Наименование | Комплексное обеспечение социальной реабилитации и абилитации | Код | A | Уровень квалификации | 6 | |||||
Происхождение обобщенной трудовой функции | Оригинал | X | Заимствовано из оригинала | |||||||
Код оригинала | Регистрационный номер профессионального стандарта |
Возможные наименования должностей, профессий | Специалист по социальной реабилитации |
Требования к образованию и обучению | Высшее образование |
Требования к опыту практической работы | - |
Особые условия допуска к работе | К трудовой деятельности с участием несовершеннолетних не допускаются лица, имеющие или имевшие судимость, а равно и подвергавшиеся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления, состав и виды которых установлены законодательством Российской Федерации |
Отсутствие заболеваний, предусмотренных перечнем, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, который осуществляет функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию в области здравоохранения | |
Другие характеристики | Рекомендуется дополнительное профессиональное образование - программы повышения квалификации не реже одного раза в пять лет |
_________________
Статья 351.1 Трудового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст.3; 2015, N 29, ст.4363).
Постановление Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 28 апреля 1993 г. N 377 "О реализации Закона Российской Федерации "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании" (Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации, 1993, N 18, ст.1602; 2002, N 39, ст.3796).
Дополнительные характеристики
Наименование документа | Код | Наименование базовой группы, должности (профессии) или специальности |
2634 | Психологи | |
ЕКС | - | Психолог |
25883 | Психолог | |
5.37.03.01 | Психология | |
5.37.04.01 | Психология | |
5.37.05.01 | Клиническая психология | |
5.39.03.02 | Социальная работа | |
5.39.04.02 | Психология | |
6.44.03.02 | Психолого-педагогическое образование | |
6.44.03.03 | Специальное (дефектологическое) образование | |
6.44.04.02 | Психолого-педагогическое образование | |
6.44.04.03 | Специальное (дефектологическое) образование | |
6.44.05.01 | Педагогика и психология девиантного поведения |
_________________
Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих.
Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов.
Общероссийский классификатор специальностей по образованию.
3.1.1. Трудовая функция
Наименование | Социальная реабилитация и абилитация несовершеннолетних лиц | Код | A/01.6 | Уровень (подуровень) квалификации | 6 | |||||
Происхождение трудовой функции | Оригинал | X | Заимствовано из оригинала | |||||||
Код оригинала | Регистрационный номер профессионального стандарта |
Трудовые действия | Проведение оценки условий, которые ухудшают или могут ухудшить жизненную ситуацию несовершеннолетних, анализ степени выраженности ограничений категорий жизнедеятельности у детей-инвалидов |
Проведение оценки потенциала социальной реабилитации (абилитации) несовершеннолетних, уточнение потенциала социальной реабилитации (абилитации) детей-инвалидов | |
Определение цели и задач социальной реабилитации (абилитации) несовершеннолетних лиц | |
Составление перечня мероприятий для социальной реабилитации (абилитации) несовершеннолетних лиц | |
Определение прогноза социальной реабилитации (абилитации) несовершеннолетних лиц, уточнение прогноза социальной реабилитации (абилитации) детей-инвалидов | |
Консультирование специалистов организаций, участвующих в реализации индивидуальной программы реабилитации и абилитации инвалидов | |
Организация и проведение мероприятий социальной реабилитации (абилитации) несовершеннолетних, признанных нуждающимися в социальном обслуживании, в том числе в рамках реализации индивидуальной программы реабилитации или абилитации ребенка-инвалида | |
Мониторинг и проведение оценки эффективности реализации мероприятий социальной реабилитации (абилитации) несовершеннолетних лиц в рамках реализации индивидуальной программы реабилитации или абилитации ребенка-инвалида либо индивидуальной программы социальной реабилитации несовершеннолетнего | |
Разработка рекомендаций по коррекции мероприятий социальной реабилитации (абилитации) несовершеннолетних лиц по итогам реализации индивидуальной программы реабилитации или абилитации ребенка-инвалида либо индивидуальной программы социальной реабилитации несовершеннолетнего | |
