ОК 009-2016
ОБЩЕРОССИЙСКИЙ КЛАССИФИКАТОР
ОБЩЕРОССИЙСКИЙ КЛАССИФИКАТОР СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Russian classification of professions by education
Дата введения 2017-07-01
РАЗРАБОТАН Министерством образования и науки Российской Федерации
ПРЕДСТАВЛЕН Министерством образования и науки Российской Федерации
ВНЕСЕН Управлением развития информационного обеспечения и аккредитации Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии
ПРИНЯТ И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 8 декабря 2016 г. N 2007-ст
ВЗАМЕН ОК 009-2003, ОК 023-95
Общероссийский классификатор специальностей по образованию (ОКСО) является документом по стандартизации Российской Федерации.
ОКСО предназначен для классификации и кодирования профессий, специальностей и направлений подготовки, используемых для реализации профессиональных образовательных программ среднего профессионального и высшего образования.
ОКСО основывается на утверждаемых Министерством образования и науки Российской Федерации перечнях профессий и специальностей среднего профессионального образования и перечнях специальностей и направлений подготовки высшего образования, разработанных в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
ОКСО вводится взамен ОКСО ОК 009-2003, а также Общероссийского классификатора начального профессионального образования (ОКНПО) ОК 023-95.
ОКСО используется при решении задач, связанных с:
- регламентацией приема, образовательной деятельности и выпуска по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования;
- определением прогнозной потребности в кадрах соответствующих квалификаций;
- регламентацией лицензирования и государственной аккредитации образовательной деятельности в области среднего профессионального и высшего образования;
- регламентацией статистического учета в области среднего профессионального и высшего образования.
ОКСО включает в себя следующие разделы:
- раздел I. | Профессии среднего профессионального образования; |
- раздел II. | Специальности среднего профессионального образования; |
- раздел III. | Направления подготовки высшего образования - бакалавриата; |
- раздел IV. | Направления подготовки высшего образования - магистратуры; |
- раздел V. | Специальности высшего образования - специалитета; |
- раздел VI. | Направления подготовки высшего образования - подготовки кадров высшей квалификации по программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре; |
- раздел VII. | Направления подготовки высшего образования - подготовки кадров высшей квалификации по программам подготовки научно-педагогических кадров в адъюнктуре; |
- раздел VIII. | Специальности высшего образования - подготовки кадров высшей квалификации по программам ординатуры; |
- раздел IX. | Специальности высшего образования - подготовки кадров высшей квалификации по программам ассистентуры-стажировки. |
Объектами классификации в ОКСО являются профессии и специальности среднего профессионального образования, специальности и направления подготовки высшего образования.
Под профессией, специальностью, направлением подготовки понимается совокупность компетенций, приобретенных в результате получения среднего профессионального или высшего образования и обеспечивающих постановку и решение определенных профессиональных задач.
Профессии, специальности и направления подготовки объединяются в укрупненные группы. Под укрупненной группой понимается совокупность родственных профессий, специальностей и направлений подготовки.
Для обобщенной характеристики профессий, специальностей и направлений подготовки укрупненные группы объединяются в области образования. Под областью образования понимается совокупность укрупненных групп, относящихся к определенной сфере деятельности.
ОКСО содержит коды областей образования, укрупненных групп, профессий, специальностей и направлений подготовки, а также их наименования.
В ОКСО использованы иерархический метод классификации и последовательный метод кодирования.
Кодовое обозначение профессии, специальности или направления подготовки состоит из семи цифровых знаков:
Х.ХХ.ХХ.ХХ, где:
1-й цифровой знак соответствует коду области образования;
2-й и 3-й цифровые знаки соответствуют коду укрупненной группы;
4-й и 5-й цифровые знаки соответствуют коду образовательного уровня;
6-й и 7-й цифровые знаки соответствуют коду профессии, специальности или направления подготовки.
После кода области образования, после кода укрупненной группы и после кода образовательного уровня ставится точка.
