Добыча угля в Российской Федерации по сравнению с 2008 годом увеличилась на 35 процентов, в основном за счет открытого способа отработки месторождений, доля которого в общем объеме добычи в базовом году превысила 75 процентов. Объем переработки угля на обогатительных фабриках увеличился с 2008 года почти в 2 раза.
Около половины из действующих в настоящее время 58 шахт и 133 разрезов, введенных после 2000 года, оснащены высокопроизводительной техникой и используют современные технологии угледобычи. По прогрессивной технологии "шахта-лава" работают 42 шахты (72 процента общего числа действующих шахт). Среднемесячная производительность труда работника угольной промышленности увеличилась с 2008 года в 1,5 раза. Более чем в 5 раз снизился удельный коэффициент смертельного травматизма.
Наряду с продолжением развития традиционных центров угледобычи (Печорский, Кузнецкий, Канско-Ачинский, Горловский и Минусинский угольные бассейны) идет освоение новых месторождений в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке (Улуг-Хемский бассейн, Эльгинское угольное месторождение в Южно-Якутском угольном бассейне), а также в Арктической зоне Российской Федерации (Верхне-Алькатваамское и Амаамское угольные месторождения в Чукотском автономном округе, Малолемберовское, Нижнелемберовское и Сырадасайское месторождения в Таймырском угольном бассейне).
Обеспечена экономическая стабильность функционирования угольной промышленности, ежегодные инвестиции в основной капитал угольных организаций выросли в 2,5 раза (за 2008-2018 годы) - с 60 до 144 млрд. рублей.
Доля экспорта в общем объеме поставок угля увеличилась с 33,4 процента до 54 процентов, в том числе за счет укрепления позиций на рынках стран Азиатско-Тихоокеанского региона, прежде всего Японии, Республики Корея, Китайской Народной Республики, Республики Индии, Малайзии и Социалистической Республики Вьетнам.
Развивалась транспортно-логистическая инфраструктура, в том числе портовые мощности для экспорта угля (Восточный, Ванино, Посьет, Находка, Мурманск, Усть-Луга и другие). Объем мощностей угольных терминалов морских портов по сравнению с уровнем 2008 года увеличился более чем в 3,2 раза. В комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры включены мероприятия по увеличению пропускной способности транспортной инфраструктуры до уровня, достаточного для обеспечения внутреннего спроса и экспортного потенциала отрасли.
Наряду с общими для топливно-энергетического комплекса проблемами, отраслевыми проблемами и факторами риска в угольной отрасли являются:
снижение внутреннего спроса и конкуренция угольного топлива с природным газом;
несбалансированный рост операционных затрат на производство, транспортировку и перевалку в портах угольной продукции;
замедление структурной перестройки шахтного фонда с выводом из эксплуатации неперспективных шахт с особо опасными горно-геологическими условиями работы;
сохраняющиеся до завершения реализации комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры ограничения пропускной способности на отдельных участках железных дорог, прежде всего Восточного полигона, в направлении поставок угля на растущий рынок стран Азиатско-Тихоокеанского региона, сдерживающие реализацию экспортного потенциала отрасли;
международная кампания против использования угля под предлогом реализации экологической повестки.