УТВЕРЖДАЮ
Руководитель
Федеральной службы
по аккредитации
Н.В.Скрыпник
30 декабря 2020 года

     

СМ N 03.1-1.0007

     

Версия 03. Декабрь 2020 г.

     

Руководство по проведению удаленной оценки

     

Предисловие


Настоящее руководство разработано для установления единых подходов при организации проведения выездной оценки заявителей, аккредитованных лиц критериям аккредитации в рамках предоставления услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственных услуг в форме удаленной оценки, позволяющей эффективно и безопасно, независимо от ограничений в передвижении к месту (местам) осуществления деятельности заявителя, аккредитованного лица осуществлять выездную оценку с учетом требований законодательства Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации, ГОСТ ISO/IEC 17011-2018, подпункта "в" пункта 1 приказа Минэкономразвития России N 229, положений информационных и обязательных документов Международного форума по аккредитации (IAF), а также международной организации АРАС. Настоящее руководство вводится взамен документа СМ N 03.1-1.0007 (вер.02), утвержденного руководителем Федеральной службы по аккредитации 8 декабря 2020 г. В настоящей версии основные изменения внесены в части порядка работы с сервисом обмена. Настоящее руководство вводится в действие по истечении пяти рабочих дней со дня его утверждения.

     1. Область применения

1.1. В настоящем руководстве определены подходы к организации проведения выездной оценки соответствия заявителя, аккредитованного лица критериям аккредитации в форме удаленной оценки, а также методы, применяемые экспертной группой, должностным лицом Росаккредитации в рамках проведения такой оценки.

1.2. Выездная оценка может проводиться в форме удаленной оценки в случае наличия факторов, не позволяющих осуществить фактический выезд на место (места) осуществления деятельности заявителя, аккредитованного лица, иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обеспечивающей выполнение в полном объеме всех мероприятий, предусмотренных программой выездной оценки с использованием электронных средств.

     2. Нормативные ссылки

2.1. В настоящем руководстве использованы ссылки на следующие документы:

Федеральный закон N 412-ФЗ

Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 412-ФЗ "Об аккредитации в национальной системе аккредитации"

Приказ Минэкономразвития России N 284

Приказ Минэкономразвития России от 23 мая 2014 г. N 284 "Об утверждении форм и перечней сведений, содержащихся в экспертном заключении, акте выездной экспертизы, акте экспертизы"

Приказ Минэкономразвития России N 288

Приказ Минэкономразвития России от 23 мая 2014 г. N 288 "Об утверждении форм заявления об аккредитации, заявления о расширении области аккредитации, заявления о сокращении области аккредитации, заявления о проведении процедуры подтверждения компетентности аккредитованного лица, заявления о внесении изменений в сведения реестра аккредитованных лиц заявления о прекращении действия аккредитации"

Приказ Минэкономразвития России N 229

Приказ Минэкономразвития России от 15 апреля 2020 г. N 229 "Об особенностях рассмотрения заявлений о прохождении процедуры подтверждения компетентности, включая основания для их возврата, заявлений об аккредитации и расширении области аккредитации, изменении места осуществления деятельности, в том числе об особенностях отбора экспертов по аккредитации, а также продлении действия свидетельств об аккредитации лиц, аккредитованных на право проведения негосударственной экспертизы проектной документации и (или) негосударственной экспертизы результатов инженерных изысканий"

Приказ Минэкономразвития России N 707

Приказ Минэкономразвития России от 26 октября 2020 г. N 707 "Об утверждении критериев аккредитации и перечня документов, подтверждающих соответствие заявителя, аккредитованного лица критериям аккредитации"

СМ N 02.1-3.0001

Документ СМ N 02.1-3.0001 "Инструкция пользователя программного продукта "TrueConf" для организации видео-конференц-связи"

СМ N 02.1-3.0002

Документ СМ N 02.1-3.0002 "Инструкция по подписанию документов электронной подписью"

СМ N 04.1-2.0005

Документ СМ N 04.1-2.0005 "Процедура по управлению записями"

ГОСТ ISO/lEC 17011-2018

Межгосударственный стандарт ГОСТ ISO/IEC 17011-2018 "Оценка соответствия. Требования к органам по аккредитации, аккредитующим органы по оценке соответствия"

ISO/lEC 17000:2020

Международный стандарт ISO/IEC 17000:2020 "Оценка соответствия. Словарь и общие принципы" (Conformity assessment - Vocabulary and general principles)

АРAC ТЕСО-001

Руководство по проведению органами по аккредитации дистанционной оценки

IAF ID 3:2011

Информационный документ Международного форума по аккредитации IAF ID 3:2011 Управление чрезвычайными событиями или обстоятельствами, влияющими на ОА, ООС и сертифицированные организации (IAF Informative Document for Management of Extraordinary Events or Circumstances Affecting ABs, CABs and Certified Organizations)

IAF ID 12:2015

Информационный документ Международного форума по аккредитации IAF ID 12:2015 Принципы проведения удаленной оценки (IAF Informative Document Principles on Remote Assessment)

IAF MD 4:2018

Обязательный документ Международного форума по аккредитации IAF MD 4:2018 Применении информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в целях аудита/оценки (IAF Mandatory Document for the Use of Information and Communication Technology (ICT) for Auditing/Assessment Purposes)

2.2. При пользовании настоящей процедурой следует проверять действие ссылочных документов. Если ссылочный документ заменен, то при пользовании настоящей процедурой следует руководствоваться замененным (измененным) документом.

