Действующий

О внесении изменений в постановления Правительства Санкт-Петербурга от 25.12.2013 N 1039, от 23.06.2014 N 496, от 30.06.2014 N 551

Приложение N 2
к постановлению
Правительства Санкт-Петербурга
от 29 мая 2020 года N 354

     

Государственная программа Санкт-Петербурга "Экономическое и социальное развитие территории Санкт-Петербурга"

1. Паспорт государственной программы Санкт-Петербурга "Экономическое и социальное развитие территории Санкт-Петербурга" (далее - государственная программа)


1

Ответственный исполнитель государственной программы

КЭПиСП

2

Соисполнитель(и) государственной программы

АГ

Администрации районов Санкт-Петербурга

АК

ЖК

КБ

КВЗПБ

КГА

КЗ

КИ

КИО

КК

ККИ

КНВШ

КО

КПВСМИ

КПООСОЭБ

КППИТ (до 01.08.2019 - КППиИ, КРППР)

КРТИ

КС

КТ

КТР

КФ

КЭиИО

УВ

3

Участник(и) государственной программы

-

4

Цели государственной программы

Создание условий для сбалансированного социально- экономического развития территорий Санкт-Петербурга и обеспечения устойчивого экономического роста Санкт-Петербурга

5

Задачи государственной программы

1. Правовое и организационное обеспечение деятельности органов государственной власти в сфере градостроительной деятельности, направленное на устранение диспропорций пространственного развития Санкт-Петербурга.

2. Формирование и реализация планов комплексного социально-экономического развития территорий (исторический центр Санкт-Петербурга, г.Кронштадт).

3. Улучшение делового климата в Санкт-Петербурге, формирование условий для развития в Санкт-Петербурге системы управления экономикой на основе принципов устойчивого развития.

4. Обеспечение благоприятных условий инвестиционной деятельности в Санкт-Петербурге

6

Основания разработки государственной программы

1. Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 25.12.2013 N 1039 "О порядке принятия решений о разработке государственных программ Санкт-Петербурга, формирования, реализации и проведения оценки эффективности их реализации".

2. Указ Президента Российской Федерации от 31.12.2015 N 683 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации".

3. Указ Президента Российской Федерации от 13.05.2017 N 208 "О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года".

4. Указ Президента Российской Федерации от 25.04.2019 N 193 "Об оценке эффективности деятельности высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации и деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации".

5. Постановление Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 N 316 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Экономическое развитие и инновационная экономика"

7

Региональные проекты, реализуемые в рамках государственной программы

-

8

Перечень подпрограмм и отдельных мероприятий государственной программы

1. Планирование экономического и социального развития территорий Санкт-Петербурга.

2. Сохранение и развитие исторического центра Санкт-Петербурга.

3. Развитие г.Кронштадта.

4. Формирование благоприятных условий развития экономики Санкт-Петербурга.

5. Повышение инвестиционной привлекательности Санкт-Петербурга

9

Общий объем финансирования государственной программы по источникам финансирования с указанием объемов финансирования, предусмотренных на реализацию региональных проектов, в том числе по годам реализации государственной программы

Общий объем финансирования государственной программы за счет средств бюджета Санкт-Петербурга составляет 75726832,2 тыс.руб., в том числе по годам реализации:

2019 г. - 9122377,3 тыс.руб.;

2020 г. - 16365177,4 тыс.руб.;

2021 г. - 11704380,4 тыс.руб.;

2022 г. - 11997941,2 тыс.руб.;

2023 г. - 12208859,7 тыс.руб.;

2024 г. - 14328096,2 тыс.руб.

10

Ожидаемые результаты реализации государственной программы

1. Сглаживание диспропорций в социально-экономическом развитии районов Санкт-Петербурга, повышение обеспеченности населения Санкт-Петербурга объектами регионального значения.

2. Улучшение условий ведения бизнеса в Санкт-Петербурге, в том числе снижение инвестиционных рисков, снижение административных и иных ограничений, снижение издержек экономики.

3. Повышение эффективности использования государственного имущества.

4. Создание условий для повышения интереса инвесторов и привлечения частного капитала к приоритетным проектам Санкт-Петербурга.

5. Увеличение доли инвестиций в основной капитал в ВРП Санкт-Петербурга до 20,44%.

