MP 2.3.7.0168-20
2.3.7. СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ НАСЕЛЕНИЯ В СВЯЗИ С СОСТОЯНИЕМ ПИТАНИЯ
ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ПИЩЕВОЙ ПРОДУКЦИИ И ОЦЕНКА ДОСТУПА НАСЕЛЕНИЯ К ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПИЩЕВОЙ ПРОДУКЦИИ, СПОСОБСТВУЮЩЕЙ УСТРАНЕНИЮ ДЕФИЦИТА МАКРО- И МИКРОНУТРИЕНТОВ
Методические рекомендации MP 2.3.7.0168-20
1. Разработаны: Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (И.Г.Шевкун, Е.В.Бобылева), ФБУЗ "Федеральный центр гигиены и эпидемиологии" Роспотребнадзора (В.Ю.Ананьев, Е.А.Кузьмина, Е.Н.Глушакова, О.В.Андросова, Д.С.Невольских, А.А.Гарбузова, Е.П.Пудовкина, Г.Д.Щербаков); ФГБУН "ФИЦ питания и биотехнологии" (Д.Б.Никитюк, А.К.Батурин, А.О.Камбаров, Е.А.Смирнова, Н.В.Жилинская, В.В.Бессонов, А.А.Кочеткова, Н.А.Бекетова, М.А.Макаренко, М.С.Сокуренко, М.Н.Богачук); МГУ им.М.В.Ломоносова (С.В.Киселев).
2. Утверждены Руководителем Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации А.Ю.Поповой 20 марта 2020 г.
3. MP 2.3.7.0168-20 введены взамен MP 2.3.7.0153-19 "Оценка качества пищевой продукции и оценка доступа населения к отечественной пищевой продукции, способствующей устранению дефицита макро- и микронутриентов", утвержденных Руководителем Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 26.09.2019.
ВНЕСЕНЫ: Изменения N 1, утвержденные 12.03.2021 N 2.3.7.0238-21; Изменения N 2, утвержденные 20.01.2022 N 2.3.7.0271-22; Изменения N 3, утвержденные 28.02.2023 N 2.3.7.0317-23; Изменения № 4, утвержденные 06.03.2024 N 2.3.7.0341-24
Изменения N 1, 2, 3, 4 внесены изготовителем базы данных
1.1. Настоящие методические рекомендации (далее - MP) определяют:
- порядок оценки показателей качества, в том числе пищевой ценности пищевой продукции (содержание макро- и микронутриентов) и показателей безопасности в рамках мониторинговых исследований качества и безопасности пищевой продукции;
- порядок оценки доступа населения к отечественной пищевой продукции, способствующей устранению дефицита макро- и микронутриентов.
1.2. МР предназначены для специалистов управлений Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Алтайскому краю, Амурской области, Архангельской области, Астраханской области, Белгородской области, Брянской области, Владимирской области, Волгоградской области, Вологодской области, Воронежской области, г.Москве, г.Санкт-Петербургу, Еврейской автономной области, Забайкальскому краю, Ивановской области, Иркутской области, Кабардино-Балкарской Республике, Калининградской области, Калужской области, Камчатскому краю, Карачаево-Черкесской Республике, Кемеровской области - Кузбассу, Кировской области, Костромской области, Краснодарскому краю, Красноярскому краю, Курганской области, Курской области, Ленинградской области, Липецкой области, Магаданской области, Московской области, Мурманской области, Ненецкому автономному округу, Нижегородской области, Новгородской области, Новосибирской области, Омской области, Оренбургской области, Орловской области, Пензенской области, Пермскому краю, Приморскому краю, Псковской области, Республике Адыгея (Адыгея), Республике Алтай, Республике Башкортостан, Республике Бурятия, Республике Дагестан, Республике Ингушетия, Республике Калмыкия, Республике Карелия, Республике Коми, Межрегионального управления Роспотребнадзора по Республике Крым и городу Севастополю, Республике Марий Эл, Республике Мордовия, Республике Саха (Якутия), Республике Северная Осетия - Алания, Республике Татарстан (Татарстан), Республике Тыва, Республике Хакасия, Ростовской области, Рязанской области, Самарской области, Саратовской области, Сахалинской области, Свердловской области, Смоленской области, Ставропольскому краю, Тамбовской области, Тверской области, Томской области, Тульской области, Тюменской области, Удмуртской Республике, Ульяновской области, Хабаровскому краю, Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре, Челябинской области, Чеченской Республике, Чувашской Республике, Чукотскому автономному округу, Ямало-Ненецкому автономному округу, Ярославской области (далее - управления Роспотребнадзора), федеральных бюджетных учреждений здравоохранения центров гигиены и эпидемиологии в указанных субъектах Российской Федерации (далее - федеральные бюджетные учреждения здравоохранения - центры гигиены и эпидемиологии), ФБУЗ "Федеральный центр гигиены и эпидемиологии" Роспотребнадзора и подведомственных научных организаций в целях проведения в 2024 году мониторинговых исследований качества и безопасности пищевой продукции и определения доступа населения к отечественной пищевой продукции, способствующей устранению дефицита макро- и микронутриентов.
