ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 28 апреля 2020 года N 468-ПП
Об утверждении Правил технической эксплуатации метрополитена в городе Москве
В соответствии с пунктом 2 статьи 7 и статьей 9 Федерального закона от 29 декабря 2017 г. N 442-ФЗ "О внеуличном транспорте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", на основании приказа Министерства транспорта Российской Федерации от 21 декабря 2018 г. N 468 "Об утверждении Типовых правил технической эксплуатации метрополитена" Правительство Москвы постановляет:
1. Утвердить Правила технической эксплуатации метрополитена в городе Москве (приложение).
2. Настоящее постановление вступает в силу с 1 ноября 2020 г.
3. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы, руководителя Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы Ликсутова М.С.
Мэр Москвы
С.С.Собянин
Правила технической эксплуатации метрополитена в городе Москве
1. Правила технической эксплуатации метрополитена в городе Москве (далее - Правила технической эксплуатации) устанавливают порядок движения подвижного состава и организации маневровой работы, функционирования объектов инфраструктуры метрополитена в городе Москве, систему сигналов, относящихся к движению подвижного состава и организации маневровой работы, типы сигнальных приборов, при помощи которых эти сигналы подаются, определяют действия работников юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозку пассажиров метрополитеном в городе Москве (далее - перевозчик), при технической эксплуатации метрополитена в городе Москве (далее - метрополитен).
2. Настоящие Правила технической эксплуатации разработаны в соответствии с приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 21 декабря 2018 г. N 468 "Об утверждении Типовых правил технической эксплуатации метрополитена".
3. Порядок движения подвижного состава метрополитена и организации маневровой работы устанавливает правила:
подготовки заключения о готовности электроподвижного состава и подвижного состава специального назначения к движению;
приема, отправления, пропуска поездов, производства маневров при различных устройствах сигнализации и связи при движении поездов, как в нормальных условиях, так и в случаях неисправности;
движения подвижного состава, предназначенного для выполнения работ по эксплуатации метрополитена (далее - хозяйственный поезд);
предупреждения машинистов об особых условиях движения;
подачи поезда на пути строящихся участков.
4. Перечень лиц, управляющих приборами сигнализации, централизации и блокировки, открытием и закрытием сигналов светофоров (кроме автоматически действующих), устанавливается перевозчиком в соответствии с настоящими Правилами технической эксплуатации.
Уполномоченными работниками перевозчика, управляющими приборами сигнализации, централизации и блокировки, открытием и закрытием сигналов светофоров (кроме автоматически действующих), являются:
на станциях линий, не оборудованных диспетчерской централизацией, или на станциях линий, оборудованных диспетчерской централизацией, при местном управлении электрической централизацией стрелок и сигналов - работник, уполномоченный перевозчиком на осуществление функции по регулированию движения подвижного состава в соответствии с установленными графиками, в пределах одной станции или электродепо (далее - дежурный поста централизации);
на станциях линий, оборудованных диспетчерской централизацией, при диспетчерском управлении электрической централизацией стрелок и сигналов - работник, уполномоченный перевозчиком на осуществление функции по регулированию движения подвижного состава в соответствии с установленными графиками (далее - поездной диспетчер).
Перечень станций, на которых допускается исполнение обязанностей дежурного поста централизации и дежурного по станции одним лицом, утверждается в порядке, установленном перевозчиком.
5. Порядок организации следования к месту производства работ восстановительного подвижного состава (при его наличии) определяется перевозчиком.
6. Движение поездов при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, вызвавших прекращение действия основных средств сигнализации на линии (участке линии) метрополитена, осуществляется в соответствии с настоящими Правилами технической эксплуатации при обеспечении безопасности пассажиров. Порядок организации движения поездов при прекращении действия основных средств сигнализации на линии (участке линии) метрополитена определяется перевозчиком.
7. Перевозчик обязан установить порядок подготовки заключения о готовности подвижного состава и подвижного состава специального назначения к движению в соответствии с требованиями конструкторской и эксплуатационной документации.
