Действующий

Об утверждении Стратегии развития таможенной службы Российской Федерации до 2030 года (с изменениями на 12 июля 2024 года)

1. Совершенствование таможенного администрирования


Развитие таможенной службы Российской Федерации в части дальнейшего совершенствования таможенного администрирования для ускорения и упрощения перемещения товаров через таможенную границу, развития внешнеэкономической и внешнеторговой деятельности необходимо осуществлять с учетом рекомендаций и стандартов Всемирной торговой организации и Всемирной таможенной организации, основываясь на лучших результатах мировой практики, с использованием современных технологий.

При этом основным сдерживающим фактором развития таможенных технологий на государственной границе России является необустроенность пунктов пропуска. На сегодняшний день всего лишь около 15 процентов пунктов пропуска соответствуют Единым типовым требованиям к оборудованию и материально-техническому оснащению зданий, помещений и сооружений, необходимых для организации государственного контроля в пунктах пропуска через таможенную границу Евразийского экономического союза, утвержденным решением Комиссии Таможенного союза от 22 июня 2011 г. N 688 "О Единых типовых требованиях к оборудованию и материально-техническому оснащению зданий, помещений и сооружений, необходимых для организации государственного контроля в пунктах пропуска через таможенную границу Евразийского экономического союза, Классификации пунктов пропуска через таможенную границу Евразийского экономического союза и форме Паспорта пункта пропуска через таможенную границу Евразийского экономического союза", две трети пунктов пропуска нуждаются в существенной реконструкции и модернизации.

В условиях ограниченного финансирования обустройства, реконструкции и модернизации пунктов пропуска крайне важным является определение приоритетов в развитии их материально-технической составляющей, в качестве которых необходимо закрепить стандарты максимальной автоматизации совершения таможенных операций с использованием элементов искусственного интеллекта - модель "интеллектуального" пункта пропуска, которая должна использоваться при проведении реконструкции, модернизации и строительстве пунктов пропуска, в том числе с учетом инфраструктуры, созданной в приграничных субъектах Российской Федерации, в непосредственной близости от пунктов пропуска.

Основным элементом функционирования модели "интеллектуального" пункта пропуска должна быть единая информационная система, способная обеспечить:

возможность работы в качестве точки приема расширенной предварительной информации для всех государственных контрольных органов в пункте пропуска;

интеграцию с программным обеспечением инспекционно-досмотровых комплексов, весогабаритных комплексов, стационарной таможенной системой обнаружения делящихся и радиоактивных материалов "Янтарь", системой считывания и распознавания регистрационных номеров и информационной системой таможенных органов;

контроль за перемещением транспортных средств (система визуализации с функцией считывания и распознавания регистрационных номеров транспортных средств и контейнеров, диспетчеризация их перемещения);

реализацию системы электронной очереди;

электронный документооборот.

Работа единой информационной системы должна обеспечиваться перспективными технологическими решениями (автоматизированные инспекционно-досмотровые комплексы, весогабаритные комплексы, считывание номеров, пропуск на линиях контроля) и перспективными информационными технологиями (автоматизированный анализ снимков инспекционно-досмотровых комплексов с использованием элементов "искусственного интеллекта" и базы данных эталонных снимков инспекционно-досмотровых комплексов, возможность удаленного контроля за действиями должностных лиц при проведении таможенных досмотров).

Целью указанного направления является создание максимально благоприятных условий перемещения товаров через таможенную границу за счет автоматизации совершаемых операций с использованием информационных технологий с применением элементов искусственного интеллекта, оптимизации деятельности контрольных органов.

Основными задачами в этой области являются:

создание модели "интеллектуального" пункта пропуска для использования ее элементов при строительстве, модернизации и реконструкции пунктов пропуска уполномоченными государственными органами;

внедрение современных информационных технологий, связанных с прибытием (убытием) товаров, перевозкой товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита, а также при помещении товаров под иные таможенные процедуры, в том числе с использованием машинного искусственного интеллекта;

участие в модернизации пунктов пропуска на принципах новых подходов к организации работы государственных контрольных органов, в том числе в части организации пропуска товаров, перемещаемых беспилотным транспортом;

создание условий для безостановочного движения транспортных средств при перемещении товаров низкого уровня риска через пункт пропуска, в том числе с использованием транспортно-логистической инфраструктуры, находящейся в непосредственной близости от пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации;

инициативная роль в создании единой информационной системы контроля в пунктах пропуска, интегрированной с информационной системой таможенных органов и позволяющей участникам внешнеэкономической деятельности представлять сведения для контроля в электронном виде однократно;

активное содействие в установлении обязательности применения электронного документооборота не только всеми государственными контрольными органами, но и участниками перемещения товаров в пунктах пропуска;

создание единой (глобальной) системы транзита, основанной на современных информационных технологиях и сопряжении транзитной системы Союза с транзитными системами стран европейского региона Всемирной таможенной организации. Включение в процесс сопряжения транзитных систем максимального количества стран;

создание порядка контроля за осуществлением ввоза товаров на территорию Российской Федерации, а также международных транзитных автомобильных и железнодорожных перевозок грузов через территорию Российской Федерации с использованием навигационных пломб;

дальнейшее развитие института уполномоченного экономического оператора на основе международных стандартов, создание безопасных цепей поставок на основе международных соглашений о взаимном признании уполномоченных экономических операторов;

организация информационного взаимодействия с иностранными почтовыми администрациями, участниками Всемирного почтового союза и иностранными интернет-площадками, создание эффективного механизма таможенного администрирования товаров, пересылаемых в рамках трансграничной торговли;

всемерное способствование и активное практическое участие в создании национального механизма "единого окна", его развитии и модернизации, обеспечении сопряжения с системами "единого окна" зарубежных государств.