(Измененная редакция, Изм. N 1, 2, 3, 4).
2.1. Мониторинг качества и безопасности пищевой продукции и оценка доступа к отечественной пищевой продукции, способствующей устранению дефицита макро- и микронутриентов, являются составной частью социально-гигиенического мониторинга.
2.2. Мониторинг качества и безопасности пищевой продукции позволяет:
- проводить оценку качества и безопасности пищевой продукции, находящейся в обращении на территории Российской Федерации;
- выявлять не соответствующие установленным значениям по показателям качества (этикеточная надпись, результаты исследований) и безопасности (результаты исследований) пищевые продукты;
- выявлять фальсифицированные пищевые продукты;
- вести учет не соответствующей требованиям, установленным для показателей качества и безопасности пищевой продукции, фальсифицированной пищевой продукции и изготовителей этой продукции, и формировать решения о проведении контрольно-надзорных мероприятий;
- провести сравнительную оценку полученных результатов по показателям качества и безопасности пищевой продукции, что позволит обосновать необходимость проведения дополнительных мероприятий по контролю качества и безопасности за определенными видами пищевой продукции в регионе;
- обосновывать экономически эффективные программы, направленные на повышение качества пищевой продукции для принятия управленческих решений разного уровня;
- получать данные по естественной вариабельности энергетической и пищевой ценности и других показателей качества пищевой продукции;
- получать данные о необходимости разработки новых методик определения показателей качества и безопасности пищевой продукции.
2.3. Оценка доступа населения к отечественной пищевой продукции, способствующей устранению дефицита макро- и микронутриентов, в том числе пищевой продукции, обогащенной белком, полиненасыщенными жирными кислотами, витаминами, макро- и микроэлементами, пищевыми волокнами, биологически активными веществами, а также специализированной пищевой продукции, и пищевой продукции со сниженным содержанием насыщенных жиров, трансизомеров жирных кислот, простых сахаров и пищевой соли, позволяет:
- проводить мониторинг наличия пищевой продукции и доступа населения к отечественной пищевой продукции, способствующей устранению дефицита макро- и микронутриентов;
- разрабатывать для пищевой промышленности предложения по расширению ассортимента и объемов производства отечественной пищевой продукции, способствующей устранению дефицита макро- и микронутриентов;
- вести учет предприятий пищевой промышленности, ассортимента и объемов производства в субъектах Российской Федерации обогащенной отечественной пищевой продукции;
- разрабатывать приоритетные направления действий по устранению дефицита макро- и микронутриентов у населения, в том числе путем просвещения населения принципам здорового питания через средства массовой информации, создания и организации выпуска буклетов, памяток и другой печатной продукции, реализуемой в школах, средних и высших учебных заведениях, организациях общественного питания, в торговых точках, а также средствах радио- и телекоммуникации и сети Интернет;
- разрабатывать предложения по включению в рационы питания для организованных коллективов и предприятий общественного питания отечественной обогащенной пищевой продукции, а также пищевой продукции со сниженным содержанием насыщенных жиров, трансизомеров жирных кислот, простых сахаров и пищевой соли.
