Правительство Санкт-Петербурга
КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 2 апреля 2020 года N 898-р

Об утверждении методических рекомендаций об особенностях реализации образовательных программ начального общего образования с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий



В целях реализации пункта 2 постановления Правительства Санкт-Петербурга от 24.03.2020 N 156 "О внесении изменений в постановление Правительства Санкт-Петербурга от 13.03.2020 N 121 "О мерах по противодействию распространению в Санкт-Петербурге новой коронавирусной инфекции (COVID-19)":

1. Утвердить методические рекомендации об особенностях реализации образовательных программ начального общего образования с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий (далее - рекомендации).

2. Исполнительным органам государственной власти Санкт-Петербурга, в ведении которых находятся государственные образовательные учреждения, реализующие образовательные программы начального общего образования, администрациям районов Санкт-Петербурга рекомендовать организовать работу в соответствии с рекомендациями.

3. Руководителям частных образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию основным образовательным программам начального общего образования, рекомендовать организовать работу в соответствии с рекомендациями.

4. Контроль за выполнением распоряжения оставляю за собой.

Председатель
Комитета по образованию
Ж.В.Воробьева



Приложение
к распоряжению
Комитета по образованию
от 2 апреля 2020 года N 898-р



Методические рекомендации об особенностях реализации образовательных программ начального общего образования с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий



1. Общие положения


В соответствии со статьей 13 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Закон) при реализации образовательных программ используются различные образовательные технологии, в том числе дистанционные образовательные технологии, электронное обучение.

Статьей 16 Закона определено, что организации, осуществляющие образовательную деятельность, вправе применять электронное обучение, дистанционные образовательные технологии при реализации образовательных программ в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

Приказом Минобрнауки России от 23.08.2017 N 816 утвержден Порядок применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ (далее - Порядок).

Для организации деятельности образовательных организаций по реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий разработаны методические рекомендации Министерства просвещения Российской Федерации от 19.03.2020, а также методические рекомендации Комитета по образованию от 16.03.2020 N 03-29-2516/20-0-0 "О реализации организациями, осуществляющими образовательную деятельность, образовательных программ с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий".

2. Особенности реализации образовательных программ начального общего образования с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий

     

2.1. За последние годы число детей, умеющих пользоваться компьютером, резко увеличилось. Как отмечает большинство исследователей, данная тенденция не зависит от школьного образования. Обучающиеся начальных классов знакомы в основном с игровыми программами, а также используют компьютерную технику для развлечения. При этом познавательные, в частности образовательные, мотивы работы с компьютером стоят далеко не на первом месте.

При организации обучения с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий (далее - обучение с использованием ДОТ) в начальной школе образовательная организация может использовать как традиционные средства обучения: учебники, учебные пособия, рабочие тетради, хрестоматии, задачники, энциклопедические и словарно-справочные материалы, прикладные программные средства и пр., так и специализированные ресурсы информационно-коммуникационной сети Интернет в соответствии с целями и задачами образовательной программы, характеристиками учебного предмета и возрастными особенностями обучающихся.

Обучающемуся начальных классов следует предложить такие формы работы и виды деятельности, с которыми он сможет справиться самостоятельно, например, работу с учебником, учебными пособиями и рабочими тетрадями (при наличии).

При организации обучения с использованием ДОТ обучающихся начальных классов родителям (законным представителям) необходимо на постоянной основе осуществлять взаимодействие с классным руководителем, учителями-предметниками.

При планировании учебной деятельности обучающихся 1-4-х классов в условиях домашнего обучения необходимо определить степень участия родителей в сопровождении младшего школьника.

Следует сообщить учителю о том, сможет ли обучающийся подключиться к Интернет-ресурсам самостоятельно. Педагог может организовать тестовое подключение к платформе вебинара в вечернее время в присутствии родителей для обучения ребенка работе с ресурсом. Подключение первоклассников к электронным средствам обучения в сети Интернет самостоятельно, без участия родителей не рекомендуется.

