Внимание! Об изменениях документа см. ярлык "Оперативная информация"

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 12 апреля 2020 года N 992-р



[Об утверждении индивидуальной программы социально-экономического развития Республики Калмыкия на 2020-2024 годы]



1. Утвердить прилагаемую индивидуальную программу социально-экономического развития Республики Калмыкия на 2020-2024 годы (далее - индивидуальная программа).

2. Считать реализацию мероприятий индивидуальной программы приоритетной задачей общегосударственного значения.

3. Финансовое обеспечение мероприятий индивидуальной программы осуществляется федеральными органами исполнительной власти в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных им в федеральном бюджете на соответствующий финансовый год.

4. Федеральным органам исполнительной власти, участвующим в реализации мероприятий индивидуальной программы:

совместно с Минфином России и Минприроды России при формировании проекта федерального бюджета на очередной финансовый год предусматривать бюджетные ассигнования на реализацию мероприятий индивидуальной программы в приоритетном порядке при условии своевременного представления Правительством Республики Калмыкия необходимой документации и обосновывающих материалов;

обеспечить реализацию мероприятий индивидуальной программы;

обеспечить взаимодействие с Правительством Республики Калмыкия по вопросам реализации мероприятий индивидуальной программы;

представлять ежеквартально, до 15-го числа первого месяца, следующего за отчетным кварталом, в Минприроды России отчет о ходе реализации мероприятий индивидуальной программы.

5. Минприроды России представлять ежеквартально, до 5-го числа второго месяца, следующего за отчетным кварталом, в Минэкономразвития России отчет о ходе реализации мероприятий индивидуальной программы.

6. Минэкономразвития России представлять ежегодно, до 15-го числа второго месяца, следующего за отчетным годом, в Правительство Российской Федерации доклад о ходе реализации мероприятий индивидуальной программы.

7. Рекомендовать Правительству Республики Калмыкия:

предусматривать в бюджете Республики Калмыкия необходимые бюджетные ассигнования на реализацию мероприятий индивидуальной программы;

обеспечить реализацию мероприятий индивидуальной программы;

представлять ежеквартально, до 15-го числа первого месяца, следующего за отчетным кварталом, в Минприроды России отчет о ходе реализации мероприятий индивидуальной программы.

8. Рекомендовать организациям, участвующим в реализации мероприятий индивидуальной программы:

обеспечить взаимодействие с Правительством Республики Калмыкия по вопросам реализации мероприятий индивидуальной программы;

представлять ежеквартально, до 15-го числа первого месяца, следующего за отчетным кварталом, в Минприроды России отчет о ходе реализации мероприятий индивидуальной программы.

9. Минприроды России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и Правительством Республики Калмыкия по итогам реализации в 2024 году мероприятий индивидуальной программы рассмотреть возможность продления периода реализации индивидуальной программы на 2025-2027 годы с уточнением мероприятий и объемов финансирования до 5 млрд. рублей.

Председатель Правительства
Российской Федерации
М.Мишустин



УТВЕРЖДЕНА
распоряжением Правительства
Российской Федерации
от 12 апреля 2020 года N 992-р



Индивидуальная программа социально-экономического развития Республики Калмыкия на 2020-2024 годы



I. Общие положения. Текущее состояние


Республика Калмыкия - прикаспийский субъект Российской Федерации, входящий в состав Южного федерального округа и Южного макрорегиона и расположенный на крайнем юго-востоке европейской части России. Площадь территории Республики Калмыкия составляет 74,7 тыс.кв. километров.

Климат Республики Калмыкия резко континентальный, является самым засушливым на юге европейской части России. В северо-восточной части Республики Калмыкия протекает река Волга (протяженность ее русла в пределах Республики Калмыкия составляет 12 километров). На юге расположено Чограйское водохранилище, на востоке - Каспийское море. Территория прибрежной зоны составляет 1,4 тыс.кв. километров.

Территория Республики Калмыкия относится к числу маловодных ввиду очень слабой гидрографической сети. Из близлежащих регионов - Астраханской, Волгоградской областей и Ставропольского края - Республика Калмыкия получает 98 процентов водных ресурсов, подаваемых через каналы и оросительно-обводнительные системы из рек Терек, Кума, Кубань, Волга.

Республика характеризуется слабой инвестиционной привлекательностью, низким уровнем благосостояния населения, а также неблагоприятной демографической ситуацией. Численность населения Республики Калмыкия снижается на протяжении последних 26 лет из-за низкой рождаемости и продолжающейся миграционной убыли населения.

