Решение для управления процессами
производственной безопасности

МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ

от 15 июня 2020 года N 343н

Об утверждении Правил по охране труда в морских и речных портах



В соответствии со статьей 209 Трудового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст.3; 2013, N 52, ст.6986) и подпунктом 5.2.28 Положения о Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2012 г. N 610 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 26, ст.3528),

приказываю:

1. Утвердить Правила по охране труда в морских и речных портах согласно приложению.

2. Признать утратившим силу приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 21 января 2019 г. N 30н "Об утверждении Правил по охране труда в морских и речных портах" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 1 апреля 2019 г., регистрационный N 54222).

3. Настоящий приказ вступает в силу с 1 января 2021 года.

Министр
А.О.Котяков



Зарегистрировано

в Министерстве юстиции

Российской Федерации

5 октября 2020 года,

регистрационный N 60231

     

     

          Приложение
к приказу Министерства труда
и социальной защиты
Российской Федерации
от 15 июня 2020 года N 343н

     

Правила по охране труда в морских и речных портах

I. Общие положения

1. Правила по охране труда в морских и речных портах (далее - Правила) устанавливают государственные нормативные требования охраны труда, предъявляемые к организации и выполнению погрузочно-разгрузочных работ в морских и речных портах, а также к работам по обеспечению перегрузочных процессов и перевозке работников по территории портов и акватории судами портового флота (далее соответственно - порт, портовые работы).

Работы по перегрузке, складированию, хранению жидких и газообразных грузов, транспортируемых наливом, а также производство работ на нефтебазах, в автогаражах, ремонтно-механических мастерских, на ремонтно-строительных участках морского или речного порта проводятся с учетом особенностей, установленных нормативными правовыми актами, регламентирующими требования по перегрузке, складированию, хранению указанных грузов и к производству работ.

Работы по перегрузке, складированию, хранению опасных грузов осуществляются с учетом Международного морского кодекса по опасным грузам.

________________

Международный морской кодекс по опасным грузам (опубликован в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на официальном сайте http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001201707280021, 28 июля 2017 г.) (далее - Международный морской кодекс по опасным грузам).


Классификация опасных грузов установлена Международным морским кодексом по опасным грузами, главой 2.1 Европейского соглашения о международной дорожной перевозке опасных грузов, Европейским соглашением о международной перевозке опасных грузов по внутренним водным путям (ВОПОГ).

________________

Постановление Правительства Российской Федерации от 3 февраля 1994 г. N 76 "О присоединении Российской Федерации к Европейскому соглашению о международной дорожной перевозке опасных грузов" (Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации, 14 февраля 1994 г., N 7, ст.508).

Постановление Правительства Российской Федерации от 12 августа 2002 г. N 590 "О присоединении Российской Федерации к Европейскому соглашению о международной перевозке опасных грузов по внутренним водным путям" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 33, ст.3233).

2. Требования Правил обязательны для исполнения работодателями - физическими лицами и юридическими лицами, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющими организацию и выполнение портовых работ (далее - работодатели), и работниками.

Ответственность за выполнение Правил возлагается на работодателя.

3. На основе Правил и требований технической (эксплуатационной) документации организации - изготовителя технологического оборудования, применяемого при выполнении портовых работ (далее - организация-изготовитель), работодателем разрабатываются инструкции по охране труда для профессий и (или) видов выполняемых работ, которые утверждаются локальным нормативным актом работодателя с учетом мнения соответствующего профсоюзного органа либо иного уполномоченного работниками, выполняющими портовые работы (далее - работники), представительного органа (при наличии).

4. В случае применения технологического оборудования, технологической оснастки и выполнения работ, требования к безопасному применению и выполнению которых не регламентированы Правилами, следует руководствоваться требованиями соответствующих нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда.

5. Работодатель обязан обеспечить:

1) безопасность портовых работ, содержание технологического оборудования и технологической оснастки в исправном состоянии и их эксплуатацию в соответствии с требованиями Правил и технической (эксплуатационной) документации организации-изготовителя;

2) контроль за соблюдением работниками требований инструкций по охране труда.

6. При выполнении портовых работ на работников возможно воздействие вредных и (или) опасных производственных факторов, в том числе:

1) движущихся портовых перегрузочных машин, промышленного транспорта, подвижных элементов технологического оборудования, перемещаемых грузов;

2) падающих предметов (элементов технологического оборудования, перемещаемого груза);

3) повышенного уровня шума и вибрации;

4) повышенной или пониженной температуры воздуха рабочей зоны;

5) недостаточной освещенности рабочей зоны;

6) повышенной запыленности и загазованности воздуха рабочей зоны;

7) повышенного значения напряжения в электрических цепях, замыкание которых может произойти через тело человека;

8) повышенного уровня статического электричества;

9) неблагоприятных климатических условий на открытых площадках (дождь, снег, туман, ветер);

10) расположения рабочих мест на высоте относительно поверхности рабочих площадок и водной поверхности;

11) физических перегрузок;

12) нервно-психических перегрузок;

13) повышенной влажности и повышенной подвижности воздуха рабочей зоны;

14) опасных (вредных) воздействий перемещаемого груза.

7. При организации выполнения портовых работ, связанных с воздействием на работников вредных и (или) опасных производственных факторов, работодатель обязан принять меры по их исключению или снижению до уровней допустимого воздействия, установленных требованиями соответствующих нормативных правовых актов.

При невозможности исключения или снижения уровней вредных и (или) опасных производственных факторов до уровней допустимого воздействия в связи с характером и условиями производственного процесса проведение работ без обеспечения работников соответствующими специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты (далее - СИЗ) запрещается.