     3. Термины и определения

3.1. В настоящем руководстве применены термины и определения в соответствии с ГОСТ ISO/IЕС 17025-2019 и ISO/IEC 17000:2020, а также:

видео-конференцсвязь (ВКС)

-

технология, обеспечивающая одновременную передачу видео и звука между двумя и более пользователями, с помощью аппаратно-программных средств коммуникации

выездная оценка соответствия заявителя, аккредитованного лица критериям аккредитации (выездная оценка)

-

совокупность мероприятий, включающих в себя выездную экспертизу соответствия заявителя, аккредитованного лица, утвержденных приказом Минэкономразвития России N 707 критериям аккредитации, осуществляемые должностными лицами национального органа по аккредитации мероприятия по оценке соответствия заявителя, аккредитованного лица критериям аккредитации по месту или местам осуществления ими деятельности в области аккредитации

заключение

-

заключение об оценке устранения заявителем выявленных несоответствий критериям аккредитации, утвержденных приказом Минэкономразвития России N 707

заявитель, аккредитованное лицо

-

заявители или аккредитованные лица в соответствии с Федеральным законом N 412-ФЗ

сервис обмена

-

сервис хранения и обмена файлами

удаленная оценка (remote assessment)

-

форма выездной оценки физического или виртуального места осуществления деятельности органа по оценке соответствия с использованием электронных средств (программных (программно-аппаратных) решений, обеспечивающих видео-конференц-связь)

     

     4. Общие положения

4.1. Выездная оценка в форме удаленной оценки проводится в соответствии с программой выездной оценки, утвержденной Росаккредитацией.

При проведении удаленной оценки обеспечивается выполнение программы выездной оценки в полном объеме для возможности принятия Росаккредитацией обоснованного решения.

4.2. Удаленная оценка может проводиться в том числе в случае принятия Росаккредитацией решения о приостановлении осуществления аккредитации в соответствии с пунктом 3 части 28 статьи 17, пунктом 2 части 19 статьи 24 Федерального закона N 412-ФЗ.

4.3. Для выполнения каждого мероприятия программы выездной оценки в форме удаленной оценки необходимо применение соответствующих методов оценки, обеспечивающих результативность и целостность выездной оценки.

4.4. При проведении удаленной оценки участники процесса (заявитель, аккредитованное лицо, члены экспертной группы, должностное лицо Росаккредитации) используют информационно-коммуникационные технологии. Участники должны осознавать риски и возможности применяемых информационно-коммуникационных технологий, а также влияние, которое они могут оказать на достоверность и объективность собранной информации.

4.5. Удаленная оценка может проводиться при возникновении следующих обстоятельств:

действуют ограничения на передвижение внутри страны (региона);

невозможность проведения выездной оценки по месту (местам) осуществления деятельности в связи с удалённостью расположения заявителя, аккредитованного лица, в том числе отсутствует транспортное сообщение к месту (местам) осуществления деятельности в запланированный период проведения выездной оценки, при условии, что это (эти) место (места) осуществления деятельности было(-и) проверено(-ы) ранее;

невозможность по уважительным причинам членам экспертной группы и (или) должностному лицу Росаккредитации принять участие в выездной оценке по месту (местам) осуществления деятельности заявителя, аккредитованного лица;

невозможность завершения выездной оценки на месте в связи с форс-мажорными обстоятельствами;

в связи с решениями правительства Российской Федерации и регулирующих органов, связанными с мерами безопасности и охраны здоровья;

контроля за деятельностью аккредитованных лиц со стороны органа по аккредитации;

свидетельских оценок;

иных случаях, установленных законодательством Российской Федерации.

4.6. В случае наличия факторов, свидетельствующих о необходимости проведения выездной оценки в форме удаленной оценки и/или наличия в работе экспертной группы, заявителя, аккредитованного лица мотивированных представлений о невозможности осуществления выездной оценки по месту/местам осуществления деятельности, приказом Росаккредитации принимается решение о проведении выездной оценки соответствия критериям аккредитации, утвержденным приказом Минэкономразвития России N 707, в форме удаленной оценки, при условии, когда уровень риска, связанный с дистанционным взаимодействием, оценен уполномоченными лицами Росаккредитации, и определен как средний или незначительный в соответствии с процедурой, установленной в Росаккредитации.

