Государственная программа Санкт-Петербурга "Экономика знаний в Санкт-Петербурге"
1. Паспорт государственной программы Санкт-Петербурга "Экономика знаний в Санкт-Петербурге"
(далее - государственная программа)
1 | Ответственный исполнитель государственной программы | КНВШ |
2 | Соисполнитель(и) государственной программы | АГ |
3 | Участник(и) государственной программы | - |
4 | Цели государственной программы | Создание условий для формирования в Санкт-Петербурге экономики, основанной на новых знаниях |
5 | Задачи государственной программы | 1. Внедрение эффективной системы подготовки квалифицированных специалистов в Санкт-Петербурге. |
6 | Основания разработки государственной программы | 1. Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 25.12.2013 N 1039 "О порядке принятия решений о разработке государственных программ Санкт-Петербурга, формирования, реализации и проведения оценки эффективности их реализации". |
4. Указ Президента Российской Федерации от 13.05.2017 N 208 "О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года". | ||
7 | Региональные проекты, реализуемые в рамках государственной программы | - |
8 | Перечень подпрограмм и отдельных мероприятий государственной программы | 1. Формирование благоприятных условий развития экономики Санкт-Петербурга (далее - подпрограмма 1). |
9 | Общий объем финансирования государственной программы по источникам финансирования с указанием объемов финансирования, предусмотренных на реализацию региональных проектов, в том числе по годам реализации государственной программы | Общий объем финансирования государственной программы за счет средств бюджета Санкт-Петербурга составляет 4101067,4 тыс.руб., в том числе по годам реализации: |
10 | Ожидаемые результаты реализации государственной программы | Реализация государственной программы должна обеспечить к 2024 году: |
2. Характеристика текущего состояния в сфере экономики знаний в Санкт-Петербурге с указанием основных проблем
Санкт-Петербург обладает благоприятными условиями для того, чтобы стать лидером среди городов и регионов Российской Федерации по формированию экономики знаний, которая сможет обеспечить выход Санкт-Петербурга и Российской Федерации на передовые рубежи мирового развития. Экономика знаний - это инновационная экономика, характеризующаяся постоянным развитием человеческого капитала, быстрым внедрением инноваций и передовых технологий во все сферы жизнедеятельности и повышением уровня интеграции всех элементов экономической системы в целях обеспечения ее сбалансированности и повышения уровня эффективности ее функционирования.
Формирование экономики знаний во многом обеспечивается за счет эффективного использования возможностей сектора науки и образования и производственной базы в конкурентоспособных наукоемких и высокотехнологичных секторах экономики. Помимо этого, для упрочения позиций экономики знаний важное значение имеют активизация инновационных процессов, создание новых высокотехнологичных производств, техническое перевооружение и модернизация действующих предприятий, улучшение делового климата и обеспечение экономики Санкт-Петербурга высококвалифицированными кадрами. Укрепление связей между наукой и производством, использование нового высокотехнологичного оборудования, применение передовых технологий будут сопровождаться ростом производительности труда, снижением энергоемкости, увеличением объемов выпускаемой продукции.
Важнейшим направлением развития Санкт-Петербурга должно стать повышение эффективности реализации потенциала инновационного развития экономики и системы генерации знаний. Для этого необходимо формирование региональной инновационной экосистемы, способствующей тесному взаимодействию научных и образовательных организаций, делового сообщества, органов государственной власти и структур гражданского общества.
Весомый вклад в экономическое развитие вносят сектор науки и инновационная активность организаций. Санкт-Петербург является вторым после Москвы научно-техническим центром России, где сосредоточено более 10% научного потенциала страны. В 2018 году объем научных исследований и разработок, научно-технических услуг, выполненных организациями Санкт-Петербурга, составил 140,1 млрд руб. и вырос по сравнению с 2017 годом (136,6 млрд руб.) на 3,6%. В 2018 году научные исследования и разработки выполняли 75,0 тыс. работников в 294 организациях, в том числе 5,7 тыс. человек в 37 организациях высшего образования. Высокая концентрация образовательных и научных организаций, выполняющих фундаментальные и прикладные исследования и разработки, наличие большого числа высококвалифицированных специалистов, а также многоотраслевая структура экономики Санкт-Петербурга, способная обеспечить благоприятную среду для внедрения результатов научных исследований и инновационных продуктов на их основе, являются важнейшими конкурентными преимуществами Санкт-Петербурга.
