Внимание! Об изменениях документа см. ярлык "Оперативная информация"

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 8 апреля 2020 года N 926-р

[Об утверждении индивидуальной программы социально-экономического развития Псковской области на 2020-2024 годы]

(с изменениями на 3 апреля 2021 года)

Информация об изменяющих документах

____________________________________________________________________

Документ с изменениями, внесенными:

распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2021 года N 867-р.

____________________________________________________________________



1. Утвердить прилагаемую индивидуальную программу социально-экономического развития Псковской области на 2020-2024 годы (далее - индивидуальная программа).

2. Считать реализацию мероприятий индивидуальной программы приоритетной задачей общегосударственного значения.

3. Финансовое обеспечение мероприятий индивидуальной программы осуществляется федеральными органами исполнительной власти за счет бюджетных ассигнований, предусмотренных им в федеральном бюджете на соответствующий финансовый год.

4. Федеральным органам исполнительной власти, участвующим в реализации мероприятий индивидуальной программы:

совместно с Минфином России и Минпромторгом России при формировании проекта федерального бюджета на очередной финансовый год предусматривать бюджетные ассигнования на реализацию мероприятий индивидуальной программы в приоритетном порядке при условии своевременного представления Администрацией Псковской области необходимой документации и обосновывающих материалов;

обеспечить реализацию мероприятий индивидуальной программы;

обеспечить взаимодействие с Администрацией Псковской области по вопросам реализации мероприятий индивидуальной программы;

представлять ежеквартально, до 15-го числа первого месяца, следующего за отчетным кварталом, в Минпромторг России отчет о ходе реализации мероприятий индивидуальной программы.

5. Минпромторгу России представлять ежеквартально, до 5-го числа второго месяца, следующего за отчетным кварталом, в Минэкономразвития России отчет о ходе реализации индивидуальной программы.

6. Минэкономразвития России представлять ежегодно, до 15-го числа второго месяца, следующего за отчетным годом, в Правительство Российской Федерации доклад о ходе реализации мероприятий индивидуальной программы.

7. Рекомендовать Администрации Псковской области: предусматривать необходимые бюджетные ассигнования на реализацию мероприятий индивидуальной программы в региональном бюджете;

обеспечить реализацию мероприятий индивидуальной программы;

представлять ежеквартально, до 15-го числа первого месяца, следующего за отчетным кварталом, в Минпромторг России отчет о ходе реализации мероприятий индивидуальной программы.

8. Рекомендовать организациям, участвующим в реализации мероприятий индивидуальной программы:

обеспечить взаимодействие с Администрацией Псковской области по вопросам реализации мероприятий индивидуальной программы;

представлять ежеквартально, до 15-го числа первого месяца, следующего за отчетным кварталом, в Минпромторг России отчет о ходе реализации мероприятий индивидуальной программы.

9. По итогам реализации мероприятий индивидуальной программы в 2024 году рассмотреть возможность продления срока реализации индивидуальной программы на 2025-2027 годы с уточнением мероприятий и объемов их финансирования до 5 млрд. рублей.

Председатель Правительства
Российской Федерации
М.Мишустин

     

УТВЕРЖДЕНА
распоряжением Правительства
Российской Федерации
от 8 апреля 2020 года N 926-р

     

Индивидуальная программа социально-экономического развития Псковской области на 2020-2024 годы

(с изменениями на 3 апреля 2021 года)

I. Общие положения

Текущее состояние


Псковская область находится на северо-западе Российской Федерации и граничит с 3 европейскими государствами - Эстонской Республикой, Латвийской Республикой и Республикой Белоруссия. Общая длина государственной границы Российской Федерации составляет 789 километров.

В Псковской области проживает 626 тыс. человек (0,43 процента населения Российской Федерации), из них городское население составляет 445,3 тыс. человек, сельское население - 180,7 тыс. человек. Более 47 процентов населения проживает в гг.Пскове и Великие Луки. В Псковской области свыше 8,3 тыс. населенных пунктов (из них немногим более 5 тыс. имеют постоянное население), но в большинстве этих населенных пунктов проживает от 3 до 10 человек. Плотность населения Псковской области составляет 11,3 человека на кв. километр.

Псковская область не обладает значительными запасами полезных ископаемых. Из природных ресурсов Псковской области наибольшую ценность представляют запасы известняков, песчано-гравийного материала, доломитов, мергелей, гипса, тугоплавких и легкоплавких глин, формовочных песков, сырья для производства минеральных красителей, сапропелей и лечебной грязи, подземных минеральных вод. Общие запасы древесины составляют более 330 млн. куб. метров, расчетная годовая лесосека по рубкам главного пользования составляет 3,5 млн. куб. метров. Реально осваивается около 30 процентов расчетной лесосеки. Псковская область относится к числу наиболее богатых торфом регионов европейской части Российской Федерации. Торфяной фонд Псковской области состоит из 329 месторождений с запасами 562,99 млн. тонн (в пересчете на 40 процентов влажности сырья). Наиболее крупные запасы торфа сосредоточены в пределах Бежаницкого, Гдовского и Себежского районов.

Экономика Псковской области имеет недостаточно перспективную структуру, в которой материальное производство составляет менее 41,1 процента (по России - 46,4 процента). Основу экономики Псковской области составляют следующие виды экономической деятельности:

промышленное производство (22,7 процента в структуре валового регионального продукта в 2018 году);

торговля оптовая и розничная, ремонт автотранспортных средств и мотоциклов (15,7 процента);

сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство, рыбоводство (11,9 процента);

транспортировка и хранение (9,1 процента);

строительство (6,5 процента);

государственное управление и оборона (9,9 процента, по Российской Федерации - 4,5 процента).

II. Социально-экономическое развитие Псковской области


Псковская область характеризуется низким уровнем социально-экономического развития. Валовый региональный продукт на душу населения в 2,23 раза ниже среднероссийского, уровень безработицы в 1,2 раза превышает среднероссийский уровень, 17 процентов населения имеют доход ниже прожиточного минимума против 12,6 процента в среднем по России, заработная плата в Псковской области в 1,6 раза ниже среднероссийской, естественная убыль населения в расчете на 1000 человек в 4,9 раза выше среднероссийского уровня (7,9 промилле против 1,6 промилле), доля населения старше трудоспособного возраста превышает среднероссийский показатель в 1,2 раза и составляет 30,3 процента.

Псковская область относится к субъектам Российской Федерации с низким уровнем экономического развития. Факторы, сдерживающие развитие, следующие:

слабо диверсифицированная экономика, в которой преобладают средне- и низкотехнологичные виды экономической деятельности, отсутствуют крупные производства федерального значения, в отраслевой структуре экономики материальное производство занимает только 40,8 процента, 21,1 процента приходится на отрасли социальной сферы (образование, здравоохранение, культура) и государственное управление;

валовый региональный продукт на душу населения в Псковской области в 2018 году составлял 259,4 тыс. рублей на душу населения (в 2,23 раза ниже среднероссийского значения, 64 место по Российской Федерации);

низкий уровень инвестиционной активности. Инвестиции в основной капитал на душу населения за январь - сентябрь 2019 г. по Псковской области составили 32813 рублей (по Российской Федерации - 78076 рублей, по Северо-Западному федеральному округу - 83830 рублей), 68 место по Российской Федерации в январе - сентябре 2019 г.;

отсутствие высокомаржинальных видов ресурсов (наибольшую ценность представляют запасы известняков, песчано-гравийного материала, доломитов, мергелей, гипса, тугоплавких и легкоплавких глин, формовочных песков, сырья для производства минеральных красителей, сапропелей и лечебных грязей, подземных минеральных вод);

недостаточный для интенсивного развития уровень инфраструктурной подготовки, в том числе промышленной площадки особой экономической зоны промышленно-производственного типа "Моглино" (необходимо формирование инфраструктурно подготовленной инвестиционной площадки для крупных инвесторов);

низкая бюджетная обеспеченность (уровень не более 0,716) и высокий государственный долг;

сокращение численности населения, в том числе населения трудоспособного возраста. За 2019 год численность населения Псковской области сократилась на 6,6 тыс. человек, или на 0,57 процента, в расчете на 1000 человек естественная убыль составила 8,4, число родившихся - 8,5, число умерших - 16,9, на 1000 лиц трудоспособного возраста приходится 886 лиц нетрудоспособного возраста;

низкий уровень оплаты труда работников. Среднемесячная начисленная заработная плата работников в 2019 году в целом по Псковской области сложилась в размере 29289 рублей, по Российской Федерации - 47468 рублей.

Высокие энергетические тарифы


В Псковской области установлены высокие тарифы на электрическую энергию для промышленных и непромышленных потребителей - более 7 рублей за 1 кВт · час (без налога на добавленную стоимость) и отмечается низкий уровень развития сетевой инфраструктуры (высокий износ сетей, отсутствие мощностей для крупных проектов), что приводит к низкой надежности энергоснабжения, ограничению в реализации инвестиционных проектов.

Основной причиной высоких тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям является то, что протяженность линий электропередачи в Псковской области, содержание которой осуществляется за счет регулируемых тарифов, существенно больше сетей, расположенных в других субъектах Северо-Западного федерального округа.

В силу сложившейся хуторной системы расселения в Псковской области протяженность воздушных и кабельных линий электропередачи составляет 45,8 тыс. километров, при этом потребление электрической энергии составляет 2127,5 млн. кВт · час, результатом является высокая стоимость электрической энергии для потребителей.