Численность постоянного населения Республики Калмыкия в 2019 году сократилась на 1,6 тыс. человек и на начало 2020 года составила 271 тыс. человек. В общей численности населения 55,1 процента составляет население трудоспособного возраста, 23 процента - старше трудоспособного возраста. Удельный вес населения старше трудоспособного возраста постоянно увеличивается.

Республика Калмыкия характеризуется моноукладной экономикой с преобладанием сельского хозяйства, на которое приходится 25,9 процента валового регионального продукта (по России - 3,5 процента), при этом в структуре валового регионального продукта промышленное производство занимает 3,5 процента (по России - 29,8 процента), в том числе обрабатывающие производства - 0,8 процента (по России - 13,7 процента).

По показателю валового регионального продукта на душу населения в 2018 году Республика Калмыкия занимала 65 место среди субъектов Российской Федерации со значением в 268,9 тыс. рублей, что в 2,2 раза меньше среднероссийского значения.

Социально-экономическое развитие Республики Калмыкия характеризуется следующими показателями:

в Республике Калмыкия отмечен самый низкий размер среднемесячной заработной платы среди субъектов Российской Федерации (среднее значение по итогам 2017-2019 годов - 25752,5 рубля при среднероссийском значении 43452,8 рубля);

Республика Калмыкия входит в тройку субъектов Российской Федерации с самым низким значением среднедушевых денежных доходов населения (по итогам 2017-2019 годов указанный показатель составил 17248,5 рубля при среднероссийском значении 33421 рубль);

Республика Калмыкия входит в пятерку субъектов Российской Федерации с высокой долей населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума, установленной в субъекте Российской Федерации (в 2018 году уровень бедности составил 23,6 процента при среднероссийском значении 12,6 процента);

в Республике Калмыкия наблюдается высокий миграционный отток населения (в среднем в период с 2017 по 2019 годы отток составил 7,6 тыс. человек, или 92,4 человека на 10 тыс. человек при среднероссийском приросте 14,1 человека на 10 тыс. человек);

Республика Калмыкия входит в десятку субъектов Российской Федерации с высоким уровнем безработицы (в среднем в период с 2017 по 2019 годы уровень безработицы, рассчитанный по методологии Международной организации труда, составил 9,6 процента при среднероссийском значении 4,9 процента);

в Республике Калмыкия инвестиции в основной капитал на душу населения составляют 45,3 тыс. рублей, что в 2,6 раза меньше среднего значения по России, доля инвестиций в основной капитал в валовом региональном продукте в 2017 году имела наименьшее значение среди субъектов Российской Федерации, входящих в состав Южного федерального округа (в 1,6 раза ниже среднего показателя по Южному федеральному округу и в 1,3 раза ниже среднего показателя по России).

II. Ключевые проблемы социально-экономического развития Республики Калмыкия

1. Низкая инвестиционная привлекательность


В соответствии с Национальным рейтингом состояния инвестиционного климата в субъектах Российской Федерации за 2019 год Республика Калмыкия занимает 83 место.

Низкий инвестиционный рейтинг Республики Калмыкия обусловлен:

отсутствием достаточной финансовой поддержки субъектов инвестиционной деятельности и гарантий их прав;

отсутствием земель с доступной качественной инфраструктурой для размещения новых производственных объектов;

отсутствием современной транспортно-логистической инфраструктуры, необходимой для доставки произведенной продукции до потребителя в максимально короткие сроки;

высокой ценой на электрическую энергию, обусловленной высокой стоимостью услуг по ее передаче. Предельный уровень регулируемых цен на электрическую энергию для бизнеса в Республике Калмыкия является одним из самых высоких в России - 10 рублей за 1 кВт·ч (среднероссийское значение - 6,65 рубля за 1 кВт·ч, при этом в Ростовской и Астраханской областях, входящих в Южный федеральный округ, данный показатель составляет 8,51 рубля за 1 кВт·ч и 7,25 рубля за 1 кВт·ч соответственно).

2. Основные фонды в базовых отраслях экономики


Предприятия базовых отраслей экономики Республики Калмыкия характеризуются высокой степенью износа основных фондов (по данным на конец 2018 года, степень износа основных фондов в строительстве составила 59,5 процента, в обрабатывающих производствах - 50,1 процента, в транспортировке и хранении - 49,3 процента, в водоснабжении и водоотведении - 48,4 процента, в добыче полезных ископаемых - 42,1 процента, в сельском хозяйстве - 34,5 процента), низким коэффициентом их обновления, устаревшими технологиями производства на большинстве предприятий, сравнительно невысоким уровнем инноваций, низкими темпами модернизации и технического перевооружения действующих производственных мощностей.

К основным проблемам развития отраслей экономики Республики Калмыкия относятся также недостаток собственных оборотных средств, узость рынков сбыта, малые размеры деятельности, устаревшие технологии.

3. Низкая транспортная доступность


Главным приоритетом в преодолении транспортной недоступности Республики Калмыкия является строительство железнодорожной линии Улан Хол - Адык - Яшкуль - Элиста - Зимовники, которая будет способствовать организации нового международного транспортного коридора с учетом планируемого строительства порта в г.Лагань. Через южную часть Республики Калмыкия проходит географически выгодный путь транспортировки грузов из стран, расположенных в акватории Каспийского моря, что может позволить ей выступать естественным мостом между Европой и Азией.

Строительство морского порта Лагань в настоящих условиях имеет для России геополитическое значение, поскольку создается с целью интеграции транспортного комплекса одного из субъектов Российской Федерации - Республики Калмыкия - в мировую транспортную систему путем участия в формировании международных транспортных коридоров.

4. Уровень жизни населения


Уровень жизни населения Республики Калмыкия в 2019 году характеризовался ростом номинального значения среднедушевых денежных доходов населения на 7,7 процента по сравнению с 2018 годом. В 2019 году среднедушевые денежные доходы населения составили 18402,2 рубля, что в 1,9 раза ниже среднероссийского значения (35188 рублей).

Доля населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума в 2018 году составила 23,6 процента (в среднем по России - 12,6 процента).

Высокий уровень бедности определяется:

высоким уровнем неформальной занятости - 32,5 процента, что превышает среднероссийское значение в 1,6 раза;

сложившейся структурой занятости в формальном секторе (на отрасли с заработной платой меньше среднереспубликанского значения приходится 81,2 процента занятых);

низким уровнем среднемесячной номинальной начисленной заработной платы, составившей по итогам 2019 года 28290,2 рубля (78 место в Российской Федерации), что на 40,4 процента ниже среднероссийского значения (47467,7 рубля).

5. Низкий уровень качества среды жизнедеятельности населения


Низкий уровень качества среды жизнедеятельности населения Республики Калмыкия характеризуется нестабильной динамикой ввода жилья, высокой степенью износа объектов водоснабжения и водоотведения, низкой материально-технической базой жилищно-коммунального хозяйства, сложностью с заменой лифтового оборудования, отработавшего нормативный срок службы.

Проблемой, препятствующей увеличению объема ввода жилья, является отсутствие социальной, транспортной и инженерной инфраструктуры на земельных массивах, выделенных для индивидуального жилищного строительства.

Основными проблемами в сфере водоснабжения являются высокий уровень износа водопроводных сетей и сооружений, практически полное отсутствие комплекса водоподготовки и обеззараживания воды, отсутствие модернизации объектов водоснабжения ввиду недостаточного финансирования отрасли (качественной питьевой водой из систем централизованного водоснабжения обеспечено 7,4 процента населения).

Кроме того, социальная инфраструктура Республики Калмыкия характеризуется ветхим и аварийным состоянием зданий учреждений здравоохранения и социального обслуживания, которые в настоящее время не соответствуют установленным нормам и требованиям, предъявляемым к учреждениям данного типа.

6. Отсутствие средств на финансирование проектно-сметной документации на проектирование объектов капитального строительства


Одним из условий включения объектов капитального строительства в федеральные проекты, национальные проекты, федеральную адресную инвестиционную программу является наличие соответствующей проектно-сметной документации.

В настоящее время Республика Калмыкия не имеет возможности финансировать из регионального бюджета разработку проектно-сметной документации. Таким образом, чтобы обеспечить разработку проектно-сметной документации на проектирование объектов капитального строительства, необходима финансовая помощь из федерального бюджета.

III. Цель, целевые показатели и направления социально-экономического развития


Стратегической целью социально-экономического развития Республики Калмыкия является создание условий для устойчивого роста ее экономики, направленного на повышение благосостояния и уровня жизни населения.

Ключевыми направлениями социально-экономического развития Республики Калмыкия, обеспечивающими достижение целевых показателей согласно приложению N 1, являются:

обеспечение опережающих темпов экономического развития, реализация крупных инвестиционных проектов;

поддержка промышленности и создание привлекательных условий для развития малого и среднего предпринимательства;

снятие инфраструктурных ограничений;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»