В 2017 году доля внутренних затрат на исследования и разработки в ВРП Санкт-Петербурга составила 3,12% (2016 год - 3,12%, 2015 год - 3,24%) и была почти в полтора раза выше, чем в Москве (2,28%) и более чем в 2 раза выше, чем в среднем по Российской Федерации (1,36%).
Индекс технологической инновационной активности организаций Санкт-Петербурга в 2017 году составил 14,5%, в том числе в обрабатывающих производствах - 14,8%.
В 2018 году Санкт-Петербург занял первое место в рейтинге Ассоциации инновационных регионов России, а также занял 93-е место из 500 в рейтинге инновационных городов мира по данным портала "Innovation cities Program".
Важным фактором, определяющим развитие научно-технологического и инновационного потенциала Санкт-Петербурга, является создание благоприятных условий для обеспечения квалифицированными специалистами отраслей экономики Санкт-Петербурга.
Санкт-Петербург имеет развитую сеть образовательных организаций, способную предоставлять все виды образовательных услуг (от общего до высшего образования). Система среднего профессионального образования Санкт-Петербурга в 2019 году включала 115 образовательных организаций, реализующих программы подготовки специалистов среднего звена и программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих, численность обучающихся по программам подготовки специалистов среднего звена - 85,5 тыс. чел.; 73 образовательных организации высшего образования, численность обучающихся по программам высшего образования (бакалавриат, специалитет, магистратура) и программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программам ординатуры и программам ассистентуры-стажировки - 319,9 тыс. человек.
Большинство организаций высшего образования, расположенных на территории Санкт-Петербурга, находятся в ведении федеральных органов государственной власти, поэтому возможности влияния исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга (далее - ИОГВ) на функционирование организаций высшего образования ограничены. В сфере высшего образования существует тенденция укрупнения образовательных организаций высшего образования (далее - вуз) и, как следствие, сокращение числа вузов.
В настоящее время в Санкт-Петербурге существуют диспропорции между потребностями экономики и структурой выпуска специалистов образовательных организаций. Популярность гуманитарных направлений обучения у студентов не увязывается с реально существующими потребностями предприятий и организаций Санкт-Петербурга в подготовленных кадрах по техническим и инженерным специальностям.
В 2018 году внешнеторговый оборот Санкт-Петербурга составил 49,2 млрд долл. США. Экспорт составил 26,5 млрд долл. США, импорт - 22,7 млрд долл. США. Санкт-Петербург в значительной мере является реципиентом импорта товаров, которые впоследствии перераспределяются по европейской части Российской Федерации. Отношение экспорта к ВРП Санкт-Петербурга (в текущих ценах) в 2017 году составило 32,9%, что показывает высокую вовлеченность Санкт-Петербурга во внешнюю торговлю.
В 2018 году Санкт-Петербург осуществлял торговлю с 206 странами мира (в 2017 году - с 204 странами). На долю десяти стран - основных торговых партнеров - приходится 62% товарооборота Санкт-Петербурга, при этом тройка лидеров не изменилась: Нидерланды, Китай, Германия, их суммарный удельный вес в товарообороте Санкт-Петербурга - 37%. При этом Китай является крупнейшим импортером, а Нидерланды - экспортером. Во внешнеторговых операциях с партнерами из Германии преобладают экспортные операции.
В изменении структуры внешнеторгового оборота продолжается тенденция увеличения доли экспортных поставок и сокращения удельного веса импорта. По итогам 2018 года доля экспорта составила 53,8% (2017 год - 48,8%, 2016 год - 42,6%), импорта - 46,2% (2017 год - 51,2%, 2016 год - 57,4%).
При этом товарная структура внешней торговли отличается от реальной производственной структуры промышленности Санкт-Петербурга. В 2018 году основу экспорта составили минеральные продукты (69,2%), основу импорта - машины, оборудование и транспортные средства (47,6%), продовольственные товары (19,4%), а также продукция химической промышленности (13,4%).
Таким образом, реализация мероприятий государственной программы позволит создать условия для устойчивого развития профессионального образования и внешнеэкономической деятельности в Санкт-Петербурге.
3. Приоритеты и цели государственной политики на соответствующий период в сфере экономики знаний в Санкт-Петербурге, прогноз развития соответствующей сферы и планируемые макроэкономические показатели по итогам реализации государственной программы
Приоритеты государственной политики в сфере реализации государственной программы определены на основе положений правовых актов, в том числе документов стратегического планирования Российской Федерации и Санкт-Петербурга: