МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 26  марта 2020 года N ДГ-126/06

О методических рекомендациях по проведению профильных смен в организациях отдыха детей и их оздоровления



В целях исполнения пункта 12 Комплекса мер по обеспечению организованного отдыха и оздоровления детей на 2019-2023 годы, утвержденного Заместителем Председателя Правительства РФ Голиковой Т.А. от 28.02.2019 N 1814п-П8, Минпросвещения России совместно с МВД России подготовлены методические рекомендации по проведению профильных смен в организациях отдыха детей и их оздоровления, в том числе для детей, состоящих на различных видах учета в органах и учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (далее - Методические рекомендации).

Методические рекомендации направляются для информирования органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления в сфере организации отдыха и оздоровления детей, руководителей организаций отдыха детей и их оздоровления и иных заинтересованных лиц.

Заместитель министра
Д.Е.Грибов



Приложение
к письму Минпросвещения России
от 26 марта 2020 года N ДГ-126/06



Методические рекомендации по проведению профильных смен в организациях отдыха детей и их оздоровления, в том числе для детей, состоящих на различных видах учета в органах и учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних



Методические рекомендации подготовлены в целях организации профильных смен для детей и подростков в возрасте от 7 до 17 лет с педагогической запущенностью, девиантным и(или) делинквентным поведением (далее - подростки, участники профильной смены), состоящими на различных видах учета в органах и учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, и направлены на реализацию комплекса мер по обеспечению организованного отдыха и оздоровления детей.

Профилактическую работу среди несовершеннолетних следует рассматривать как неотъемлемую часть воспитательной работы.

Невнимание взрослых к проблемам несовершеннолетних нередко приводит к тому, что дети, пассивно усваивая негативные модели поведения, становятся жертвами этой модели. Личностные проявления в поведении подростков складываются непроизвольно и выступают результатом сложного процесса воздействия социальных условий, в которых подросток существует и действует.

Причины детского и подросткового отклоняющегося поведения кроются в том числе и обилии сцен насилия и жестокости, которыми пестрят экраны телевизоров и компьютерные игры.

Также некоторые проступки совершаются подростками из-за озорства или любопытства, из желания развлечься, показать силу, утвердиться в глазах сверстников. В "группу риска" попадают несовершеннолетние, в близком окружении которых находятся "криминальные" личности (родственники или друзья). Многим подросткам присуще стремление освободиться от контроля и опеки родителей, критически они относятся и к ценностям, существующим в мире взрослых.

Противоправные действия совершаются подростками не только ввиду незрелости психики, но и часто в силу нарушения психического развития.

Таким образом, самые разные пути приводят подростка к отклоняющемуся поведению, но независимо от тяжести совершенного им, он - личность, нуждающаяся в особой социальной и психолого-педагогической помощи и поддержке.

Организация отдыха детей и их оздоровления является личностно-ориентированным педагогическим пространством, позитивной средой жизнедеятельности подростков, и имеет все возможности для активизации личностного роста подростков.

Участие подростка в различных группах внутри временного детского коллектива позволяет ему совершать социальные пробы; в общении, групповой деятельности, примерять и демонстрировать разные социальные роли.

Для организации образовательного процесса в организациях отдыха детей и их оздоровления характерно разнообразие видов деятельности. Многообразие групповой деятельности превращает временный детский коллектив в тренинговую группу по формированию гражданской идентичности с переносом опыта в повседневную жизнь.

Сочетание индивидуального и коллективного педагогического взаимодействия, применение различных форм и видов деятельности с подростками помогает сделать процесс преодоления недостатков в развитии личности и девиаций в поведении подростков действенным, а задачи по формированию положительных качеств его личности, интеграции в социум вполне осуществимыми.

Одной из форм каникулярного отдыха детей и подростков являются профильные смены, обладающие значимым воспитательным и образовательным потенциалом.

Организация и проведение профильной смены для несовершеннолетних, состоящих на профилактическом учете, требует понимания специфики данной деятельности и по своим целям, содержанию, структуре и ресурсам несколько отличается от практики традиционного проведения смен.

Главное отличие указанной формы работы заключается в совмещении образовательно-воспитательной деятельности с проведением профилактической и реабилитационной работы, направленной на предотвращение совершения подростками противоправных деяний.

Задачами профильной смены являются:

снижение уровня агрессивности и тревожности подростков посредством проведения реабилитационных мероприятий;

корректировка поведенческих реакций на жизненные ситуации бытовой и коммуникативной среды, обучение основам саморегуляции деструктивных состояний;

сохранение и укрепление здоровья несовершеннолетних, формирование здорового образа жизни;

раскрытие потенциальных возможностей и скрытых ресурсов каждого подростка с обозначением личных положительных особенностей;

формирование основы позитивных жизненных ценностей и заинтересованности подростка в их постоянном поддержании и т.д.

Структура профильной смены, как и любой другой, как правило, включает в себя следующие периоды: организационный, основной, итоговый.

Организационный период

Задачи организационного периода: знакомство несовершеннолетних друг с другом; правилами поведения и проживания в организации отдыха детей и их оздоровления; погружение в содержание смены; адаптация к новым условиям жизнедеятельности; сплочение коллектива.

