МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 15 июня 2020 года N 343н
Об утверждении Правил по охране труда в морских и речных портах
В соответствии со статьей 209 Трудового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст.3; 2013, N 52, ст.6986) и подпунктом 5.2.28 Положения о Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2012 г. N 610 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 26, ст.3528),
приказываю:
1. Утвердить Правила по охране труда в морских и речных портах согласно приложению.
2. Признать утратившим силу приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 21 января 2019 г. N 30н "Об утверждении Правил по охране труда в морских и речных портах" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 1 апреля 2019 г., регистрационный N 54222).
3. Настоящий приказ вступает в силу с 1 января 2021 года.
Министр
А.О.Котяков
Зарегистрировано
в Министерстве юстиции
Российской Федерации
5 октября 2020 года,
регистрационный N 60231
Правила по охране труда в морских и речных портах
1. Правила по охране труда в морских и речных портах (далее - Правила) устанавливают государственные нормативные требования охраны труда, предъявляемые к организации и выполнению погрузочно-разгрузочных работ в морских и речных портах, а также к работам по обеспечению перегрузочных процессов и перевозке работников по территории портов и акватории судами портового флота (далее соответственно - порт, портовые работы).
Работы по перегрузке, складированию, хранению жидких и газообразных грузов, транспортируемых наливом, а также производство работ на нефтебазах, в автогаражах, ремонтно-механических мастерских, на ремонтно-строительных участках морского или речного порта проводятся с учетом особенностей, установленных нормативными правовыми актами, регламентирующими требования по перегрузке, складированию, хранению указанных грузов и к производству работ.
Работы по перегрузке, складированию, хранению опасных грузов осуществляются с учетом Международного морского кодекса по опасным грузам.
________________
Международный морской кодекс по опасным грузам (опубликован в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на официальном сайте http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001201707280021, 28 июля 2017 г.) (далее - Международный морской кодекс по опасным грузам).
Классификация опасных грузов установлена Международным морским кодексом по опасным грузами, главой 2.1 Европейского соглашения о международной дорожной перевозке опасных грузов, Европейским соглашением о международной перевозке опасных грузов по внутренним водным путям (ВОПОГ).
________________
Постановление Правительства Российской Федерации от 3 февраля 1994 г. N 76 "О присоединении Российской Федерации к Европейскому соглашению о международной дорожной перевозке опасных грузов" (Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации, 14 февраля 1994 г., N 7, ст.508).
Постановление Правительства Российской Федерации от 12 августа 2002 г. N 590 "О присоединении Российской Федерации к Европейскому соглашению о международной перевозке опасных грузов по внутренним водным путям" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 33, ст.3233).
2. Требования Правил обязательны для исполнения работодателями - физическими лицами и юридическими лицами, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющими организацию и выполнение портовых работ (далее - работодатели), и работниками.
Ответственность за выполнение Правил возлагается на работодателя.
3. На основе Правил и требований технической (эксплуатационной) документации организации - изготовителя технологического оборудования, применяемого при выполнении портовых работ (далее - организация-изготовитель), работодателем разрабатываются инструкции по охране труда для профессий и (или) видов выполняемых работ, которые утверждаются локальным нормативным актом работодателя с учетом мнения соответствующего профсоюзного органа либо иного уполномоченного работниками, выполняющими портовые работы (далее - работники), представительного органа (при наличии).
4. В случае применения технологического оборудования, технологической оснастки и выполнения работ, требования к безопасному применению и выполнению которых не регламентированы Правилами, следует руководствоваться требованиями соответствующих нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда.
5. Работодатель обязан обеспечить:
1) безопасность портовых работ, содержание технологического оборудования и технологической оснастки в исправном состоянии и их эксплуатацию в соответствии с требованиями Правил и технической (эксплуатационной) документации организации-изготовителя;
2) контроль за соблюдением работниками требований инструкций по охране труда.
6. При выполнении портовых работ на работников возможно воздействие вредных и (или) опасных производственных факторов, в том числе:
1) движущихся портовых перегрузочных машин, промышленного транспорта, подвижных элементов технологического оборудования, перемещаемых грузов;
2) падающих предметов (элементов технологического оборудования, перемещаемого груза);
3) повышенного уровня шума и вибрации;
4) повышенной или пониженной температуры воздуха рабочей зоны;
5) недостаточной освещенности рабочей зоны;
6) повышенной запыленности и загазованности воздуха рабочей зоны;
7) повышенного значения напряжения в электрических цепях, замыкание которых может произойти через тело человека;
8) повышенного уровня статического электричества;
9) неблагоприятных климатических условий на открытых площадках (дождь, снег, туман, ветер);
10) расположения рабочих мест на высоте относительно поверхности рабочих площадок и водной поверхности;
11) физических перегрузок;
12) нервно-психических перегрузок;
13) повышенной влажности и повышенной подвижности воздуха рабочей зоны;
14) опасных (вредных) воздействий перемещаемого груза.
7. При организации выполнения портовых работ, связанных с воздействием на работников вредных и (или) опасных производственных факторов, работодатель обязан принять меры по их исключению или снижению до уровней допустимого воздействия, установленных требованиями соответствующих нормативных правовых актов.
При невозможности исключения или снижения уровней вредных и (или) опасных производственных факторов до уровней допустимого воздействия в связи с характером и условиями производственного процесса проведение работ без обеспечения работников соответствующими специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты (далее - СИЗ) запрещается.
