РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 8 апреля 2020 года N 928-р
[Об утверждении индивидуальной программы социально-экономического развития Алтайского края на 2020-2024 годы]
(с изменениями на 13 октября 2022 года)
____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 июня 2020 года N 1565-р;
распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 октября 2020 года N 2601-р;
распоряжением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2021 года N 3591-р;
распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 октября 2022 года N 3017-р.
____________________________________________________________________
1. Утвердить прилагаемую индивидуальную программу социально-экономического развития Алтайского края на 2020-2024 годы (далее - индивидуальная программа).
2. Считать реализацию мероприятий индивидуальной программы приоритетной задачей общегосударственного значения.
3. Финансовое обеспечение мероприятий индивидуальной программы осуществляется федеральными органами исполнительной власти в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных им в федеральном бюджете на соответствующий финансовый год.
4. Федеральным органам исполнительной власти, участвующим в реализации мероприятий индивидуальной программы:
совместно с Минфином России при формировании проекта федерального бюджета на очередной финансовый год предусматривать бюджетные ассигнования на реализацию мероприятий индивидуальной программы в приоритетном порядке при условии своевременного представления Правительством Алтайского края необходимой документации и обосновывающих материалов;
обеспечить реализацию мероприятий индивидуальной программы;
обеспечить взаимодействие с Правительством Алтайского края по вопросам реализации мероприятий индивидуальной программы;
представлять ежеквартально, до 15-го числа первого месяца, следующего за отчетным кварталом, в Минтруд России отчет о ходе реализации мероприятий индивидуальной программы.
5. Минтруду России представлять ежеквартально, до 5-го числа второго месяца, следующего за отчетным кварталом, в Минэкономразвития России отчет о ходе реализации мероприятий индивидуальной программы.
6. Минэкономразвития России представлять ежегодно, до 15-го числа второго месяца, следующего за отчетным годом, в Правительство Российской Федерации доклад о ходе реализации мероприятий индивидуальной программы.
7. Рекомендовать Правительству Алтайского края:
предусматривать в бюджете Алтайского края необходимые бюджетные ассигнования на реализацию мероприятий индивидуальной программы;
обеспечить реализацию мероприятий индивидуальной программы;
представлять ежеквартально, до 15-го числа первого месяца, следующего за отчетным кварталом, в Минтруд России отчет о ходе реализации мероприятий индивидуальной программы.
8. Рекомендовать организациям, участвующим в реализации мероприятий индивидуальной программы, обеспечить взаимодействие с Правительством Алтайского края по вопросам реализации мероприятий индивидуальной программы.
(Пункт в редакции, введенной в действие распоряжением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2021 года N 3591-р. - См. предыдущую редакцию)
9. По итогам реализации в 2024 году мероприятий индивидуальной программы рассмотреть возможность продления периода реализации индивидуальной программы на 2025-2027 годы с уточнением мероприятий и объемов финансирования до 5 млрд. рублей.
Председатель Правительства
Российской Федерации
М.Мишустин
Индивидуальная программа социально-экономического развития Алтайского края на 2020-2024 годы
(с изменениями на 13 октября 2022 года)
Алтайский край - приграничный геостратегический субъект Российской Федерации, который входит в состав Сибирского федерального округа и Южно-Сибирского макрорегиона. На юго-западе регион граничит с Республикой Казахстан, общая протяженность участка государственной границы Российской Федерации с которой составляет более 840 километров. Алтайский край равноудален от восточных и западных границ Российской Федерации.
По числу городских округов (10) и муниципальных районов (59) Алтайский край занимает 2 место в России, муниципальных образований поселенческого уровня (648) - 4 место. Число сельских населенных пунктов составляет 1588 единиц, более 66 процентов сел имеют численность жителей до 500 человек.
Численность населения Алтайского края составляет 2,3 млн. человек (21 место в России и 5 место в Сибирском федеральном округе), из них 43,3 процента - сельское население (по России - 25,4 процента). По плотности населения Алтайский край занимает 52 место в Российской Федерации с показателем 13,9 чел./кв.км, что в 1,6 раза выше, чем в среднем по России (8,6 чел/кв.км).
Несмотря на то, что территория Алтайского края находится в зоне рискованного земледелия, регион располагает значительным потенциалом в развитии сельского хозяйства. В Алтайском крае преобладают 2 типа ландшафтов: на востоке - горный, на западе - равнинный.