2.2. При определении объема заданий и видов самостоятельной деятельности обучающихся начальных классов следует руководствоваться требованиями СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" (раздел X. Гигиенические требования к режиму образовательной деятельности).

Продолжительность непрерывного использования в образовательной деятельности технических средств обучения устанавливается согласно таблице:

Классы

Непрерывная длительность (мин.), не более

просмотр статических изображений на учебных досках и экранах отраженного свечения

просмотр телепередач

просмотр динамических изображений на экранах отраженного свечения

работа с изображением на индивидуальном мониторе компьютера и клавиатурой

прослушивание аудиозаписи

прослушивание аудиозаписи в наушниках

1-2

10

15

15

15

20

10

3-4

15

20

20

15

20

15


Продолжительность непрерывного использования компьютера с жидкокристаллическим монитором составляет: для обучающихся 1-2-х классов - не более 20 минут, для обучающихся 3-4-х классов - не более 25 минут.

Следовательно, при назначении заданий обучающимся следует исходить из того, чтобы их выполнение не превышало возможную продолжительность урока (не более 45 минут в 2-4 классах, 35 минут в 1 классе). Однако продолжительность онлайн-занятия, а также время самостоятельной работы младших школьников за компьютером, планшетом или другим электронным носителем не должно превышать 20-25 минут.

2.3. Организация рабочего места:

- рабочий стол с оборудованием должен находиться недалеко от естественного освещения;

- необходимо обеспечить доступ обучающегося к стационарному компьютеру или предоставить возможность использовать другие средства коммуникации (ноутбук, планшет). Использование смартфона для дистанционного обучения не рекомендуется из-за небольшого размера экрана;

- обеспечить дополнительное освещение рабочего места;

- на столе должно быть оставлено место для работы обучающегося с учебником, тетрадью и другими пособиями.

При проведении онлайн-занятий следует придерживаться расписания, для организации самостоятельной работы обучающихся выделить определенное время в соответствии с рекомендациями учителя, ограничить доступ младших школьников к электронным средствам обучения.

Необходимо создать условия для чередования умственной и физической активности обучающегося (физкультминутки, разминки). При организации работы за компьютером придерживаться требований СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" (раздел X. Гигиенические требования к режиму образовательной деятельности) в части использования технических средств обучения: продолжительность онлайн-занятия, а также время самостоятельной работы младших школьников за компьютером, планшетом или другим электронным носителем не должно превышать 20-25 минут.

2.4. Организация самостоятельной работы младших школьников в домашних условиях.

При организации работы обучающегося с учебником или тетрадью на печатной основе следует обратить особое внимание на умение работать с учебным текстом и учебным заданием.

При работе с художественным и познавательным текстом (литературное чтение, окружающий мир, ОРКСЭ) следует ориентироваться на систему вопросов и заданий, предложенных в учебнике: предложить прочитать вопросы, найти в тексте ответы, самостоятельно сформулировать выводы из прочитанного.

При организации обучения первоклассников не рекомендуется предлагать для самостоятельного выполнения задания из учебника с последующим оформлением решения в тетради, так как данное умение сформировано у них в недостаточной степени. Следует в большей степени использовать электронные ресурсы либо тетради на печатной основе (при их наличии).

При работе с учебным заданием (русский язык, математика) важно, чтобы обучающийся самостоятельно прочитал задание, при необходимости разделил его на части (этапы выполнения), определил в каком порядке он будет задание выполнять, где будет записывать результаты. После следует предложить обучающемуся проверить свою работу, определить все ли задание выполнено. Если ученик обращается за помощью к родителю, не следует выполнять задание вместо него, а также исправлять работу, требовать ее переписать и т.п. Можно указать на наличие ошибки следующим образом: "В этом упражнении одна ошибка", и если ученик найдет ее, то сможет исправить самостоятельно.

Важно дать обучающемуся право на ошибку, в противном случае, учитель не сможет получить объективную информацию о результатах обучения.

2.5. Сопровождение младшего школьника при обучении с использованием ДОТ.