2.4. MP предусматривают:
- алгоритм выборки торговых точек для отбора образцов пищевой продукции с целью проведения исследований по оценке показателей качества и безопасности, для оценки доступа населения к отечественной пищевой продукции, способствующей устранению дефицита макро- и микронутриентов;
- порядок формирования перечня пищевой продукции для оценки ее качества и безопасности, а также перечня пищевой продукции, способствующей устранению дефицита макро- и микронутриентов;
- порядок оценки результатов показателей качества и безопасности пищевой продукции;
- порядок проведения мониторинга наличия пищевой продукции, в том числе отечественного производства, способствующей устранению дефицита макро- и микронутриентов;
- алгоритм оценки обеспеченности доступа населения к пищевой продукции, в том числе отечественного производства, способствующей устранению дефицита макро- и микронутриентов.
3.1. Оценка качества и безопасности пищевой продукции и доступа населения к отечественной пищевой продукции, способствующей ликвидации дефицита макро- и микронутриентов, проводится на федеральном и региональном уровнях.
3.2. Для выборки торговых точек используются данные Федерального реестра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность на территории Российской Федерации (соответствующего субъекта Российской Федерации), деятельность которых подлежит федеральному государственному санитарно-эпидемиологическому надзору, который формируется с учетом видов деятельности, предусмотренных общероссийскими классификаторами - общероссийским классификатором видов экономической деятельности (далее - ОКВЭД) и общероссийским классификатором пищевой продукции по видам экономической деятельности (ОКПД).
3.3. Формирование списка торговых точек проводится управлениями Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации и федеральными бюджетными учреждениями здравоохранения - центрами гигиены и эпидемиологии в субъектах Российской Федерации и корректируется ежегодно. Список согласовывается с ФБУЗ "Федеральный центр гигиены и эпидемиологии" Роспотребнадзора.
3.4. Для формирования основы выборки создается база данных, в которую включают все торговые объекты с кодами ОКВЭД:
- 47.11 Торговля розничная преимущественно пищевыми продуктами, включая напитки, и табачными изделиями в неспециализированных магазинах;
- 47.11.1 Торговля розничная замороженными продуктами в неспециализированных магазинах;
- 47.11.2 Торговля розничная не замороженными продуктами, включая напитки и табачные изделия, в неспециализированных магазинах;
- 47.11.3 Деятельность по розничной торговле большим товарным ассортиментом с преобладанием продовольственных товаров в неспециализированных магазинах;
- 47.2 Торговля розничная пищевыми продуктами, напитками и табачными изделиями в специализированных магазинах;
- 47.81 Торговля розничная в нестационарных торговых объектах и на рынках пищевыми продуктами, напитками и табачной продукцией.
При этом из базы данных исключаются торговые точки, представленные без указания корректного физического (фактического) адреса или наименования торгового объекта, а также не специализирующиеся на продаже пищевой продукции, такие как специализированные магазины, занимающиеся продажей алкогольной продукции, табака, чая, кулинарии; торговые палатки, занимающиеся продажей шаурмы, столовые, кафе, кондитерские, пекарни, павильоны горячего питания; торговые точки, находящиеся в зданиях аэропортов; вендинговые аппараты.
3.5. Объем выборки торговых точек () в каждом регионе определяется по формуле (1):
(1),
где - квантиль нормального распределения для заданного уровня доверительной вероятности (=1,96 при уровне доверительной вероятности Р=95%);
- дисперсия изучаемого признака в совокупности;
- ошибка выборки (d=3%);
- общее количество торговых точек в совокупности в регионе.
При отборе торговых объектов проводится стратификация, в процессе которой торговые точки группируются в первую очередь по типу населенного пункта (при их наличии), на территории которого расположен объект:
1) города с численностью более 1 млн;
2) города с численностью от 500 тыс. до 1 млн;
3) города с численностью от 100 тыс. до 500 тыс.;
4) города с численностью менее 100 тыс.;
5) муниципальные районы, включающие в себя поселки городского типа (ПГТ) и сельские населенные пункты.
Торговые точки каждой группы подразделяются по кодам ОКВЭД:
1) 47.11 Торговля розничная преимущественно пищевыми продуктами, включая напитки, и табачными изделиями в неспециализированных магазинах;
2) 47.2 Торговля розничная пищевыми продуктами, напитками и табачными изделиями в специализированных магазинах;
3) 47.81 Торговля розничная в нестационарных торговых объектах и на рынках пищевыми продуктами, напитками и табачной продукцией.
Число торговых точек для каждой страты и доля этой страты в совокупности торговых точек данного региона рассчитывается по формуле (2):
(2),
Объем выборки в каждой страте рассчитывается по формуле (3):
(3)