Подготовка заключений по результатам реализации мероприятий социальной реабилитации (абилитации) | |
Оформление локальных нормативных актов в соответствии с задачами социальной реабилитации (абилитации) | |
Обмен опытом, профессиональными знаниями со специалистами по комплексной реабилитации (абилитации) | |
Обсуждение мероприятий социальной реабилитации (абилитации) несовершеннолетних на конференциях (консилиумах) междисциплинарной команды, в том числе вопросов составления, утверждения, коррекции, мониторинга и оценки эффективности индивидуальных программ реабилитации (абилитации) | |
Необходимые умения | Проводить экспертно-реабилитационную диагностику и оценку условий, которые ухудшают или могут ухудшить жизненную ситуацию несовершеннолетних |
Оценивать реабилитационный (абилитационный) потенциал несовершеннолетних, уточнять реабилитационный (абилитационный) потенциал детей-инвалидов с учетом рекомендаций в индивидуальной программе реабилитации или абилитации ребенка-инвалида либо индивидуальной программе социальной реабилитации несовершеннолетнего, оценивать ресурсы их окружения, возможность получения ими услуг по реабилитации (абилитации) в домашних условиях, выявлять факторы риска | |
Определять цели и задачи социальной реабилитации (абилитации) несовершеннолетних лиц | |
Определять перечень мероприятий, а также приоритетность и очередность выполнения мероприятий социальной реабилитации (абилитации) несовершеннолетних | |
Прогнозировать результаты социальной реабилитации (абилитации) на основе оценки внутренних и внешних ресурсов несовершеннолетних, реабилитационной инфраструктуры | |
Осуществлять общение с законными (уполномоченными) представителями несовершеннолетних лиц, самими несовершеннолетними, мотивировать на активное участие в мероприятиях по социальной реабилитации (абилитации) | |
Работать в междисциплинарной команде | |
Подбирать методы социально-психологической, социально-педагогической, социокультурной, социально-средовой реабилитации (абилитации), социально-бытовой адаптации, исходя из актуального состояния здоровья несовершеннолетних, а для детей инвалидов с учетом рекомендаций в индивидуальной программе реабилитации или абилитации ребенка-инвалида либо индивидуальной программе социальной реабилитации несовершеннолетнего | |
Применять на практике психологические методы мобилизации внутренних и внешних ресурсов несовершеннолетних | |
Формировать мотивацию к обучению, труду у несовершеннолетних, осуществлять их профессиональную ориентацию | |
Проводить адаптационное обучение пользованию инфраструктурой населенного пункта (передвижению по улице, правилам дорожного движения, пользованию уличным транспортом) | |
Применять методы индивидуального, семейного консультирования несовершеннолетних, их законных (уполномоченных) представителей, специалистов образовательных и социозащитных организаций по вопросам социальной реабилитации (абилитации) несовершеннолетних | |
Реализовывать мероприятия социальной реабилитации (абилитации) с учетом актуального состояния здоровья и ограничений жизнедеятельности, психологического и социального статуса, возраста, образования несовершеннолетних | |
Разрабатывать рекомендации и проводить консультирование по вопросам оборудования специальными средствами и приспособлениями жилого помещения, занимаемого несовершеннолетним инвалидом, преодоления психологических барьеров при использовании реабилитационного оборудования; психологической адаптации к техническим средствам реабилитации | |
Проводить мероприятия по обучению технике и приемам самообслуживания и персонального ухода | |
Проводить мониторинг и оценку эффективности результатов реализации мероприятий социальной реабилитации (абилитации) несовершеннолетних в рамках реализации индивидуальной программы реабилитации или абилитации ребенка-инвалида либо индивидуальной программы социальной реабилитации несовершеннолетнего | |
Анализировать нормативные правовые акты по организации и содержанию социальной реабилитации и абилитации несовершеннолетних лиц | |
Протоколировать ход обследования, оформлять заключения по результатам реализации мероприятий социальной реабилитации (абилитации) в рамках индивидуальной программы реабилитации или абилитации ребенка-инвалида либо индивидуальной программы социальной реабилитации несовершеннолетнего, подготавливать отчеты | |
