Одним из основных принципов государственной гражданской службы Российской Федерации (далее - гражданская служба), установленных в статье 4 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", является принцип профессионализма и компетентности государственных гражданских служащих Российской Федерации (далее - гражданские служащие), на полноценную реализацию которого направлено большинство кадровых технологий, в том числе наставничество.
В связи с принятием Федерального закона от 29 июля 2017 г. N 275-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной гражданской службе Российской Федерации" на гражданской службе введена новая система профессионального развития гражданских служащих.
Основной характеристикой новой системы профессионального развития на гражданской службе является расширение возможностей государственных органов по повышению профессионализма и компетентности кадрового состава посредством организации не только дополнительного профессионального образования гражданских служащих, но и иных мероприятий, направленных на приобретение новых знаний и умений, их оперативное обновление и обмен опытом.
В соответствии с пунктом 5 Положения о порядке осуществления профессионального развития государственных гражданских служащих Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 21 февраля 2019 г. N 68 (далее - Указ N 68), наставничество осуществляется в целях формирования у молодых гражданских служащих профессиональных знаний и умений, надлежащего исполнения ими должностных обязанностей, ознакомления с особенностями прохождения гражданской службы в соответствующем государственном органе.
В развитие Указа N 68 Правительством Российской Федерации принято постановление от 7 октября 2019 г. N 1296 "Об утверждении положения о наставничестве на государственной гражданской службе Российской Федерации" (далее соответственно - постановление N 1296, Положение о наставничестве).
Таким образом, наставничество дополняет собой систему профессионального развития гражданских служащих и является инструментом целенаправленной кадровой политики государственного органа по формированию кадрового состава, обеспечению преемственности специальных профессиональных знаний относительно сфер его деятельности, сохранению морально-этического климата и развитию государственно-служебной, профессиональной культуры.
В свете этой миссии наставничества следует понимать и реализовывать на практике его задачи, определенные в пункте 3 Положения о наставничестве: повышение информированности гражданского служащего, в отношении которого осуществляется наставничество (далее также - наставляемый), о целях и задачах государственного органа, ускорение процесса адаптации наставляемого, развитие у него умений самостоятельного, качественного и своевременного исполнения его должностных обязанностей, повышение мотивации наставляемого к эффективной и долгосрочной гражданской службе.
Настоящий методический инструментарий по осуществлению наставничества на государственной гражданской службе Российской Федерации (версия 2.0) (далее - методический инструментарий) является обновленной с учетом изменений законодательства о гражданской службе версией действовавшего с 2013 года методического инструментария по применению наставничества на государственной гражданской службе и содержит предлагаемые к использованию в деятельности кадровой службы государственного органа подходы к организации и технологии осуществления наставничества.
Особое внимание уделено вопросам подбора наставников, их мотивации к выполнению задач наставничества, установлению взаимосвязи с технологиями оценки профессиональной служебной деятельности как наставника, так и гражданского служащего, в отношении которого осуществляется наставничество.
Методический инструментарий содержит рекомендации, которые могут быть усовершенствованы государственными органами в процессе внедрения наставничества с учетом особенностей и специфики их деятельности, что и является главной задачей настоящего методического инструментария.