В качестве восстановительной программы рекомендуется использовать восстановительную медиацию, в которой помимо ведущих обычно участвуют от 2 до 6 человек. Для работы с группами (класс, родительское собрание) больше подходят технологии Семейный совет и Круги сообществ. Ниже представлены основные программы и типичные ситуации, в которых они применяются.
________________
http://sprc.ru/wp-content/uploads/2018/11/Sbornik-2018-web.pdf; http://sprc.ru/wp-content/uploads/2012/11/Круги-сообществ.pdf
С ситуациями, отмеченными в таблице звездочками (*), рекомендуется работать специалистам ШСП в сотрудничестве с территориальными службами примирения.
Ситуация | Восстановительная программа |
Конфликт между обучающимися, в том числе с участием их родителей (законных представителей). Пример: обучающиеся и их родители (законные представители) изначально не хотят мириться, настроены жаловаться, враждовать и так далее. | Восстановительная медиация. |
Конфликт между родителем обучающегося и педагогом.* | Восстановительная медиация. |
Многосторонний конфликт с участием большинства учеников класса. Конфликт среди группы родителей обучающихся класса. Класс "поделился" на враждующие группировки или большая часть класса объединилась против одного (травля).* | Круг сообщества. |
Отсутствие партнерства школы и родителей. Развитие класса как команды. Профилактика возможных конфликтов. Формирование нового класса, слияние классов и т.д.* | Профилактические восстановительные программы. |
Конфликт между педагогами.* | Восстановительная медиация. |
Конфликт на стадии эскалации с большим числом участников. В конфликт включились группы родителей обучающихся, представители администрации образовательной организации, средств массовой информации, иногда уполномоченный по правам ребенка в субъекте Российской Федерации, правоохранительные органы.* | Школьно-родительский совет |
Конфликт в семье.* | Восстановительная медиация. |
Отсутствие взаимопонимания между родителями и ребенком, ребенок совершает правонарушения, систематически пропускает по неуважительным причинам занятия в образовательной организации, находится в социально опасном положении и т.д.* | Семейный совет (семейная конференция). |
Совершение несовершеннолетним общественно опасного деяния, в том числе с возбуждением уголовного дела либо при отказе в его возбуждении, с последующим рассмотрением ситуации на заседании комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав. Несовершеннолетний, находящийся в трудной жизненной ситуации, в конфликте с законом.* | Восстановительная медиация. Семейный совет (семейная конференция). |
Напряженные отношения в "педагогической команде" (объединение разных педагогических коллективов в единый образовательный комплекс, назначение нового директора образовательной организации и т.п.).* | Круг сообщества. |
Кроме того, может применяться комплекс восстановительных программ. Восстановительный подход помогает в управлении дисциплиной в классе, при потере управления классом с помощью проведения Круга сообщества.
ШСМ также может: организовывать мероприятия по снижению конфликтности учеников, повышать квалификацию педагогов и специалистов в рамках восстановительного подхода, создавать пространство для конструктивного партнерства родителей обучающихся и педагогов (классных руководителей), поддерживать атмосферу сотрудничества в образовательной организации, укреплять связи в сообществе.
Примерные этапы примирительной программы:
1) получение информации о происшествии или запроса;
2) проведение индивидуальной/предварительной встречи (или серии встреч) с каждой из сторон;
3) проведение общей совместной встречи всех заинтересованных участников для обсуждения ситуации, поиска выходов и разработки согласованного решения, соглашений или плана;
4) обратная связь от участников по выполнению принятых ими решений.
Взаимодействие служб примирения образовательных организаций и территориальных служб примирения может способствовать профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на территории субъектов Российской Федерации. Оценка качества проведения восстановительных программ на соответствие деятельности ведущего концепции и ценностям восстановительного подхода осуществляется внутри профессионального сообщества.