Правительство Санкт-Петербурга
КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 2 апреля 2020 года N 898-р
1. Утвердить методические рекомендации об особенностях реализации образовательных программ начального общего образования с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий (далее - рекомендации).
2. Исполнительным органам государственной власти Санкт-Петербурга, в ведении которых находятся государственные образовательные учреждения, реализующие образовательные программы начального общего образования, администрациям районов Санкт-Петербурга рекомендовать организовать работу в соответствии с рекомендациями.
3. Руководителям частных образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию основным образовательным программам начального общего образования, рекомендовать организовать работу в соответствии с рекомендациями.
4. Контроль за выполнением распоряжения оставляю за собой.
Председатель
Комитета по образованию
Ж.В.Воробьева
Методические рекомендации об особенностях реализации образовательных программ начального общего образования с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий
В соответствии со статьей 13 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Закон) при реализации образовательных программ используются различные образовательные технологии, в том числе дистанционные образовательные технологии, электронное обучение.
Статьей 16 Закона определено, что организации, осуществляющие образовательную деятельность, вправе применять электронное обучение, дистанционные образовательные технологии при реализации образовательных программ в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.
Приказом Минобрнауки России от 23.08.2017 N 816 утвержден Порядок применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ (далее - Порядок).
Для организации деятельности образовательных организаций по реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий разработаны методические рекомендации Министерства просвещения Российской Федерации от 19.03.2020, а также методические рекомендации Комитета по образованию от 16.03.2020 N 03-29-2516/20-0-0 "О реализации организациями, осуществляющими образовательную деятельность, образовательных программ с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий".
2.1. За последние годы число детей, умеющих пользоваться компьютером, резко увеличилось. Как отмечает большинство исследователей, данная тенденция не зависит от школьного образования. Обучающиеся начальных классов знакомы в основном с игровыми программами, а также используют компьютерную технику для развлечения. При этом познавательные, в частности образовательные, мотивы работы с компьютером стоят далеко не на первом месте.
При организации обучения с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий (далее - обучение с использованием ДОТ) в начальной школе образовательная организация может использовать как традиционные средства обучения: учебники, учебные пособия, рабочие тетради, хрестоматии, задачники, энциклопедические и словарно-справочные материалы, прикладные программные средства и пр., так и специализированные ресурсы информационно-коммуникационной сети Интернет в соответствии с целями и задачами образовательной программы, характеристиками учебного предмета и возрастными особенностями обучающихся.
Обучающемуся начальных классов следует предложить такие формы работы и виды деятельности, с которыми он сможет справиться самостоятельно, например, работу с учебником, учебными пособиями и рабочими тетрадями (при наличии).
При организации обучения с использованием ДОТ обучающихся начальных классов родителям (законным представителям) необходимо на постоянной основе осуществлять взаимодействие с классным руководителем, учителями-предметниками.
При планировании учебной деятельности обучающихся 1-4-х классов в условиях домашнего обучения необходимо определить степень участия родителей в сопровождении младшего школьника.
Следует сообщить учителю о том, сможет ли обучающийся подключиться к Интернет-ресурсам самостоятельно. Педагог может организовать тестовое подключение к платформе вебинара в вечернее время в присутствии родителей для обучения ребенка работе с ресурсом. Подключение первоклассников к электронным средствам обучения в сети Интернет самостоятельно, без участия родителей не рекомендуется.
2.2. При определении объема заданий и видов самостоятельной деятельности обучающихся начальных классов следует руководствоваться требованиями СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" (раздел X. Гигиенические требования к режиму образовательной деятельности).
Продолжительность непрерывного использования в образовательной деятельности технических средств обучения устанавливается согласно таблице:
Классы | Непрерывная длительность (мин.), не более | |||||
просмотр статических изображений на учебных досках и экранах отраженного свечения | просмотр телепередач | просмотр динамических изображений на экранах отраженного свечения | работа с изображением на индивидуальном мониторе компьютера и клавиатурой | прослушивание аудиозаписи | прослушивание аудиозаписи в наушниках | |
1-2 | 10 | 15 | 15 | 15 | 20 | 10 |
3-4 | 15 | 20 | 20 | 15 | 20 | 15 |
Продолжительность непрерывного использования компьютера с жидкокристаллическим монитором составляет: для обучающихся 1-2-х классов - не более 20 минут, для обучающихся 3-4-х классов - не более 25 минут.
Следовательно, при назначении заданий обучающимся следует исходить из того, чтобы их выполнение не превышало возможную продолжительность урока (не более 45 минут в 2-4 классах, 35 минут в 1 классе). Однако продолжительность онлайн-занятия, а также время самостоятельной работы младших школьников за компьютером, планшетом или другим электронным носителем не должно превышать 20-25 минут.
2.3. Организация рабочего места:
- рабочий стол с оборудованием должен находиться недалеко от естественного освещения;
- необходимо обеспечить доступ обучающегося к стационарному компьютеру или предоставить возможность использовать другие средства коммуникации (ноутбук, планшет). Использование смартфона для дистанционного обучения не рекомендуется из-за небольшого размера экрана;
- обеспечить дополнительное освещение рабочего места;
- на столе должно быть оставлено место для работы обучающегося с учебником, тетрадью и другими пособиями.
При проведении онлайн-занятий следует придерживаться расписания, для организации самостоятельной работы обучающихся выделить определенное время в соответствии с рекомендациями учителя, ограничить доступ младших школьников к электронным средствам обучения.
Необходимо создать условия для чередования умственной и физической активности обучающегося (физкультминутки, разминки). При организации работы за компьютером придерживаться требований СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" (раздел X. Гигиенические требования к режиму образовательной деятельности) в части использования технических средств обучения: продолжительность онлайн-занятия, а также время самостоятельной работы младших школьников за компьютером, планшетом или другим электронным носителем не должно превышать 20-25 минут.