8. Работодатель в зависимости от специфики своей деятельности и исходя из оценки уровня профессионального риска вправе:
1) устанавливать дополнительные требования безопасности, не противоречащие Правилам. Требования охраны труда должны содержаться в соответствующих инструкциях по охране труда, доводиться до работника в виде распоряжений, указаний, инструктажа;
2) в целях контроля за безопасным производством работ применять приборы, устройства, оборудование и (или) комплекс (систему) приборов, устройств, оборудования, обеспечивающие дистанционную видео-, аудио или иную фиксацию процессов производства работ.
9. Работодатель в зависимости от специфики своей деятельности вправе устанавливать дополнительные требования безопасности, не противоречащие Правилам. Требования охраны труда должны содержаться в соответствующих инструкциях по охране труда, доводиться до работника в виде распоряжений, указаний, инструктажа.
10. Погрузочно-разгрузочные работы должны выполняться по утвержденной работодателем рабочей технологической документации.
При поступлении в порт нового вида груза, на переработку которого рабочая технологическая документация отсутствует, работодателем составляется и утверждается план организации работ по переработке поступившего груза с указанием необходимых мер безопасности с последующей обязательной разработкой рабочей технологической документации.
11. При направлении работников для выполнения технологических операций в трюмах судов должны оцениваться риски их выполнения, в том числе при выполнении операций одним работником, для обеспечения безопасности выполняемых операций.
12. В зонах производства работ, определяемых работодателем, применение защитных касок всеми работниками является обязательным.
13. В местах производства погрузочно-разгрузочных работ запрещается производство других работ.
14. Сигнал "Стоп" может быть подан любым лицом при возникновении опасной ситуации.
15. Производственная территория порта (далее - территория порта) должна иметь спланированный ровный профиль по направлениям движения транспортных средств и в темное время суток должна быть освещена. Расстояние между тротуарами (пешеходными дорожками) и железнодорожными путями (автомобильными дорогами), а также ограждения (обозначения) тротуаров (пешеходных дорожек) должны обеспечивать безопасный проход работников по территории порта.
16. В зимнее время дороги и тротуары должны очищаться от снега, а в случае обледенения - обрабатываться противогололедными средствами.
17. Работодателем должна быть разработана и доведена до работников схема маршрутов движения транспортных средств и пешеходов по территории порта.
18. Рельсы железнодорожных путей в портах должны быть уложены так, чтобы их головки не выступали выше уровня покрытия территории. Данное условие обязательно для автомобильных и железнодорожных переездов, пассажирских причалов и пристаней, пешеходных переходов, а также для причалов, на которых обработка судов производится с участием машин внутрипортового безрельсового транспорта.
19. В случае перевозки грузов в порту железнодорожным транспортом должна быть разработана инструкция по охране труда либо иной документ, регламентирующий взаимодействие работодателя и перевозчика. В инструкции по охране труда или ином соответствующем документе должны быть указаны особые приемы и меры безопасности при осуществлении операций в порту с участием железнодорожного транспорта.
20. Пересечения дорог с рельсовыми путями должны быть оборудованы переездами.
21. Движение транспортных средств через рельсовые пути вне оборудованных переездов запрещается.
22. Транспортные пути в тупиках должны иметь объезды или площадки, обеспечивающие возможность разворота транспортных средств.
23. Люки, колодцы, котлованы, проемы, траншеи, а также места и участки территории, представляющие опасность для работников и движения транспортных средств, должны быть закрыты или ограждены.
24. Ограждения опасных мест должны окрашиваться в сигнальные цвета в соответствии с ГОСТ Р 12.4.026-2015 "Межгосударственный стандарт. Система стандартов безопасности труда. Цвета сигнальные, знаки безопасности и разметка сигнальная. Назначение и правила применения. Общие технические требования и характеристики. Методы испытаний", утвержденным приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 10 июня 2016 г. N 614-ст (Стандартинформ, 2016).
25. В темное время суток ограждения опасных мест должны освещаться.
26. Размещение грузов на территории порта должно осуществляться в соответствии с утвержденной работодателем схемой размещения грузов с учетом устройства продольного магистрального проезда шириной не менее 6,0 м и подъезда такой же ширины от главной дороги.
27. Проезды и проходы в складских помещениях должны иметь четко обозначенные границы.
28. Границы проездов должны устанавливаться с учетом габаритов транспортных средств и транспортируемого груза.
29. Расстояние от границ проезжей части до элементов конструкций зданий, производственных, складских помещений и оборудования должно исключать возможность случайного наезда транспортных средств на работника.
Запрещается загромождать проезды и проходы.
30. В закрытых складских помещениях запрещается осуществлять погрузочно-разгрузочные работы погрузчиками с двигателями внутреннего сгорания.
31. Причалы и пирсы, на которых работают машины внутрипортового безрельсового транспорта, должны быть оборудованы по кордону прочными колесоотбойными устройствами высотой не менее 0,3 м.
32. Причалы с водной стороны должны иметь стационарные лестницы или скобтрапы на расстоянии не более 35 м друг от друга. Конструкция лестниц (скобтрапов) не должна мешать швартовке судов.
33. На причалах должны быть размещены спасательные посты, устанавливаемые не более чем через каждые 150 м.