Для участия обучающегося в онлайн-мероприятии с учителем или одноклассниками (вебинар, консультация, совместное выполнение заданий) следует обеспечить подключение к платформе для проведения вебинара (например, через электронную почту или аккаунт родителя). На первых занятиях рекомендуется, по возможности, находиться рядом с учеником с целью оказания помощи при решении технических проблем и взаимодействии с преподавателем (чат, формы для обратной связи и т.п.).

При самостоятельном выполнении заданий на образовательных платформах рекомендуется оказывать обучающимся техническую помощь на 1-2 занятиях. В дальнейшем важно предоставить обучающимся возможность выполнять задания самостоятельно для получения учителем объективной информации о результатах обучения и эффективности используемых технологий. Это позволит педагогу скорректировать для обучающегося дальнейший маршрут изучения темы, предложить либо дополнительные базовые задания на понимание содержания темы, закрепление знаний и умений, либо задания повышенного и высокого уровня сложности.

При выполнении обучающимся контрольных и проверочных работ, тестов помощь родителей не допускается (за исключением технического сопровождения).

2.6. Классному руководителю рекомендуется разработать и разместить в свободном доступе для родителей (законных представителей) обучающихся алгоритм дистанционного взаимодействия с обучающимися. При составлении алгоритма следует указать: электронные образовательные ресурсы, которые будут использованы для обучения, способы регистрации (с помощью родителей или учителя), расписание онлайн-вебинаров или консультаций (с указанием учебного предмета, ФИО учителя), средства оперативной связи с учителями класса (электронная почта, группа в социальной сети, мессенджер и др.), формы организации выполнения заданий в учебнике или рабочей тетради, формы и порядок получения обратной связи.

Рекомендуется ознакомить родителей (законных представителей) с рекомендациями по объему заданий для самостоятельной работы обучающихся начальных классов, способами интерактивного взаимодействия с обучающимися.

2.7. Учителю начальных классов рекомендуется использовать как традиционные средства обучения, прежде всего учебник и электронное приложение к учебнику, рабочую тетрадь на печатной основе (при ее наличии), а также средства организации электронного обучения с использованием ресурсов сети Интернет.

Для изучения нового материала рекомендуются тексты и задания учебников, видеоролики в электронных приложениях к учебникам, видеоматериалы образовательных платформ, консультации обучающихся с использованием различных средств коммуникации (почта, чат, телефон, электронный журнал и др.).

Для закрепления и обобщения изученного материала рекомендуется привлекать образовательные ресурсы, обладающие функцией автоматической проверки заданий и позволяющие педагогам осуществить быструю обратную связь с обучающимися и их родителями, проанализировать возникающие трудности и индивидуализировать образовательный маршрут.

На этом этапе могут быть использованы и традиционные средства обучения (учебник, тетрадь), но в этом случае следует предусмотреть способ обмена информацией между учителем и обучающимися (фотографии, скриншоты и др.), что возможно потребует привлечения родителей обучающихся.

Для контроля и оценки результатов обучения рекомендуются следующие способы дистанционного взаимодействия:

- письменные работы обучающихся с последующей передачей их учителю в бумажном или электронном виде, в том числе с использованием учебных пособий, предназначенных для контроля и оценки знаний и умений обучающихся по учебному предмету (при их наличии);

- онлайн-тесты, самостоятельно разработанные учителем или методическим объединением учителей начальных классов;

- подборки заданий в соответствии с планируемыми результатами изучаемой темы с последующей автоматизированной обработкой данных;

- выполнение обучающимися небольших по объему творческих, проектных заданий, в том числе предполагающих коллективные формы взаимодействия через ресурсы сети Интернет.

Данная форма оценки рекомендована для обучающихся со 2-3 класса и может быть использована, в первую очередь, при изучении таких учебных предметов, как окружающий мир, литературное чтение, музыка, изобразительное искусство, технология.


Электронный текст документа

подготовлен АО "Кодекс" и сверен по:

Вестник образования России,

N 9, май 2020 года

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»