При этом объем полезного отпуска электрической энергии потребителям несопоставимо меньше. В Псковской области отсутствуют крупные "базовые" потребители электрической энергии, объем полезного отпуска электрической энергии населению, которое оплачивает услуги по передаче электрической энергии по "льготному" (экономически необоснованному) тарифу, составляет в общем объеме полезного отпуска более 35 процентов. Объем так называемого "перекрестного субсидирования", обусловленного указанной структурой базы тарифа, составляет более 1 млрд. рублей.

При рассмотрении Псковской области в качестве площадки для размещения производства сдерживающим фактором становится именно стоимость электрической энергии.

Инженерная инфраструктура


Инженерная инфраструктура характеризуется следующими сдерживающими факторами:

недостаточное обеспечение участков под строительство магистральными сетями инженерной инфраструктуры;

низкий уровень газификации (на 1 января 2019 г. уровень газификации в области - 53,41 процента, что значительно ниже среднего уровня газификации в Российской Федерации - 68,7 процента);

высокий уровень износа объектов коммунальной инфраструктуры - 78,13 процента (износ систем теплоснабжения составляет 68,8 процента, систем водоснабжения - 80 процентов, систем водоотведения - 75,3 процента).

Низкий уровень транспортной доступности


Территория Псковской области характеризуется низкой транспортной освоенностью. Плотность автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием составляет 303 километра дорог на 1000 кв. километров территории (3 место в Северно-Западном федеральном округе). В то же время доля дорог с улучшенным дорожным покрытием в Псковской области составляет 43,8 процента, что меньше, чем в целом по Северо-Западному федеральному округу (53,3 процента) и по Российской Федерации (62,3 процента). При этом 70 процентов автомобильных дорог не соответствуют требованиям нормативных документов и современным экономическим потребностям Псковской области.

Автобусная маршрутная сеть Псковской области состоит из 465 маршрутов, 80 процентов из которых являются социально значимыми. Основной объем перевозок пассажиров автомобильным транспортом общего пользования по социально значимым регулярным маршрутам осуществляется государственными автотранспортными предприятиями (95 процентов). При этом подвижной состав автотранспортных предприятий области морально и физически устарел.

Территория Псковской области обслуживается Октябрьской железной дорогой - филиалом общества с ограниченной ответственностью "Российские железные дороги". Эксплуатационная длина железнодорожных путей общего пользования составляет 1089 километров. Все железнодорожные линии неэлектрифицированные, что отрицательно влияет на развитие скоростного и высокоскоростного железнодорожного сообщения, делает неконкурентоспособными железнодорожные перевозки по сравнению с автомобильным транспортом.

Аэропортовая инфраструктура гражданского сектора аэропорта г.Пскова требует модернизации.

Доступность транспортного обслуживания населения на территории Псковской области, в том числе водным транспортом, в межмуниципальном и пригородном сообщении низкая. Основными транспортными средствами, эксплуатируемыми на внутренних водных путях Псковской области, являются маломерные суда, обеспечивающие перевозки грузов и пассажиров на островные территории, прогулочные, туристско-экскурсионные перевозки и рыболовство. Инфраструктура внутреннего водного транспорта в Псковской области развита слабо.

Неразвитость транспортной системы негативно отражается на развитии туризма в Псковской области. Все программы пребывания для туристов строго связаны с существующими транспортными схемами. Включение новых объектов показа в существующие маршруты невозможно из-за того, что новые объекты делают маршрут длиннее и, соответственно, приводят к удорожанию. Сеть туристских маршрутов с другими регионами фактически не развита из-за устаревшей транспортной системы, не коррелирующей с принципами устойчивого развития туризма.

Развитие сетевой инфраструктуры для малых удаленных населенных пунктов


Для Псковской области важнейшим направлением создания инфраструктуры цифровой экономики является обеспечение доступности услуг связи, в том числе широкополосного доступа к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", на всей территории Псковской области. Рост сетей связи в последние годы происходит в основном за счет рыночных механизмов, которые хорошо работают только в населенных пунктах с численностью населения более 1 тыс. человек.

В связи с этим в рамках федерального проекта "Информационная инфраструктура" национальной программы "Цифровая экономика" к 2022 году все населенные пункты Псковской области с населением более 100 человек, а также более 600 социально значимых организаций подключаются к волоконно-оптическим линиям связи за счет федерального бюджета. Однако вследствие особенностей расселения как минимум 10 процентов населения Псковской области, проживающего в малых деревнях, останется без современных услуг связи.

Недостаточная развитость инфраструктуры связи для малых удаленных населенных пунктов Псковской области может быть преодолена путем целенаправленного улучшения в первую очередь мобильной связи на территории Псковской области.

Высокий уровень бедности


В Псковской области наблюдается высокий уровень бедности населения. Доля населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума составляет 17 процентов, превышая среднероссийское значение в 1,35 раза.

Высокий уровень бедности помимо высокого уровня безработицы определяется:

сложившейся структурой занятости в формальном секторе экономики, когда на менее доходные отрасли, в которых уровень заработной платы ниже среднеобластного значения, приходится более половины занятых в экономике региона;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»