Излагать профессиональную информацию в процессе мультидисциплинарного взаимодействия | |
Анализировать особенности социального взаимодействия с учетом национальных, этнокультурных, конфессиональных особенностей | |
Проявлять позитивное отношение, терпимость, выражать эмоциональную поддержку | |
Необходимые знания | Нормативные правовые акты Российской Федерации, регламентирующие реабилитацию (абилитацию) несовершеннолетних; опеку и попечительство несовершеннолетних; дополнительные гарантии, социальную поддержку детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; получение образования несовершеннолетними с ограниченными возможностями здоровья и (или) инвалидностью |
Международная классификация функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья | |
Общероссийский базовый (отраслевой) перечень (классификатор) государственных и муниципальных услуг, оказываемых физическим лицам | |
Нормативные правовые акты Российской Федерации в области трудового, гражданского и семейного законодательства, защиты персональных данных | |
Критерии оценки и методы мобилизации внутренних и внешних ресурсов несовершеннолетних | |
Основы формирования реабилитационной среды для несовершеннолетних | |
Особенности паллиативной помощи несовершеннолетним | |
Основные направления социальной реабилитации и абилитации несовершеннолетних, социальной защиты и социального обслуживания населения | |
Основы диагностики несовершеннолетних, имеющих ограничения жизнедеятельности, и условия, которые нарушают или могут нарушить их жизненную ситуацию, реабилитационных (абилитационных) стратегий работы с данной категорией несовершеннолетних | |
Методы и процедуры диагностики и оценки условий жизнедеятельности несовершеннолетних | |
Основные принципы подбора методов социальной реабилитации (абилитации) несовершеннолетних с учетом их реабилитационного (абилитационного) потенциала, основные (в том числе инновационные) методы социально-психологической, социально-педагогической, социокультурной, социально-средовой, социально-бытовой реабилитации (абилитации) | |
Методы развития несформированных высших психических функций, коррекции эмоционально-волевых нарушений и поведенческих реакций | |
Техники и приемы самообслуживания и персонального ухода | |
Методы формирования у несовершеннолетних индивидуальных механизмов психологической защиты, психологической толерантности в ситуации постоянно стрессирующего воздействия болезни и (или) социальной среды, повышения эмоциональной стабильности, профилактики деструктивного поведения, направленного на самоизоляцию и одиночество | |
Методы и способы разрешения конфликтных ситуаций | |
Техники общения с несовершеннолетними с ограниченными возможностями здоровья (сенсорными, психическими нарушениями), этика общения с детьми-инвалидами с различными ограничениями жизнедеятельности | |
Требования к защите персональных данных | |
Требования к отчетности, периодичности, качеству и условиям оказания реабилитационной помощи в психологии, социальной работе, медицине и смежных областях | |
Методика обучения несовершеннолетних пользованию техническими средствами реабилитации, передвижению | |
Методы эргономики для несовершеннолетних | |
Методы психосоциального тренинга, ведения групп психологической поддержки и консультирования | |
Требования единой системы межведомственного электронного взаимодействия | |
Психологические основы социального взаимодействия, направленного на решение профессиональных задач; основные принципы организации деловых контактов; основные концепции взаимодействия людей в организации, особенности диадического взаимодействия | |
Перечень и виды технических средств реабилитации, в том числе для детей-инвалидов | |
Технологии мониторинга и оценки результатов социальной реабилитации (абилитации) несовершеннолетних | |
Локальные нормативные акты и способы их заполнения (ведения), согласования и принятия | |
Другие характеристики | Соблюдение правил профессиональной этики |
3.1.2. Трудовая функция
Наименование | Социальная реабилитация и абилитация лиц трудоспособного возраста | Код | A/02.6 | Уровень (подуровень) квалификации | 6 | |||||
Происхождение трудовой функции | Оригинал | X | Заимствовано из оригинала | |||||||
Код оригинала | Регистрационный номер профессионального стандарта |