6. Снижение отклонения фактической обеспеченности населения Санкт-Петербурга объектами регионального значения от расчетных показателей минимально допустимого уровня обеспеченности населения Санкт-Петербурга объектами регионального значения до 16,7%

     

2. Характеристика текущего состояния в сфере социально-экономического развития территорий и обеспечения устойчивого экономического роста Санкт-Петербурга с указанием основных проблем


Санкт-Петербург - второй по количеству жителей город России с населением 5383,9 тыс. человек (на 01.01.2019). Выгодное географическое положение Санкт-Петербурга на пересечении морских, речных и наземных транспортных коридоров, обеспечивающее близость к европейскому рынку, во многом определило направление его развития в качестве "европейских ворот" России.

Санкт-Петербург располагает мощным потенциалом развития. Экономический потенциал определяется масштабами хозяйственного комплекса и диверсифицированной структурой экономики. Санкт-Петербург является крупным промышленным, транспортным, научно-образовательным, культурным и туристическим центром. Эти направления эффективно дополняют друг друга, обеспечивают высокую конкурентоспособность, сглаживают негативные последствия кризисных явлений, что является основой устойчивого экономического развития.

Территориальный потенциал определяется большой площадью Санкт-Петербурга, которая составляет 1,45 тыс.кв.км, и значительной долей свободных от застройки земель. Важным фактором пространственного развития Санкт-Петербурга является его расположение в дельте р.Невы с низменным преимущественно равнинным рельефом и прямым выходом на побережье Финского залива Балтийского моря.

В структуре функционального использования территории Санкт-Петербурга (без учета акватории) 34% площади занимают территории рекреационного назначения, значительную часть которых занимают городские леса. Около 3% территории занимают функциональные зоны с назначением для сельскохозяйственного использования. Территории, предназначенные для жилой застройки, занимают 26% территории Санкт-Петербурга. Такая структура функционального зонирования, характерная для агломераций, объясняется включением в административные границы Санкт-Петербурга территорий бывших пригородных поселений, которые сейчас составляют Пушкинский, Колпинский, Петродворцовый, Курортный и Кронштадтский районы Санкт-Петербурга.

Санкт-Петербург характеризуется неоднородными плотностью населения и размещением мест приложения труда. Плотность населения в Василеостровском, Адмиралтейском, Фрунзенском, Центральном и Калининском районах Санкт-Петербурга превышает 7,5 тыс. человек на кв.км, плотность населения в Курортном и Пушкинском районах Санкт-Петербурга - менее 1 тыс. человек на кв.км. Наиболее населенными районами Санкт-Петербурга с общим количеством населения чуть более 2 млн человек или 40% от общего населения (на 2019 год) являются Приморский, Калининский, Невский и Выборгский районы Санкт-Петербурга. 40% рабочих мест сосредоточено в Центральном, Адмиралтейском, Петроградском и Василеостровском районах Санкт-Петербурга.

Таким образом, баланс видов функционального использования земельных участков, плотность населения, размещение мест приложения труда и характер застройки сильно различаются как для застроенной территории и пригородных районов Санкт-Петербурга (Курортный, Петродворцовый, Пушкинский, Колпинский и Кронштадтский районы Санкт-Петербурга), так и для центральных (Адмиралтейский, Центральный, Петроградский, Василеостровскнй районы Санкт-Петербурга) и периферийных районов Санкт-Петербурга (Калининский, Красногвардейский, Невский, Фрунзенский, Кировский, Приморский, Выборгский, Московский, Красносельский районы Санкт-Петербурга).

Территориальное планирование в Санкт-Петербурге необходимо осуществлять с учетом документов территориального планирования муниципальных образований Ленинградской области, прилегающих к Санкт-Петербургу, расположенных в границах Всеволожского, Кировского, Тосненского, Гатчинского, Ломоносовского, Выборгского районов Ленинградской области.

На территории Санкт-Петербурга можно выделить несколько крупных исторически сложившихся групп районов Санкт-Петербурга, обладающих специфическими особенностями градостроительного и социально-экономического развития.

Исторический центр Санкт-Петербурга (территории Адмиралтейского, Василеостровского, Петроградского и Центрального районов Санкт-Петербурга) - территория плотной застройки европейского образца XVIII - начала XX века с концентрацией объектов культурного наследия, туристических центров притяжения, объектов сферы обслуживания и административно-делового назначения. Исторический центр Санкт-Петербурга и связанные с ним группы памятников включены в Список всемирного наследия.

