УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 31 марта 2020 года N 393
Государственную программу Российской Федерации "Развитие лесного хозяйства", утвержденную указанным постановлением, изложить в следующей редакции:
"УТВЕРЖДЕНА
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 15 апреля 2014 года N 318
(в редакции постановления
Правительства Российской Федерации
от 31 марта 2020 года N 393)
| | |
Ответственный исполнитель Программы
| - | Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации
|
Соисполнители Программы
| -
| Федеральное агентство лесного хозяйства
|
Участники Программы
| -
| отсутствуют
|
Подпрограммы Программы
| -
| подпрограмма "Обеспечение использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов";
подпрограмма "Стратегическое управление лесным хозяйством"
|
Цели Программы
| - | повышение эффективности использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов;
обеспечение стабильного удовлетворения общественных потребностей в ресурсах и полезных свойствах леса при сохранении экономического и экологического потенциала, а также глобальных функций лесов и их биологического разнообразия
|
Задачи Программы
| - | обеспечение эффективной охраны, защиты, воспроизводства лесов, в том числе на всех участках, вырубленных и погибших лесных насаждений, а также рационального многоцелевого и неистощительного использования лесов при сохранении их экологических функций и биологического разнообразия;
обеспечение эффективного управления лесами и устойчивого развития лесного сектора экономики
|
Целевые показатели (индикаторы) Программы
| - | лесистость территории Российской Федерации;
доля площади земель лесного фонда, переданных в пользование, в общей площади земель лесного фонда;
отношение площади лесовосстановления и лесоразведения к площади вырубленных и погибших лесных насаждений;
объем платежей в бюджетную систему Российской Федерации от использования лесов, расположенных на землях лесного фонда, в расчете на 1 га земель лесного фонда;
отношение фактического объема заготовки древесины к установленному допустимому объему изъятия древесины
|
Этапы и сроки реализации Программы
| - | 2013-2024 годы, в том числе:
I этап - 2013-2014 годы;
II этап - 2015-2017 годы;
|
| | III этап - 2018-2020 годы;
IV этап - 2021-2024 годы
|
Объемы бюджетных ассигнований Программы
| - | общий объем бюджетных ассигнований федерального бюджета в 2013-2024 годах составляет 424847045,6 тыс. рублей, в том числе:
в 2013 году - 29610895,2 тыс. рублей;
в 2014 году - 31912016,9 тыс. рублей;
в 2015 году - 33535578,5 тыс. рублей;
в 2016 году - 29042669,6 тыс. рублей;
в 2017 году - 27493700,8 тыс. рублей;
в 2018 году - 33291891,4 тыс. рублей;
в 2019 году - 39031940,8 тыс. рублей;
в 2020 году - 41514344 тыс. рублей;
в 2021 году - 39284241,6 тыс. рублей;
в 2022 году - 40043255,6 тыс. рублей;
в 2023 году - 40043255,6 тыс. рублей;
в 2024 году - 40043255,6 тыс. рублей
|
Ожидаемые результаты реализации Программы
| - | в 2018-2020 годах предполагается осуществить:
сохранение лесистости территории Российской Федерации на уровне 46,5 процента;
увеличение доли площади земель лесного фонда, переданных в пользование, в общей площади земель лесного фонда до уровня 21,8 процента;
достижение отношения площади лесовосстановления и лесоразведения к площади вырубленных и погибших лесных насаждений на уровне 72,8 процента;
|
| | повышение объема платежей в бюджетную систему Российской Федерации от использования лесов, расположенных на землях лесного фонда, в расчете на 1 га земель лесного фонда до уровня 54 рубля;
достижение отношения фактического объема заготовки древесины к установленному допустимому объему изъятия древесины на уровне 31,7 процента;
в 2021-2024 годах предполагается осуществить:
сохранение лесистости территории Российской Федерации на уровне 46,5 процента;
|
| | увеличение доли площади земель лесного фонда, переданных в пользование, в общей площади земель лесного фонда до уровня 23,1 процента;
обеспечение отношения площади лесовосстановления и лесоразведения к площади вырубленных и погибших лесных насаждений на уровне 100 процентов;