4.7. Удаленная оценка может не проводиться в следующих случаях:

отсутствие у заявителя, аккредитованного лица технической возможности использования программных (программно-аппаратных) решений, обеспечивающих видео-конференц-связь;

наличие у заявителя, аккредитованного лица внутренних правил, предусматривающих запрет на видеосъемку и аудиозапись в связи осуществлением деятельности со сведениями, составляющими государственную тайну;

выездная оценка по месту (местам) осуществления деятельности аккредитованного лица не проводилась более трех лет;

если в Росаккредитации имеются подтвержденные факты нарушений, допущенных аккредитованным органом по сертификации по выдаче сертификата соответствия в срок, не обеспечивающий соблюдение правил выполнения работ по сертификации, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации и правом Евразийского экономического союза (в том числе с учетом оценки соблюдения одного или нескольких сроков процедур, необходимых для отбора образцов, проб, идентификации продукции, проведения инспекционного контроля, проведения исследований (испытаний) и измерений); аккредитованной испытательной лабораторией (центром) по выдаче протокола исследований (испытаний) и измерений без фактического их проведения, а равно с нарушением обязательных требований в области технического регулирования к их проведению, а также выдачи аккредитованными лицами сертификатов соответствия, протоколов исследований (испытаний), иных документов со ссылкой на аккредитацию в национальной системе аккредитации в случае приостановления действия аккредитации или ее отсутствия.

     5. Подготовка к проведению удаленной оценки

5.1. Руководитель экспертной группы обеспечивает информирование заявителя, аккредитованного лица о проведении выездной оценки в форме удаленной оценки.

5.2. Перед началом проведения удаленной оценки руководитель экспертной группы совместно с заявителем, аккредитованным лицом обеспечивают проведение следующих мероприятий:

определение работника (работников) со стороны заявителя, аккредитованного лица, ответственного за организацию и обеспечение проведения удаленной оценки, включая техническое сопровождение;

определение перечня документов (сведений) заявителя, аккредитованного лица, которые необходимы для проведения удаленной оценки, и формат их представления;

определение состава работников заявителя, аккредитованного лица, участие которых необходимо для проведения удаленной оценки;

согласование даты (периода) проведения удаленной оценки;

составление и согласование плана проведения удаленной оценки;

обсуждение факторов, которые могут негативно повлиять на результативность удаленной оценки и способы их минимизации;

________________

Такими факторами могут быть сбои в доступе к сети Интернет, низкое качество звука, низкое качество видеоизображения, нечеткость документов (сведений) в электронном виде и др.


В случае возникновения таких негативных факторов во время проведения удалённой оценки, согласуются сроки их устранения в рамках общего запланированного срока проведения удалённой оценки. Руководитель экспертной группы вправе прекратить оценку в случае невозможности устранения факторов, которые не позволят выполнить в полном объеме мероприятия, предусмотренные программой выездной оценки. Данный факт отражается в акте (выездной) экспертизы или в заключении об оценке устранения заявителем выявленных несоответствий критериям аккредитации.

обсуждение вопросов, связанных с соблюдением требований к конфиденциальности информации, полученной в ходе проведения удаленной оценки;

организация участия должностных лиц Росаккредитации в проведении мероприятий по оценке соответствия заявителя, аккредитованного лица критериям аккредитации в форме удаленной оценки, согласование плана, дат (периодов) участия должностных лиц Росаккредитации (при необходимости).

     6. План проведения удаленной оценки

6.1. Планирование проведения удаленной оценки осуществляется с целью обеспечения выполнения программы выездной экспертизы, утвержденной приказом Росаккредитации, а также с целью установления фактов/доказательств устранения заявителем, аккредитованным лицом выявленных несоответствий в результате проведения удаленной оценки в случае принятия Росаккредитацией решения о приостановлении осуществления аккредитации в соответствии с пунктом 3 части 28 статьи 17, пунктом 2 части 19 статьи 24 Федерального закона N 412-ФЗ.

Учитывается, что продолжительность проведения удаленной оценки может отличаться от продолжительности выездной оценки.

6.2. При составлении плана проведения удаленной оценки учитываются все особенности заявителя, аккредитованного лица и государственной услуги (количество мест осуществления деятельности, длительность процедуры наблюдения за выполнением заявителем, аккредитованным лицом работ в соответствии с заявленной областью аккредитации, объем материально-технической базы, количество персонала и пр.). В случае необходимости мероприятия в рамках удаленной оценки разбиваются на отдельные этапы, график ВКС отражается в плане проведения удаленной оценки, который согласуется с заявителем, аккредитованным лицом и должностным лицом Росаккредитации, в случае его участия.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»