Действующий

О направлении методических рекомендаций

     3. Функционирование и развитие служб примирения в образовательных организациях


В целях реализации восстановительного подхода рекомендуется создавать Школьные службы примирения (далее - ШСП) - это оформленное объединение ведущих восстановительных программ (взрослых и школьников-волонтеров), которое проводит восстановительные программы в образовательной организации, а также осуществляет иную деятельность в рамках восстановительного подхода в целях профилактики эскалации конфликтов, сложных ситуаций, деструктивного поведения и правонарушений несовершеннолетних в образовательной организации. ШСП помогают участникам образовательных отношений в конфликтной/проблемной ситуации укрепить сотрудничество и ответственную позицию, вместе найти решение и согласованно его реализовать.

ШСП рекомендуется создавать приказом образовательной организации или организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В целях организации работы ШСП утверждается положение о ШСП, которое важно согласовать с советом образовательной организации или организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (совет обучающихся, совет родителей - если таковые имеются).

В ШСП могут входить:

1) один или несколько обученных взрослых - ведущих восстановительных программ, один из которых назначается куратором (руководителем) ШСП;

2) как правило, команда школьников-волонтеров ШСП, проводящих восстановительные программы между сверстниками.

В деятельности службы могут принимать участие представители родительского сообщества.

Школьников-волонтеров ШСП обучают на тренингах. Для создания ШСП предлагается:

1) выбрать одного или нескольких человек, заинтересованных в работе ШСП;

2) провести их обучение у практикующих ведущих восстановительных программ в сфере образовательных отношений;

3) разработать механизмы передачи информации о конфликтах и правонарушениях в службу примирения;

4) разработать формы учета результатов проведения восстановительной программы (журнал поступления заявок и форму фиксации результата восстановительной программы).

При проведении восстановительной программы по случаю совершенного несовершеннолетним общественно опасного деяния, ведущему восстановительных программ важно понимать юридические последствия проведенной программы и информировать участников о способах учета результатов данной работы в комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, правоохранительных органах или суде.

Куратору (руководителю) ШСП и ведущим восстановительных программ рекомендуется:

1) повышение квалификации по программе "Школьные службы примирения" 72 академических часа у специалистов по восстановительному правосудию, имеющих собственную практику проведения восстановительных программ в образовательных организациях;

________________

www.8-926-145-87-01.ru/wp-content/uploads/2020/02/Программа-школьные-службы-примирения-на-72-часа.doc.

2) участвовать в семинарах, курсах повышения квалификации, конференциях по восстановительным практикам.

Цели ШСП:

1) содействие возмещению ущерба при совершении общественно опасных деяний несовершеннолетними;

2) разрешение конфликтных ситуаций;

3) профилактика правонарушений и безнадзорности несовершеннолетних;

4) нормализация взаимоотношений участников образовательных отношений на основе восстановительного подхода.

ШСП опираются на восстановительный подход, включающий теоретическую основу и набор способов реагирования на конфликты и общественно опасные деяния. В рамках восстановительного подхода могут разрешаться и сложные коммуникативные ситуации, направленные на восстановление способности людей самим сообща и ответственно разрешать свои ситуации без наказания, отвержения, коммуникативного давления, преимущественно силами сообщества, близких и уважаемых людей. Базовой единицей реализации восстановительного подхода является личная встреча всех заинтересованных сторон для конструктивного решения проблемной ситуации.

Задачи ШСП:

1) организация деятельности на основе принципов проведения восстановительных программ;

2) снижение административных и ориентированных на наказание реакций на конфликты, нарушения дисциплины и правонарушения несовершеннолетних;

3) обеспечение доступности деятельности ШСП для всех участников образовательных отношений и приоритетное использование восстановительного способа разрешения конфликтов и криминальных ситуаций;