В основу прогнозных оценок возможностей и рисков развития энергетики Российской Федерации положены 2 сценария, сформированные с учетом основных параметров долгосрочного прогноза социально-экономического развития. Сценарии определяют диапазон возможных изменений показателей развития отраслей топливно-энергетического комплекса (параметров топливно-энергетического баланса) и значений целевых показателей реализации настоящей Стратегии. Выход за пределы указанного диапазона может свидетельствовать о необходимости принятия дополнительных мер или пересмотра стратегических ориентиров развития топливно-энергетического комплекса.
В обоих сценариях предполагается:
сохранение в качестве основы мировой энергетики ископаемых видов топлива с постепенным увеличением доли возобновляемых источников энергии в мировом и национальных топливно-энергетических балансах;
долговременный характер начатой в 2014 году рядом государств дискриминационной по отношению к Российской Федерации и топливно-энергетическому комплексу Российской Федерации политики;
преимущественно эволюционный (при этом нуждающийся в постоянном мониторинге в целях упреждающей реакции на резкие изменения) характер мирового научно-технологического развития;
реализация в период до 2024 года мероприятий, предусмотренных комплексным планом модернизации и расширения магистральной инфраструктуры, национальными проектами и программами, направленными на исполнение Указа Президента Российской Федерации N 204.
В число ключевых предпосылок сценариев входят следующие допущения:
рост валового внутреннего продукта Российской Федерации с 2019 года по 2035 год в среднем на 2,3 процента ежегодно - в сценарии, соответствующем нижней границе диапазона основных параметров развития топливно-энергетического комплекса, и на 3 процента - в сценарии, соответствующем верхней границе указанного диапазона;
рост электропотребления к 2035 году в 1,18-1,25 раза до 1310-1380 млрд. кВт·ч, в том числе до 1275-1345 млрд. кВт·ч в зоне централизованного энергоснабжения (соответственно сценариям), в том числе за счет электрификации железнодорожного транспорта и распространения электромобилей;
увеличение внутреннего потребления энергетических ресурсов на 6-10 процентов (при сдерживании его роста за счет реализации потенциала энергосбережения и повышения энергоэффективности);
умеренный рост внутреннего потребления автомобильного бензина (на 4-5 процентов) на I этапе реализации настоящей Стратегии с последующей стабилизацией и более высокий рост объемов потребления дизельного топлива (на 8-11 процентов (I этап) и на 16 процентов - 21 процент (II этап) реализации настоящей Стратегии);
рост потребления газомоторного топлива на транспорте в 4 раза к 2024 году и в 15-19 раз к 2035 году.
Одним из основных сценарных условий при прогнозировании развития топливно-энергетического комплекса является развитие энергосбережения и повышение энергоэффективности в секторах - потребителях энергии. Прогнозируется, что при средних темпах роста валового внутреннего продукта в 2,3-3 процента в год средний темп роста энергопотребления благодаря соответствующим мероприятиям составит 0,3-0,6 процента. В частности, к 2035 году ожидается снижение удельного расхода топлива на транспорте на 13-15 процентов вследствие оптимизации двигателей внутреннего сгорания и использования новых материалов в автомобилестроении.
Сценарий, соответствующий верхней границе диапазона параметров развития топливно-энергетического комплекса, предполагает достижение темпов экономического роста, заданных в Указе Президента Российской Федерации N 204, выше среднемировых при сохранении макроэкономической стабильности, в том числе инфляции на уровне, не превышающем 4 процента, в сочетании с благоприятными внутренними и внешними условиями развития отраслей топливно-энергетического комплекса (в том числе с относительно оптимистичным прогнозом мирового спроса и цен на энергоресурсы).
Сценарий, соответствующий нижней границе диапазона параметров развития топливно-энергетического комплекса, призван обозначать границу устойчивости энергетики Российской Федерации и обеспечения энергетической безопасности, поэтому допускает умеренные темпы роста экономики в сочетании с консервативным прогнозом мирового спроса и цен на энергоресурсы.
Риски в области энергетической безопасности и развития энергетики, их актуальность и острота существенным образом зависят от действий или бездействия соответствующих субъектов (прежде всего в отношении вызовов и угроз), поэтому в обоих сценариях предусмотрено управление рисками энергетической безопасности и развития энергетики Российской Федерации.
В процессе разработки настоящей Стратегии также рассматривались стрессовые по уровню мировых цен и спроса на российские энергоресурсы сценарии, негативное влияние которых на топливно-энергетический комплекс Российской Федерации непредсказуемо на данном этапе, но может оказаться значительным. Реализация таких сценариев потребует перехода от стратегического планирования к антикризисному управлению, поэтому в настоящей Стратегии они не отражены, однако их возможность систематически будет оцениваться в рамках ежегодного мониторинга реализации настоящей Стратегии с выработкой соответствующих рекомендаций.