Следует обратить внимание, что при предъявлении подросткам требований к проживанию и поведению необходимо их четко продумывать и формулировать. Требования должны быть простыми, однозначными и понятными.

Рекомендуется разговаривать с подростками и объяснять необходимость соблюдений требований, но не ставить им условия. Подросток должен понять, почему надо вести себя именно так, а не иначе. Не следует ждать и требовать от подростков сразу идеального поведения.

Основной период

Задачи основного периода: реализация программы профильной смены; создание условий для самореализации подростков.

При разработке программы профильной смены необходимо учитывать, что подростки, состоящие на различных видах учета - это дети, которые самостоятельно или с помощью семьи не в состоянии решить проблемы, которые возникают у них под воздействием тех или иных обстоятельств.

Ведущей деятельностью для данной категории подростков должна быть социальная коммуникация, групповое и коллективное взаимодействие. Работа с подростками должна носить преимущественно практический характер и включать в себя: активные виды взаимодействия (спорт, туризм, квесты, игры-испытания, подвижные игры, тренинги и т.д.); прикладные и творческие виды деятельности (конструирование, моделирование, лепка и т.д.); элементы трудотерапии.

Постоянная смена видов деятельности позволит поддерживать познавательный интерес подростков к происходящему.

При реализации программы необходимо отойти от следующих форм организации педагогического процесса (хотя совсем исключать данные формы не стоит): лекции; мероприятия, требующие усидчивости, малой подвижности и повышенной концентрации внимания, длительную аналитическую работу.

Необходимо найти сильные стороны (качества) подростков и использовать их, и, по возможности, развивать. Следует обращать внимание даже на незначительные изменения в поведении подростков, отмечать их минимальные успехи и достижения ото стимул* к самосовершенствованию.

________________

* Текст документа соответствует оригиналу. - Примечание изготовителя базы данных.

Не злоупотребляйте запретами, найдите причину (или причины) поведения подростков. Важно помнить, что к каждому ребёнку нужен индивидуальный подход.

Итоговый период

Задачи итогового периода: подведение итогов; создание доброжелательной атмосферы дружеского прощания; формирование перспектив дальнейшего общения; мотивация подростков на социально одобряемое и законопослушное поведение.

Подводя итоги смены, необходимо еще раз разъяснить подросткам возможные варианты поведения в различных конкретных ситуациях, вырабатывая у них стандартные, общепринятые нормы поведения.

Кроме того необходимо проинформировать подростков о механизмах, которые помогут им в решении возникающих проблемных вопросов, социальной адаптации и реабилитации за рамками профильной смены.

Подготовка организации отдыха детей и их оздоровления к открытию и проведению профильной смены осуществляется в соответствии с требованиями законодательства в сфере организации отдыха детей и их оздоровления.

Оформление сотрудников для проведения профильной смены осуществляется в соответствие с трудовым законодательством Российской Федерации, в том числе с учетом профессиональных стандартов для специалистов, запятых в сфере организации отдыха детей и их оздоровления.

При подборе специалистов для работы с подростками в рамках профильной смены следует обратить внимание на необходимость формирования группы специалистов, помимо педагогических работников и вожатых, работающих с временным детским объединением, будут входить: психологи, медики, специалисты комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, инспекторы подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел (далее - инспектор ПДН); специалисты управления опеки и попечительства, защиты прав и интересов детей, уполномоченные по правам ребенка и другие специалисты.

Перед началом смены рекомендуется проведение инструктажа со всеми работниками организации отдыха детей и их оздоровления на предмет работы с подростками, состоящими на различных видах учета в органах и учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Кроме того, целесообразно организовать обучающие занятия для всех работников организации отдыха детей и их оздоровления непосредственно на объекте проведения профильной смены. При подготовке кадров необходимо учесть, что все специалисты, работающие с подростками должны профессионально решать возникающие вопросы, так как можно не только усугубить ситуацию, но и сделать ее неконтролируемой.

Отбор подростков - участников профильной смены необходимо осуществлять совместно со специалистами комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав (далее - КДНиЗП) и инспекторами подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел.

К списку участников профильной смены рекомендуется на каждого подростка подготовить дополнительную информацию, а именно:

актуальную фотографию подростка, соответствующую возрасту (портрет);

справку ПДН о совершенном проступке (основание постановки на учет, дата совершения, краткое описание проступка или серии правонарушений);

характеристику с места обучения (поведение, успеваемость, информация о родителях) либо межведомственную характеристику, совмещающую информацию ПДН и с места обучения.

До начала профильной смены рекомендуется с подростками - участниками профильной смены провести предварительную работу:

провести диагностику личности;

изучить неблагоприятные факторы социальной среды, в которой находится подросток;

разработать индивидуальную программу и привлечь к работе с подростком необходимых специалистов.

Профильные смены рекомендуется проводить совместно с инспекторами ПДН, командированными на этот период распоряжением или приказом начальника территориального органа, с оформлением командировки в порядке, установленном законодательством.

В течение профильной смены инспекторы ПДН наряду с педагогическими работниками, вожатыми и другими специалистами являются активными участниками всех процессов, проводимых в рамках профильной смены, в том числе проходят обучение, принимают участие в разработке программы смены, проводят мероприятия и т.д.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»