Действующий

Об утверждении Сводной стратегии развития обрабатывающей промышленности Российской Федерации до 2024 года и на период до 2035 года (с изменениями на 21 октября 2024 года)

V. Направления развития


Направления развития определяются, с одной стороны, особенностями отраслей промышленности, с другой стороны, составом вызовов и угроз, с которыми сталкивается обрабатывающая промышленность. Инструментарий промышленной политики в целом определяется Федеральным законом "О промышленной политике в Российской Федерации".

Исходя из создаваемого продукта и его потребителей (промышленность, другие производящие и инфраструктурные отрасли экономики, население), осуществляется следующая сегментация промышленности при реализации Стратегии:

массовая продукция низких и средних переделов;

машиностроение и другие средства производства;

потребительская продукция.

Общим принципом развития промышленности признается диверсификация производства с выходом на смежные стадии производственных цепочек (производство товаров предшествующих или следующих переделов).

Для массовой продукции низких и средних переделов приоритетны обеспечение ценовой конкурентоспособности, защита позиций на мировых рынках и сглаживание колебаний глобальной конъюнктуры.

В сфере машиностроения и других средств производства наиболее важными являются обеспечение технологического развития, включая выход на новые рынки с учетом глобализации производственных цепочек, и консолидация спроса, обеспечивающая сокращение издержек выпуска новой продукции.

В сфере потребительских товаров необходимо сосредоточиться на общем поддержании конкурентоспособности, обеспечении платежеспособного спроса (как внутреннего, так и внешнего), защите интересов производителей в условиях расширяющегося доминирования цифровых платформ.

Для современного промышленного производства характерен высокий уровень межотраслевой кластеризации. С учетом этого, помимо реализации отраслевых стратегий, потребуется осуществление отдельных проектов, направленных на обеспечение ускоренного технологического развития по таким ключевым, определяемым общими технологическими трендами и процессами формирования спроса межотраслевым направлениям, как:

энергетика и окружающая среда (включая проекты по использованию водородного топлива и обеспечению прорыва на рынки сжиженного природного газа);

продовольственная безопасность;

транспорт и логистическая инфраструктура (включая развитие Северного морского пути);

здравоохранение;

новые материалы (включая новые технологии в области химии);

технологии производства и автоматизации (в том числе на транспорте);

микроэлектроника и связь.

Действия по отдельным межотраслевым направлениям будут обеспечиваться реализацией инициатив социально-экономического развития Российской Федерации.

Кластеризация промышленного производства носит не только межотраслевой, но и территориальный характер. Отдельным направлением промышленной политики в отношении обрабатывающей промышленности следует считать региональную промышленную политику, предполагающую стимулирование и координацию усилий регионов по сохранению и развитию их промышленного потенциала, формированию современного конкурентоспособного промышленного сектора.

Состав вызовов и угроз определяет следующие структурные условия реализации Стратегии в рамках общего повышения конкурентоспособности:

технологическая конкуренция, требующая применения мер технологической политики;

ограниченность ресурсов, компенсируемая осуществлением инвестиционной, финансовой и кадровой политики;

ограниченность и сжатие внутреннего и глобального спроса, предполагающие осуществление политики стимулирования спроса;

внешнеторговая политика, синхронизированная с трендами развития мировой экономики.

При выявлении целевых направлений развития промышленности во внимание также принимаются возможности формирования факторов роста в отдельных отраслях и требования национальной безопасности. Стратегией национальной безопасности Российской Федерации предписывается:

укрепить достигнутые Российской Федерацией лидирующие позиции и конкурентные преимущества в авиационной и судостроительной промышленности, двигателестроении, атомном энергопромышленном комплексе, а также в сфере информационно-коммуникационных технологий;

форсировать развитие российского машиностроения, в том числе приборо- и станкостроения, обеспечить приоритетное использование отечественной продукции при решении задач модернизации экономики;

усовершенствовать радиоэлектронную промышленность, разработку информационных технологий и производство оборудования;