8. Перевозчик обязан оснастить линии метрополитена, на которых основным средством сигнализации при движении поездов являются устройства автоматической локомотивной сигнализации с автоматическим регулированием скорости (система устройств, обеспечивающая непрерывный контроль свободности пути и скорости движения подвижного состава, а также передачу сигнальных показаний о допустимой скорости движения в кабину управления подвижным составом) (далее - АЛС-АРС), резервным средством сигнализации - автоматической блокировкой без защитных участков и без установленных на пути устройств, приводящих в действие систему экстренного торможения поезда в случае проезда светофора с запрещающим показанием (далее - путевой автостоп). Сигналы светофоров автоматического действия должны быть выключены в нормальном состоянии. Входные и выходные светофоры полуавтоматического действия должны быть постоянно включенными и иметь два режима работы: при отключенной и включенной автоблокировке.
Система торможения электроподвижного состава должна обеспечивать постоянство величины тормозного пути вне зависимости от загрузки, тормозное усилие, не вызывающее заклинивание колесных пар и гарантирующее остановку поезда при экстренном торможении или торможении системой автоматического регулирования скорости (далее - АРС) по команде устройств АЛС-АРС на расстоянии не более величин тормозных путей, приведенных в таблицах 1 и 2:
Скорость | Величина тормозного пути при экстренном торможении, м | ||||||||||||
в начале | Профиль пути, ‰ | ||||||||||||
тормо- | 60 | 50 | 40 | 30 | 20 | 10 | 0 | -10 | -20 | -30 | -40 | -50 | -60 |
90 | 200 | 205 | 210 | 220 | 245 | 265 | 295 | 320 | 360 | 404 | 450 | 465 | 530 |
85 | 180 | 185 | 190 | 200 | 220 | 235 | 265 | 280 | 315 | 355 | 395 | 420 | 475 |
80 | 160 | 165 | 170 | 180 | 195 | 205 | 220 | 245 | 275 | 310 | 345 | 375 | 425 |
75 | 140 | 145 | 150 | 160 | 170 | 180 | 190 | 215 | 240 | 270 | 305 | 330 | 375 |
70 | 120 | 125 | 130 | 140 | 145 | 155 | 166 | 185 | 210 | 235 | 265 | 290 | 330 |
65 | 100 | 105 | 110 | 120 | 125 | 135 | 145 | 160 | 180 | 205 | 230 | 255 | 285 |
60 | 92 | 93 | 95 | 100 | 110 | 115 | 125 | 135 | 155 | 176 | 195 | 220 | 245 |
55 | 75 | 78 | 80 | 86 | 95 | 100 | 105 | 115 | 130 | 150 | 170 | 185 | 205 |
50 | 62 | 63 | 65 | 70 | 80 | 85 | 90 | 95 | 110 | 125 | 140 | 155 | 170 |
45 | 52 | 53 | 55 | 60 | 65 | 70 | 75 | 80 | 90 | 100 | 115 | 130 | 145 |
40 | 41 | 43 | 45 | 48 | 50 | 55 | 60 | 65 | 72 | 80 | 95 | 100 | 110 |
35 | 35 | 36 | 37 | 38 | 40 | 45 | 50 | 53 | 58 | 65 | 75 | 80 | 85 |
30 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 35 | 40 | 42 | 45 | 50 | 55 | 60 | 65 |
25 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 27 | 30 | 32 | 34 | 37 | 40 | 45 | 60 |
20 | 15 | 16 | 17 | 17 | 18 | 20 | 22 | 23 | 25 | 27 | 30 | 32 | 35 |
15 | 10 | 11 | 13 | 13 | 14 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 20 | 22 | 23 |
10 | 6 | 6 | 10 | 11 | 11 | 12 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 18 | 19 |
Величина тормозного пути при экстренном торможении для открытых наземных и приравненных к ним участках увеличивается на 50%.
