные (виртуальные) методические кабинеты, другое).
В рамках деятельности сетевого педагогического сообщества осуществляется создание единого информационного пространства (профессиональной среды), доступного для каждого члена сообщества, организация профессионального общения и обмена опытом (форумы, чаты, видеоконференции, комментарии и консультации), проводится дистанционное обучение, профессиональные конкурсы, обеспечивается создание методической библиотеки и распространение эффективных практик.
Сетевое взаимодействие - это такой тип отношений, в котором каждая единица является источником своих целей и влияет на деятельность всех остальных единиц. Интерес взаимодействия и взаимообращения друг к другу в сети заключается в востребованности результатов деятельности каждой единицы сети другими единицами. Нововведения при сетевой организации распространяются более быстро и носят эволюционный характер, что связано с индивидуальными интересами участников, непрерывным обменом информацией и опытом, и управление происходит не директивно, а конвенционально.
Сетевое взаимодействие осуществляется на основе принципов взаимности, равноправия участников сети, доверия, сетевой культуры, самоорганизации, самоопределения, ответственности и позволяет участникам реализовывать предоставляемые возможности в рамках общего информационного пространства на основе механизмов сетевого взаимодействия.
Сетевое взаимодействие содержит в себе огромный потенциал для обобщения, систематизации и реализации ресурсов коллективной профессиональной деятельности, дает возможность использовать преимущества сети в повышении эффективности специалистов в сфере профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
Внедрение в современное образование информационно-коммуникационных технологий как необходимого инструмента развития механизмов формирования доступности и открытости образовательной среды, повышения эффективности оценки качества образования и действенности институтов общественно-государственного управления образовательными организациями позволяет расширить возможности распространения позитивных моделей профилактики правонарушений обучающихся, в том числе с привлечением родителей (законных представителей).
Механизм сетевого взаимодействия позволяет открыть свои наработки широкой общественности, ознакомить профессиональное сообщество, родителей (законных представителей) обучающихся с научной и инновационной работой образовательной организации, найти единомышленников, что будет способствовать распространению инноваций и поможет приобщить к практической деятельности широкие круги общественности.
При сетевом взаимодействии особо значимым является создание продуктов как результата деятельности субъектов педагогического сетевого сообщества. Эти продукты могут быть различны по своей форме, содержанию, направленности (проект, программа, пакет методических материалов, образовательный кейс (case-study), тематический сайт и другое).
В качестве критериев оценивания продуктов могут стать такие, как возможность использования продукта самим разработчиком или участниками сетевого взаимодействия, новизна предложенного методического материала (продукта); соответствие требованиям, доказанная эффективность, новые знания и технологии, которые были применены и другое.
Основными факторами, способствующими развитию деятельности сетевых педагогических сообществ, являются:
актуальная проблематика, совместный поиск и представление новых эффективных решений;
использование удобных сервисов (популярных, зарекомендовавших себя);