8. Работодатель в зависимости от специфики своей деятельности и исходя из оценки уровня профессионального риска вправе:

1) устанавливать дополнительные требования безопасности, не противоречащие Правилам. Требования охраны труда должны содержаться в соответствующих инструкциях по охране труда, доводиться до работника в виде распоряжений, указаний, инструктажа;

2) в целях контроля за безопасным производством работ применять приборы, устройства, оборудование и (или) комплекс (систему) приборов, устройств, оборудования, обеспечивающие дистанционную видео-, аудио или иную фиксацию процессов производства работ.

II. Общие требования охраны труда при организации выполнения портовых работ

9. Работодатель в зависимости от специфики своей деятельности вправе устанавливать дополнительные требования безопасности, не противоречащие Правилам. Требования охраны труда должны содержаться в соответствующих инструкциях по охране труда, доводиться до работника в виде распоряжений, указаний, инструктажа.

10. Погрузочно-разгрузочные работы должны выполняться по утвержденной работодателем рабочей технологической документации.

При поступлении в порт нового вида груза, на переработку которого рабочая технологическая документация отсутствует, работодателем составляется и утверждается план организации работ по переработке поступившего груза с указанием необходимых мер безопасности с последующей обязательной разработкой рабочей технологической документации.

11. При направлении работников для выполнения технологических операций в трюмах судов должны оцениваться риски их выполнения, в том числе при выполнении операций одним работником, для обеспечения безопасности выполняемых операций.

12. В зонах производства работ, определяемых работодателем, применение защитных касок всеми работниками является обязательным.

13. В местах производства погрузочно-разгрузочных работ запрещается производство других работ.

14. Сигнал "Стоп" может быть подан любым лицом при возникновении опасной ситуации.

III. Требования охраны труда, предъявляемые к производственным территориям, производственным зданиям и сооружениям, участкам производства портовых работ, транспортным коммуникациям

15. Производственная территория порта (далее - территория порта) должна иметь спланированный ровный профиль по направлениям движения транспортных средств и в темное время суток должна быть освещена. Расстояние между тротуарами (пешеходными дорожками) и железнодорожными путями (автомобильными дорогами), а также ограждения (обозначения) тротуаров (пешеходных дорожек) должны обеспечивать безопасный проход работников по территории порта.

16. В зимнее время дороги и тротуары должны очищаться от снега, а в случае обледенения - обрабатываться противогололедными средствами.

17. Работодателем должна быть разработана и доведена до работников схема маршрутов движения транспортных средств и пешеходов по территории порта.

18. Рельсы железнодорожных путей в портах должны быть уложены так, чтобы их головки не выступали выше уровня покрытия территории. Данное условие обязательно для автомобильных и железнодорожных переездов, пассажирских причалов и пристаней, пешеходных переходов, а также для причалов, на которых обработка судов производится с участием машин внутрипортового безрельсового транспорта.

19. В случае перевозки грузов в порту железнодорожным транспортом должна быть разработана инструкция по охране труда либо иной документ, регламентирующий взаимодействие работодателя и перевозчика. В инструкции по охране труда или ином соответствующем документе должны быть указаны особые приемы и меры безопасности при осуществлении операций в порту с участием железнодорожного транспорта.

20. Пересечения дорог с рельсовыми путями должны быть оборудованы переездами.

21. Движение транспортных средств через рельсовые пути вне оборудованных переездов запрещается.

22. Транспортные пути в тупиках должны иметь объезды или площадки, обеспечивающие возможность разворота транспортных средств.

23. Люки, колодцы, котлованы, проемы, траншеи, а также места и участки территории, представляющие опасность для работников и движения транспортных средств, должны быть закрыты или ограждены.

24. Ограждения опасных мест должны окрашиваться в сигнальные цвета в соответствии с ГОСТ Р 12.4.026-2015 "Межгосударственный стандарт. Система стандартов безопасности труда. Цвета сигнальные, знаки безопасности и разметка сигнальная. Назначение и правила применения. Общие технические требования и характеристики. Методы испытаний", утвержденным приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 10 июня 2016 г. N 614-ст (Стандартинформ, 2016).

25. В темное время суток ограждения опасных мест должны освещаться.

26. Размещение грузов на территории порта должно осуществляться в соответствии с утвержденной работодателем схемой размещения грузов с учетом устройства продольного магистрального проезда шириной не менее 6,0 м и подъезда такой же ширины от главной дороги.

27. Проезды и проходы в складских помещениях должны иметь четко обозначенные границы.

28. Границы проездов должны устанавливаться с учетом габаритов транспортных средств и транспортируемого груза.

29. Расстояние от границ проезжей части до элементов конструкций зданий, производственных, складских помещений и оборудования должно исключать возможность случайного наезда транспортных средств на работника.

Запрещается загромождать проезды и проходы.

30. В закрытых складских помещениях запрещается осуществлять погрузочно-разгрузочные работы погрузчиками с двигателями внутреннего сгорания.

31. Причалы и пирсы, на которых работают машины внутрипортового безрельсового транспорта, должны быть оборудованы по кордону прочными колесоотбойными устройствами высотой не менее 0,3 м.

32. Причалы с водной стороны должны иметь стационарные лестницы или скобтрапы на расстоянии не более 35 м друг от друга. Конструкция лестниц (скобтрапов) не должна мешать швартовке судов.

33. На причалах должны быть размещены спасательные посты, устанавливаемые не более чем через каждые 150 м.