Коды области образования, укрупненной группы и образовательного уровня представляют собой последовательные цифровые коды в пределах ОКСО.
Код профессии, специальности или направления подготовки представляет собой последовательный цифровой код в пределах укрупненной группы и образовательного уровня.
При кодировании укрупненной группы как объекта классификации код образовательного уровня и код профессии (специальности, направления подготовки) имеют значение "00".
При кодировании области образования как объекта классификации код укрупненной группы, код образовательного уровня и код профессии (специальности, направления подготовки) не используются.
В ОКСО использован перечень областей образования, установленный Порядком формирования перечней профессий, специальностей и направлений подготовки, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 сентября 2013 г. N 1059:
- математические и естественные науки;
- инженерное дело, технологии и технические науки;
- здравоохранение и медицинские науки;
- сельское хозяйство и сельскохозяйственные науки;
- науки об обществе;
- образование и педагогические науки;
- гуманитарные науки;
- искусство и культура;
- оборона и безопасность государства. Военные науки.
В ОКСО использован перечень укрупненных групп, установленный приказами Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 сентября 2013 г. N 1061 "Об утверждении перечней специальностей и направлений подготовки высшего образования" и от 29 октября 2013 г. N 1199 "Об утверждении перечней профессий и специальностей среднего профессионального образования":
Математические и естественные науки | |
01 | Математика и механика |
02 | Компьютерные и информационные науки |
03 | Физика и астрономия |
04 | Химия |
05 | Науки о Земле |
06 | Биологические науки |
Инженерное дело, технологии и технические науки | |
07 | Архитектура |
08 | Техника и технологии строительства |
09 | Информатика и вычислительная техника |
10 | Информационная безопасность |
11 | Электроника, радиотехника и системы связи |
12 | Фотоника, приборостроение, оптические и биотехнические системы и технологии |
13 | Электро- и теплоэнергетика |
14 | Ядерная энергетика и технологии |
15 | Машиностроение |
16 | Физико-технические науки и технологии |
17 | Оружие и системы вооружения |
18 | Химические технологии |
19 | Промышленная экология и биотехнологии |
20 | Техносферная безопасность и природообустройство |
21 | Прикладная геология, горное дело, нефтегазовое дело и геодезия |
22 | Технологии материалов |
23 | Техника и технологии наземного транспорта |
24 | Авиационная и ракетно-космическая техника |
25 | Аэронавигация и эксплуатация авиационной и ракетно-космической техники |
26 | Техника и технологии кораблестроения и водного транспорта |
27 | Управление в технических системах |
28 | Нанотехнологии и наноматериалы |
29 | Технологии легкой промышленности |
| Здравоохранение и медицинские науки |
30 | Фундаментальная медицина |
31 | Клиническая медицина |
32 | Науки о здоровье и профилактическая медицина |
33 | Фармация |
34 | Сестринское дело |
| Сельское хозяйство и сельскохозяйственные науки |
35 | Сельское, лесное и рыбное хозяйство |
36 | Ветеринария и зоотехния |
Науки об обществе | |
37 | Психологические науки |
38 | Экономика и управление |
39 | Социология и социальная работа |
40 | Юриспруденция |
41 | Политические науки и регионоведение |
42 | Средства массовой информации и информационно-библиотечное дело |
43 | Сервис и туризм |
Образование и педагогические науки | |
44 | Образование и педагогические науки |
Гуманитарные науки | |
45 | Языкознание и литературоведение |
46 | История и археология |
47 | Философия, этика и религиоведение |
48 | Теология |
49 | Физическая культура и спорт |
Искусство и культура | |
50 | Искусствознание |
51 | Культуроведение и социокультурные проекты |
52 | Сценические искусства и литературное творчество |
53 | Музыкальное искусство |
54 | Изобразительное и прикладные виды искусств |
55 | Экранные искусства |
Оборона и безопасность государства. Военные науки | |
56 | Военное управление |
57 | Обеспечение государственной безопасности |