Скорость | Величина тормозного пути при торможении АРС (с момента превышения скорости), м | ||||||||||||
в начале | Профиль пути, ‰ | ||||||||||||
тормо- | 60 | 50 | 40 | 30 | 20 | 10 | 0 | -10 | -20 | -30 | -40 | -50 | -60 |
90 | 294 | 296 | 303 | 317 | 334 | 360 | 388 | 424 | 461 | 526 | 600 | 695 | 794 |
85 | 271 | 272 | 281 | 293 | 309 | 325 | 354 | 380 | 416 | 474 | 580 | 646 | 725 |
80 | 248 | 250 | 260 | 270 | 284 | 289 | 320 | 335 | 370 | 422 | 561 | 599 | 659 |
75 | 222 | 226 | 235 | 245 | 255 | 262 | 283 | 306 | 340 | 381 | 490 | 531 | 591 |
70 | 196 | 202 | 210 | 219 | 225 | 235 | 243 | 278 | 308 | 340 | 418 | 462 | 524 |
65 | 176 | 181 | 188 | 195 | 200 | 208 | 219 | 241 | 266 | 292 | 341 | 395 | 447 |
60 | 157 | 160 | 164 | 169 | 174 | 181 | 194 | 203 | 224 | 244 | 264 | 334 | 371 |
55 | 138 | 141 | 147 | 151 | 155 | 162 | 172 | 182 | 199 | 215 | 234 | 295 | 326 |
50 | 121 | 122 | 129 | 132 | 136 | 142 | 149 | 159 | 173 | 187 | 206 | 257 | 282 |
45 | 102 | 104 | 112 | 114 | 118 | 123 | 127 | 137 | 148 | 159 | 176 | 220 | 239 |
40 | 83 | 85 | 94 | 96 | 99 | 103 | 105 | 115 | 122 | 130 | 146 | 181 | 194 |
35 | 71 | 74 | 81 | 82 | 85 | 87 | 97 | 100 | 106 | 114 | 127 | 159 | 170 |
30 | 59 | 62 | 66 | 68 | 71 | 73 | 77 | 84 | 90 | 96 | 106 | 135 | 144 |
20 | 56 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 70 | 74 | 76 | 81 | 85 | 99 | 115 |
9. Движение поездов на линии метрополитена производится по сигнальным показаниям АЛС-АРС и показаниям светофоров полуавтоматического действия, а при включенных сигнальных огнях светофоров автоблокировки - по показаниям светофоров полуавтоматического и автоматического действия.
10. На линиях, на которых основным средством сигнализации при движении поездов является АЛС-АРС, оборудованных дублирующим автономным устройством АЛС-АРС, при неисправности поездных устройств АЛС-АРС поезд должен быть остановлен, отключены устройства АЛС-АРС и включено дублирующее автономное устройство АЛС-АРС, дальнейшее движение должно осуществляться по сигнальным показаниям АЛС-АРС.
При неисправности поездных устройств АЛС-АРС и дублирующего автономного устройства АЛС-АРС, независимо от наличия сигнального показания АЛС-АРС, поезд должен быть остановлен, отключены устройства АЛС-АРС и дублирующее автономное устройство АЛС-АРС. Машинист обязан затребовать у поездного диспетчера включение сигнальных огней светофоров автоблокировки.
После получения информации от поездного диспетчера о включении сигнальных огней светофоров автоблокировки, свободности пути перегона и ближайшей станции разрешается движение со скоростью не более 20 км/час при нажатой педали бдительности. На ближайшей станции из поезда должны быть высажены пассажиры. Дальнейшее движение поезда должно осуществляться по разрешающим показаниям светофоров автоблокировки со скоростью не более 45 км/час при следовании по главным путям перегонов и не более 35 км/час при следовании по станциям.
11. Движение поездов по линии метрополитена производится при разрешающих показаниях светофоров со скоростью не более указанной сигнальным показанием АЛС-АРС в кабине управления, а на линии метрополитена, не оборудованной устройствами АЛС-АРС, со скоростью не более допустимой на данном участке.
Если показание АЛС-АРС превышает скорость, разрешенную сигналом светофора, то выполняется требование сигнала светофора.
12. При запрещающем показании светофоров автоматического и полуавтоматического действия движение поездов осуществляется в соответствии с пунктами 53, 65 и 66 настоящих Правил технической эксплуатации.
13. При разрешающем показании светофоров автоматического и полуавтоматического действия и сигнальном показании АЛС-АРС "0" или "ОЧ" движение осуществляется в следующем порядке.
При сигнальном показании "0" машинист обязан:
остановить поезд (подвижной состав);
если в течение 30 секунд после остановки (при нахождении подвижного состава на главном пути перегона или главном станционном пути) показание АЛС не изменится на разрешающее - передать информацию о появлении показания "0" поездному диспетчеру;