Промышленно-селитебные территории, прилегающие к историческому центру Санкт-Петербурга, - сформировавшиеся в конце XIX - начале XX века бывшие промышленные окраины и предместья Санкт-Петербурга (далее - "Серый пояс"). В настоящее время на территориях "Серого пояса" преобладает промышленно-коммунальная застройка, в том числе зоны размещения объектов транспортной инфраструктуры. Жилая застройка представлена фрагментарно. Дальнейшее развитие традиционных промышленных функций не имеет значимых перспектив из-за вытеснения экономически более эффективными видами использования территории.

В Санкт-Петербурге можно выделить также несколько территорий, на которых наблюдается сочетание определенных проблем и вариативности социально-экономического развития территорий. К таким территориям приоритетного развития относятся:

территория, прилегающая к морскому порту Большой порт Санкт-Петербург в границах Кировского и Адмиралтейского районов Санкт-Петербурга, имеющая большой потенциал развития в связи с перспективным выводом избыточных портовых мощностей и возможностью комплексного редевелопмента данной территории. Анализ мирового опыта поэтапного комплексного преобразования крупных портовых территорий с созданием новых районов общественно-деловой и жилой застройки в таких городах, как Гамбург, Нью-Йорк, Роттердам, показывает их социально-экономическую эффективность;

"Южное ядро" - часть территории Московского, Пушкинского и Красносельского районов Санкт-Петербурга, прилегающая к таким "точкам роста", как аэропорт "Пулково" и конгрессно-выставочный центр "ЭкспоФорум", Фактором активного развития для данной территории может стать улучшение транспортной доступности аэропорта "Пулково" и прилегающих территорий за счет строительства линии железнодорожного сообщения и сети линий легкорельсового транспорта. Для территории, прилегающей к конгрессно-выставочному центру "ЭкспоФорум", приоритетным направлением развития является использование потенциала обширных незастроенных территорий для создания объектов спорта и рекреации, центров туристического притяжения общегородского и международного значения.

Кронштадтский район Санкт-Петербурга отличается уникальным местоположением в границах о.Котлин и бывших фортификационных сооружений в акватории Финского залива. Вследствие улучшения транспортной доступности после открытия движения на всем протяжении кольцевой автомобильной дороги вокруг Санкт-Петербурга и вовлечения в хозяйственный оборот недвижимого имущества Министерства обороны Российской Федерации в г.Кронштадте появился потенциал для реализации крупных инвестиционных проектов в области транспорта (логистическая инфраструктура, морской терминал, центр яхтенного туризма, аэропорт) и комплексного освоения территории. Уникальная городская среда, объекты культурного наследия являются основой для превращения г.Кронштадта в центр туристического притяжения национального значения наравне с г.Петергофом, г.Ломоносовом, пос.Стрельна, г.Гатчиной, г.Пушкином и г.Павловском.

Планирование размещения на территории Санкт-Петербурга производительных сил осуществляется главным образом в рамках создания и функционирования производственных и производственно-логистических зон, а также отраслевых кластеров. В Санкт-Петербурге сформирована сеть относительно компактных производственных зон, обеспеченных инженерной и транспортной инфраструктурой.

В 2017 году в рамках государственной программы выполнены следующие мероприятия.

Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 04.07.2017 N 550 "О внесении изменений в постановление Правительства Санкт-Петербурга от 21.06.2016 N 524" внесены изменения в Правила землепользования и застройки Санкт-Петербурга, утвержденные постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 21.06.2016 N 524 (далее - Правила землепользования и застройки Санкт-Петербурга), в соответствии с которыми в них включены градостроительные регламенты в границах зон охраны объектов культурного наследия.

Законом Санкт-Петербурга от 28.06.2017 N 442-85 "О внесении изменений в Закон Санкт-Петербурга "О Генеральном плане Санкт-Петербурга" внесены изменения в Генеральный план Санкт-Петербурга, утвержденный Законом Санкт-Петербурга от 21.12.2005 N 728-99 "О Генеральном плане Санкт-Петербурга" (далее - Генеральный план Санкт-Петербурга), в части, касающейся обеспечения организации пассажирского железнодорожного сообщения по маршруту станция Санкт-Петербург (Витебский вокзал) - Аэропорт "Пулково" и отображения иных объектов транспортной инфраструктуры.

Разработаны 4 региональных методических документа по строительству в Санкт-Петербурге.

В целях обеспечения Санкт-Петербурга объектами социальной инфраструктуры приобретено 53 объекта недвижимости.