В регионе значительны запасы разнообразных природных ресурсов. Полезные ископаемые представлены месторождениями полиметаллов, железа, поваренной соли, соды, гипса, бурых углей и драгоценных металлов. Регион знаменит уникальными месторождениями яшмы, малахита, порфиров, мраморов, гранитов, строительных материалов, минеральными и питьевыми водами, лечебными грязями. При этом доля добывающей промышленности незначительна и по данным 2018 года составляет 0,8 процента (по России - 12,9 процента).
Регион богат лесными и водными ресурсами. Лесной фонд занимает более четверти территории края (4438 тыс.га). В регионе находятся 13000 озер, протекают крупные реки - Обь, Бия, Катунь, Алей и Чарыш.
В Алтайском крае отмечается естественная убыль населения, которая в 2018 году составила 4,2 человека на 1 тыс. человек при среднероссийском показателе 1,6 человека на 1 тыс. человек. Численность населения старше трудоспособного возраста на 1 января 2019 г. составляет 27,8 процента общей численности населения и превышает численность населения моложе трудоспособного возраста (19,1 процента); нагрузка на 1000 человек трудоспособного возраста составляет 882,2 промилле (по России - 804).
В регионе наблюдается миграционный отток населения. Миграционная убыль за последние 5 лет составила 30 тыс. человек, около 30 процентов общей убыли населения, в том числе трудоспособного населения - 22,6 тыс. человек.
Экономика Алтайского края диверсифицирована. Промышленность в структуре валового регионального продукта по итогам 2018 года занимает 23 процента. В валовом региональном продукте высокая доля сельского хозяйства (13,4 процента), что в 3 раза превышает аналогичный среднероссийский показатель. Вместе с пищевой промышленностью агропромышленный комплекс формирует около 25 процентов региональной экономики. Регион является профицитным по обеспечению продовольственными ресурсами. Вывоз по отдельным видам продукции составляет около 80 процентов. Доля инвестиций в валовом региональном продукте по итогам 2018 года составила 19,5 процента. В 2018 году валовый региональный продукт на душу населения составлял 234,9 тыс. руб./чел., что почти в 2,5 раза меньше среднего по Российской Федерации. По данному показателю в 2018 году Алтайский край занимал 73 место среди субъектов Российской Федерации.
В Алтайском крае высокая стоимость электроэнергии, что снижает конкурентоспособность бизнеса, инвестиционную привлекательность региона, является существенной нагрузкой на доходы населения. Общие затраты на электрическую энергию в Алтайском крае составляют около 6 процентов валового регионального продукта. Электроемкость валового регионального продукта составляет 25 кВт·ч на 1 тыс. рублей (22 место в России) при общероссийской величине 18 кВт·ч.
Основными факторами высокой стоимости электроэнергии в крае являются зависимость от поставок электроэнергии из соседних регионов, большая протяженность и разветвленность сетей региона, высокая степень износа объектов электросетевого хозяйства.
Представители бизнеса, оценивая возможность открытия предприятий (подразделений) на территории Сибирского федерального округа, отдают предпочтение соседним регионам, где цены на электроэнергию ниже, чем в Алтайском крае.
Дополнительным фактором, сдерживающим развитие экономики региона, является перекрестное субсидирование тарифов на электрическую энергию для населения за счет прочих потребителей.
Тарифы на электроэнергию для жителей края являются одними из самых высоких по сравнению с тарифами в соседних регионах - 4,09 руб./кВт·ч. Регион находится на 78 месте в рейтинге доступности электрической энергии для населения исходя из стоимости 1 кВт·ч и доходов жителей региона. В сельской местности в структуре расходов домашних хозяйств наибольшую долю составляют расходы на оплату электроэнергии (16,2 процента в 2018 году), что сдерживает потребительские и инвестиционные возможности населения.
Энергоемкость валового регионального продукта в 2017 году составила 182,5 кг условного топлива на 10 тыс. рублей, что в 1,5 раза больше среднероссийского значения.
В Алтайском крае наблюдается низкий уровень инвестиционной активности: инвестиции в основной капитал (без бюджетных инвестиций) на душу населения в 2018 году составили 40,7 тыс. рублей, что в 2,6 раза меньше среднего значения по России.
