Профессиональные справочные системы
для специалистов строительной отрасли

МИНИСТЕРСТВО ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ

от 23 апреля 2020 года N 105

Об утверждении Разъяснений о применении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации



В соответствии с пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. N 1009 "Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 33, ст.3895; 2019, N 42 (ч.3), ст.5912)

приказываю:

1. Утвердить прилагаемые Разъяснения о применении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации.

2. Признать утратившими силу:

приказ Министерства юстиции Российской Федерации от 4 мая 2007 г. N 88 "Об утверждении Разъяснений о применении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации" (зарегистрирован Минюстом России 14 мая 2007 г., регистрационный N 9449);

приказ Министерства юстиции Российской Федерации от 26 мая 2009 г. N 155 "О внесении изменений в Приказ Министерства юстиции Российской Федерации от 4 мая 2007 г. N 88" (зарегистрирован Минюстом России 28 мая 2009, регистрационный N 14021).

3. Настоящий приказ вступает в силу по истечении 30 дней со дня его официального опубликования.

Министр
К.А.Чуйченко



Зарегистрировано

в Министерстве юстиции

Российской Федерации

27 апреля 2020 года,

регистрационный N 58222

УТВЕРЖДЕНЫ
приказом Министерства юстиции
Российской Федерации
от 23 апреля 2020 года N 105



Разъяснения о применении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации

     

I. Общие положения

     

1. Настоящие Разъяснения разработаны в соответствии с пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. N 1009 "Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации" (далее - Правила) в целях обеспечения защиты прав, свобод и законных интересов граждан, совершенствования правового регулирования и обеспечения соответствия издаваемых федеральными органами исполнительной власти, а также иными органами и организациями (далее - федеральные органы исполнительной власти) нормативных правовых актов Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральным законам, указам и распоряжениям Президента Российской Федерации, постановлениям и распоряжениям Правительства Российской Федерации, а также международным договорам Российской Федерации.

________________

Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 33, ст.3895.

2. При подготовке нормативных правовых актов рекомендуется руководствоваться пунктом 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 г. N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами", согласно которому признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются в совокупности:

________________

Российская газета, 2019, N 6, 15 января.

издание акта в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления, иным органом, уполномоченной организацией или должностным лицом;

наличие в акте правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.

II. Полномочия на издание нормативных правовых актов

     

3. Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти издаются на основе и во исполнение федеральных конституционных законов, федеральных законов, указов и распоряжений Президента Российской Федерации, постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации, а также по инициативе федеральных органов исполнительной власти в пределах их компетенции (пункт 1 Правил).

Полномочия федерального органа исполнительной власти на издание нормативного правового акта определяются в том числе в положении о данном федеральном органе исполнительной власти.

4. Общие полномочия федерального органа исполнительной власти по изданию нормативных правовых актов в установленной сфере деятельности, предусмотренные в том числе в положении о данном федеральном органе исполнительной власти, не являются достаточным основанием для издания нормативного правового акта, если в законодательстве Российской Федерации отсутствуют положения, предусматривающие разработку данным федеральным органом исполнительной власти конкретного нормативного правового акта либо группы актов в конкретной сфере деятельности.

________________

Например, полномочия по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в той или иной сфере деятельности.

Например, порядок ведения Единого государственного реестра юридических лиц.

Например, нормативные правовые акты об утверждении санитарных правил, федеральных государственных образовательных стандартов, стандартов медицинской помощи, профессиональных стандартов.

5. Поручения органов (организаций) и должностных лиц не являются основанием для издания федеральным органом исполнительной власти нормативного правового акта в отсутствие положений законодательства Российской Федерации, наделяющих данный орган полномочиями по разработке конкретного нормативного правового акта либо группы нормативных правовых актов в конкретной сфере деятельности.

6. Нормативный правовой акт может быть издан совместно несколькими федеральными органами исполнительной власти или одним из них по согласованию с другими. При издании нормативного правового акта совместно несколькими федеральными органами исполнительной власти полномочия на издание акта должны быть у каждого из указанных органов.

III. Нормативные правовые акты, подлежащие государственной регистрации

     

7. Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти издаются в виде постановлений, приказов, правил, инструкций и положений, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Акты, изданные в ином виде, не должны содержать предписания нормативно-правового характера.

________________

Например, Банк России издает нормативные правовые акты в виде указаний, положений и инструкций на основании статьи 7 Федерального закона от 10.07.2002 N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 28, ст.2790; 2018, N 11, ст.1588).

8. Акты рекомендательного характера не должны содержать предписания нормативно-правового характера. В таких актах должны использоваться формулировки, указывающие на рекомендательный характер документа. При необходимости включения в акт рекомендательного характера нормативно-правового предписания, содержащегося в нормативном правовом акте, необходимо делать ссылку с указанием реквизитов и структурной единицы такого нормативного правового акта.

________________

Например, методические рекомендации.

Акты рекомендательного характера не подлежат представлению на государственную регистрацию в Министерство юстиции Российской Федерации.

9. Государственной регистрации подлежат нормативные правовые акты:

1) содержащие правовые нормы, которые затрагивают:

гражданские, политические, социально-экономические и иные права, свободы и обязанности граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства;

гарантии осуществления прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, закрепленные в Конституции Российской Федерации и иных законодательных актах Российской Федерации;

механизм реализации прав, свобод и обязанностей граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства;

2) устанавливающие правовой статус организаций: типовые, примерные положения (уставы) об органах, организациях, подведомственных соответствующим федеральным органам исполнительной власти, а также устанавливающие правовой статус организаций, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации выполняют отдельные наиболее важные государственные функции;

________________