Наставничество является неотъемлемой частью комплекса мероприятий по адаптации и профессиональному становлению гражданских служащих. В отличие от других методов профессионального развития (дополнительное профессиональное образование, служебная стажировка и иные) наставничество имеет ряд особенностей, благодаря которым оно обладает существенными преимуществами, позволяющими достичь значимых результатов в профессиональном развитии как молодых гражданских служащих, так и в целом кадрового состава государственного органа.
Наставничество предполагает постоянное тесное взаимодействие гражданского служащего, в отношении которого осуществляется наставничество, с наставником непосредственно во время исполнения должностных обязанностей. Наставничество осуществляется на служебном месте, что позволяет при содействии наставника совмещать исполнение должностных обязанностей с профессиональным развитием.
Кроме того, посредством наставничества наставляемый приобретает необходимые знания и опыт практического решения задач по замещаемой должности гражданской службы, которые невозможно получить при реализации иных методов профессионального развития.
При этом следует учесть, что наставничество достаточно локализовано по своему применению как по целям и задачам, так и по времени их достижения. Поэтому в целях получения наиболее эффективных результатов процесс наставничества должен содержать как вспомогательные инструменты осуществления наставничества, так и общие технологии HR-менеджмента.
В соответствии с пунктом 2 Положения о наставничестве целью наставничества является не только содействие профессиональному развитию гражданских служащих, направленному на формирование знаний и умений, необходимых для обеспечения служебной деятельности на высоком профессиональном уровне, но и воспитание добросовестного отношения к исполнению должностных обязанностей.
Наставник является лицом, передающим наставляемым ценности государственного органа, принципы и правила поведения гражданских служащих. В этой связи деятельность наставника напрямую влияет на создание позитивного морально-психологического климата в коллективе и развитие профессиональной культуры государственного органа, которая в соответствии с Методикой формирования и развития профессиональной культуры государственного органа, разработанной Минтрудом России, представляет собой совокупность установленных в государственном органе ценностей, миссии, принципов и правил поведения, приверженность которым способствует эффективной реализации гражданскими служащими задач и функций государственного органа.
В этой связи наставничество представляет собой целенаправленную модель взаимных отношений, в которой наставник своим личным примером формирует ценностные установки поведения гражданских служащих, в отношении которых осуществляется наставничество, соответствующие ценностям государственного органа, ориентированным на профессиональное, честное и беспристрастное исполнение должностных обязанностей, служение государству и его гражданам, их правам и свободам.
Кроме того, посредством осуществления наставничества можно повысить:
- мотивацию и вовлеченность гражданских служащих, и, как следствие, результативность их профессиональной служебной деятельности;
- взаимопонимание между гражданскими служащими, а также формирование и поддержание дружелюбной среды в коллективе, что способствует снижению издержек на реализацию задач и функций государственного органа;
- удовлетворенность гражданских служащих условиями службы в государственном органе;
- стабильность кадрового состава, главным образом из числа молодых гражданских служащих.
Соответственно, качественная организация наставничества возможна при условии успешного формирования "команды наставник - наставляемый", основанного на оценке профессиональных и личностных качеств одного и другого, для чего необходимо неукоснительное соблюдение предусмотренных законодательством о гражданской службе норм, содержащих положения об оценке этих качеств, а также развитие на практике их форм и технологий (конкурсы, аттестация, ежегодные отчеты и др.).
В соответствии с пунктом 3 Положения о наставничестве задачами наставничества являются:
а) повышение информированности гражданского служащего, в отношении которого осуществляется наставничество, о направлениях и целях деятельности государственного органа, стоящих перед ним задачах, а также ускорение процесса адаптации гражданского служащего, поступившего впервые на гражданскую службу, или гражданского служащего, имеющего стаж гражданской службы, впервые поступившего в данный государственный орган;
б) развитие у гражданского служащего, в отношении которого осуществляется наставничество, умений самостоятельно, качественно и своевременно исполнять возложенные на него должностные обязанности и поддерживать профессиональный уровень, необходимый для их надлежащего исполнения;
в) повышение мотивации гражданского служащего, в отношении которого осуществляется наставничество, к надлежащему исполнению должностных обязанностей, эффективной и долгосрочной профессиональной служебной деятельности.
В итоге при оценке эффективности осуществления наставничества в государственном органе должны учитываться:
- прогресс наставляемого;
- деятельность наставника, включая его саморазвитие (в зависимости от роли наставника);
- организационная деятельность непосредственного руководителя;
- наличие в государственном органе морально-психологического климата и уровень профессиональной культуры.
Возможность посредством наставничества внедрить в государственных органах комплекс современных кадровых технологий в рамках небольшого числа мероприятий способствует повышению качества кадровой работы. При этом важно обеспечить ее взаимосвязь с деятельностью структурных подразделений, что позволит добиться данных целей имеющимися ресурсами, распределенными пропорционально задачам.
Настоящий методический инструментарий содержит подходы по организации и осуществлению наставничества в государственном органе, позволяющие соотнести цели и задачи с организационными мерами по внедрению наставничества, привлечению к этой деятельности руководителей и специалистов, и оценке эффективности наставничества как в целом, так и с учетом результативности деятельности конкретных гражданских служащих.