(Подраздел исключен - распоряжение Правительства Российской Федерации от 13 октября 2022 года N 3017-р. - См. предыдущую редакцию)
В Алтайском крае самая высокая в стране протяженность автомобильных дорог общего пользования (54834 км), в том числе регионального или межмуниципального значения (16146 км), 62 процента которых не соответствуют нормативным требованиям. Плотность автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием составляет 215 км дорог на 1000 кв. км территории (44 место в России и 1 место в Сибирском федеральном округе), доля дорог с улучшенным дорожным покрытием составляет 47,8 процента, что ниже сложившегося в целом по России (62,2 процента).
Общее количество мостов, находящихся в аварийном и предаварийном состоянии, составляет 131 единицу, из них 69 единиц - на автомобильных дорогах общего пользования регионального или межмуниципального значения.
Состояние дорожной сети влияет на рост транспортных издержек, снижение скорости грузо- и пассажирооборота, доступность туристических объектов и использование международного транзитного потенциала.
Для проведения работ по содержанию, ремонту, строительству и реконструкции автомобильных дорог задействовано более 5000 единиц дорожной техники и механизмов, что составляет 39 процентов нормативной потребности. Износ машин и механизмов составляет более 70 процентов.
Доля населения с денежными доходами ниже региональной величины прожиточного минимума (в общей численности населения субъекта Российской Федерации) в Алтайском крае в 2018 году составила 17,4 процента (68 место в России), что в 1,4 раза превышает значение аналогичного показателя в целом по России. По уровню номинальной заработной платы по итогам 2018 года регион занимал 82 место в Российской Федерации.
Высокий уровень бедности в Алтайском крае определяется:
низким уровнем среднедушевых доходов населения, составившим по итогам 2018 года 22829 рублей, что в 1,5 раза ниже среднероссийского показателя;
сложившейся структурой занятости в формальном секторе (на отрасли с заработной платой менее среднекраевого значения приходится 60 процентов занятых);
более высоким уровнем безработицы (в соответствии с определением Международной организации труда) и занятости в неформальном секторе, чем в среднем по России, - 6,1 процента и 23,7 процента соответственно (по России - 4,8 процента и 20,1 процента соответственно).
Промышленный комплекс Алтайского края характеризует высокая степень износа основных фондов, низкий коэффициент их обновления, устаревшие технологии производства на большинстве предприятий, недостаточный уровень инноваций.
Низкая доля гражданской продукции на предприятиях оборонно-промышленного комплекса отрицательно сказывается на их финансово-экономической устойчивости.
В сельском хозяйстве обеспеченность тракторами по среднероссийским нормам составляет 76 процентов, зерноуборочными комбайнами - 62 процента.
Стратегической целью социально-экономического развития Алтайского края является обеспечение достижения устойчивого роста уровня и качества жизни населения за счет повышения эффективности использования экономического потенциала, расширения экономических перспектив и конкурентоспособности Алтайского края.
Направлениями социально-экономического развития Алтайского края, обеспечивающими достижение целевых показателей, предусмотренных приложением N 1, являются:
создание условий и поддержка реализации инвестиционных проектов;
создание условий для развития малого и среднего предпринимательства;
развитие транспортной инфраструктуры;
развитие социальной инфраструктуры.
Реализация крупных инвестиционных проектов в реальном секторе, снятие инфраструктурных ограничений будут стимулировать создание новых высокопроизводительных рабочих мест с высоким уровнем оплаты труда, что во взаимосвязи с развитием социальной инфраструктуры будет способствовать росту уровня жизни населения.
(Абзац в редакции, введенной в действие распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 октября 2022 года N 3017-р. - См. предыдущую редакцию)
(Раздел в редакции, введенной в действие распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 октября 2022 года N 3017-р. - См. предыдущую редакцию)
Достижение целевых показателей социально-экономического развития Алтайского края будет обеспечено в том числе за счет реализации мероприятий настоящей индивидуальной программы по перечню согласно приложению N 2.
В целях оказания государственной поддержки для реализации инвестиционных проектов планируется докапитализация институтов развития - Фонда развития Алтайского края и некоммерческой микрокредитной компании "Алтайский фонд финансирования предпринимательства" (эффекты - создание более 1300 рабочих мест, налоговые поступления - около 1 млрд. рублей).