2.4. Организация самостоятельной работы младших школьников в домашних условиях.
При организации работы обучающегося с учебником или тетрадью на печатной основе следует обратить особое внимание на умение работать с учебным текстом и учебным заданием.
При работе с художественным и познавательным текстом (литературное чтение, окружающий мир, ОРКСЭ) следует ориентироваться на систему вопросов и заданий, предложенных в учебнике: предложить прочитать вопросы, найти в тексте ответы, самостоятельно сформулировать выводы из прочитанного.
При организации обучения первоклассников не рекомендуется предлагать для самостоятельного выполнения задания из учебника с последующим оформлением решения в тетради, так как данное умение сформировано у них в недостаточной степени. Следует в большей степени использовать электронные ресурсы либо тетради на печатной основе (при их наличии).
При работе с учебным заданием (русский язык, математика) важно, чтобы обучающийся самостоятельно прочитал задание, при необходимости разделил его на части (этапы выполнения), определил в каком порядке он будет задание выполнять, где будет записывать результаты. После следует предложить обучающемуся проверить свою работу, определить все ли задание выполнено. Если ученик обращается за помощью к родителю, не следует выполнять задание вместо него, а также исправлять работу, требовать ее переписать и т.п. Можно указать на наличие ошибки следующим образом: "В этом упражнении одна ошибка", и если ученик найдет ее, то сможет исправить самостоятельно.
Важно дать обучающемуся право на ошибку, в противном случае, учитель не сможет получить объективную информацию о результатах обучения.
2.5. Сопровождение младшего школьника при обучении с использованием ДОТ.
Для участия обучающегося в онлайн-мероприятии с учителем или одноклассниками (вебинар, консультация, совместное выполнение заданий) следует обеспечить подключение к платформе для проведения вебинара (например, через электронную почту или аккаунт родителя). На первых занятиях рекомендуется, по возможности, находиться рядом с учеником с целью оказания помощи при решении технических проблем и взаимодействии с преподавателем (чат, формы для обратной связи и т.п.).
При самостоятельном выполнении заданий на образовательных платформах рекомендуется оказывать обучающимся техническую помощь на 1-2 занятиях. В дальнейшем важно предоставить обучающимся возможность выполнять задания самостоятельно для получения учителем объективной информации о результатах обучения и эффективности используемых технологий. Это позволит педагогу скорректировать для обучающегося дальнейший маршрут изучения темы, предложить либо дополнительные базовые задания на понимание содержания темы, закрепление знаний и умений, либо задания повышенного и высокого уровня сложности.
При выполнении обучающимся контрольных и проверочных работ, тестов помощь родителей не допускается (за исключением технического сопровождения).
2.6. Классному руководителю рекомендуется разработать и разместить в свободном доступе для родителей (законных представителей) обучающихся алгоритм дистанционного взаимодействия с обучающимися. При составлении алгоритма следует указать: электронные образовательные ресурсы, которые будут использованы для обучения, способы регистрации (с помощью родителей или учителя), расписание онлайн-вебинаров или консультаций (с указанием учебного предмета, ФИО учителя), средства оперативной связи с учителями класса (электронная почта, группа в социальной сети, мессенджер и др.), формы организации выполнения заданий в учебнике или рабочей тетради, формы и порядок получения обратной связи.
Рекомендуется ознакомить родителей (законных представителей) с рекомендациями по объему заданий для самостоятельной работы обучающихся начальных классов, способами интерактивного взаимодействия с обучающимися.
2.7. Учителю начальных классов рекомендуется использовать как традиционные средства обучения, прежде всего учебник и электронное приложение к учебнику, рабочую тетрадь на печатной основе (при ее наличии), а также средства организации электронного обучения с использованием ресурсов сети Интернет.
Для изучения нового материала рекомендуются тексты и задания учебников, видеоролики в электронных приложениях к учебникам, видеоматериалы образовательных платформ, консультации обучающихся с использованием различных средств коммуникации (почта, чат, телефон, электронный журнал и др.).
Для закрепления и обобщения изученного материала рекомендуется привлекать образовательные ресурсы, обладающие функцией автоматической проверки заданий и позволяющие педагогам осуществить быструю обратную связь с обучающимися и их родителями, проанализировать возникающие трудности и индивидуализировать образовательный маршрут.
На этом этапе могут быть использованы и традиционные средства обучения (учебник, тетрадь), но в этом случае следует предусмотреть способ обмена информацией между учителем и обучающимися (фотографии, скриншоты и др.), что возможно потребует привлечения родителей обучающихся.
Для контроля и оценки результатов обучения рекомендуются следующие способы дистанционного взаимодействия:
- письменные работы обучающихся с последующей передачей их учителю в бумажном или электронном виде, в том числе с использованием учебных пособий, предназначенных для контроля и оценки знаний и умений обучающихся по учебному предмету (при их наличии);
- онлайн-тесты, самостоятельно разработанные учителем или методическим объединением учителей начальных классов;
- подборки заданий в соответствии с планируемыми результатами изучаемой темы с последующей автоматизированной обработкой данных;
- выполнение обучающимися небольших по объему творческих, проектных заданий, в том числе предполагающих коллективные формы взаимодействия через ресурсы сети Интернет.
Данная форма оценки рекомендована для обучающихся со 2-3 класса и может быть использована, в первую очередь, при изучении таких учебных предметов, как окружающий мир, литературное чтение, музыка, изобразительное искусство, технология.
Электронный текст документа
подготовлен АО "Кодекс" и сверен по:
Вестник образования России,
N 9, май 2020 года