повышение объема платежей в бюджетную систему Российской Федерации от использования лесов, расположенных на землях лесного фонда, в расчете на 1 га земель лесного фонда до уровня 63,6 рубля;
достижение отношения фактического объема заготовки древесины к установленному допустимому объему изъятия древесины на уровне 33,9 процента |
| | |
Ответственный исполнитель подпрограммы (соисполнитель Программы)
| - | Федеральное агентство лесного хозяйства
|
Участники подпрограммы
| -
| отсутствуют
|
Программно-целевые инструменты подпрограммы
| - | отсутствуют
|
Цель подпрограммы
| - | создание условий для повышения эффективности охраны, защиты, воспроизводства, а также рационального многоцелевого и неистощительного использования лесов при сохранении их экологических функций, биологического разнообразия, баланса их выбытия и воспроизводства
|
Задачи подпрограммы
| - | повышение уровня предупреждения и эффективности тушения лесных пожаров;
улучшение лесопатологической ситуации в лесах, снижение рисков возникновения критических ситуаций, связанных с повреждением лесов вредными организмами;
обеспечение лесного хозяйства семенами с улучшенными наследственными свойствами;
обеспечение эффективности выполнения субъектами Российской Федерации переданных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений
|
Целевые показатели (индикаторы) подпрограммы
| - | доля лесных пожаров, ликвидированных в течение первых суток с момента обнаружения, в общем количестве лесных пожаров;
площадь лесов, расположенных на землях лесного фонда, охваченных государственным лесопатологическим мониторингом наземными способами;
доля площади погибших и поврежденных лесных насаждений с учетом проведенных мероприятий по защите леса в общей площади земель лесного фонда, занятых лесными насаждениями;
доля площади лесов, на которых проведена таксация лесов и в отношении которых осуществлено проектирование мероприятий по охране, защите и воспроизводству в течение последних 10 лет, в площади лесов с интенсивным использованием лесов и ведением лесного хозяйства;
|
| | доля семян с улучшенными наследственными свойствами в общем объеме заготовленных семян;
количество (объем) семян лесных растений, хранящихся в федеральном фонде семян лесных растений;
доля посадочного материала с закрытой корневой системой в общем количестве посадочного материала;
средняя численность должностных лиц, осуществляющих федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану), на 50 тыс. га земель лесного фонда;
доля выписок, предоставленных гражданам и юридическим лицам, обратившимся в орган государственной власти субъекта Российской Федерации в области лесных отношений за получением государственной услуги по предоставлению выписки из государственного лесного реестра, в общем количестве принятых заявок на предоставление такой услуги;
динамика предотвращения возникновения нарушений лесного законодательства, причиняющих вред лесам, относительно уровня нарушений предыдущего года
|
Этапы и сроки реализации подпрограммы
| - | 2013-2024 годы, в том числе:
I этап - 2013-2014 годы;
II этап - 2015-2017 годы;
III этап - 2018-2020 годы;
IV этап - 2021-2024 годы
|
Объем бюджетных ассигнований подпрограммы
| - | общий объем бюджетных ассигнований федерального бюджета в 2013-2024 годах составляет 356947415,6 тыс. рублей, в том числе:
в 2013 году - 23389059,1 тыс. рублей;
в 2014 году - 26888174,2 тыс. рублей;
в 2015 году - 27255376,4 тыс. рублей;
в 2016 году - 24586564,6 тыс. рублей;
в 2017 году - 23886436,2 тыс. рублей;
в 2018 году - 27965711,7 тыс. рублей;
в 2019 году - 33944785,1 тыс. рублей;
в 2020 году - 35366888,6 тыс. рублей;
в 2021 году - 33002034,8 тыс. рублей;
в 2022 году - 33554128,3 тыс. рублей;
в 2023 году - 33554128,3 тыс. рублей;
в 2024 году - 33554128,3 тыс. рублей
|
Ожидаемые результаты реализации подпрограммы
| - | в 2018-2020 годах предполагается осуществить:
внедрение новых средств обнаружения и тушения лесных пожаров, а также технологий тушения лесных пожаров, которые позволят сократить ущерб от лесных пожаров до уровня 18 млрд. рублей;
обеспечение частичного оснащения специализированных учреждений органов государственной власти субъектов Российской Федерации лесопожарной техникой и оборудованием для проведения комплекса мероприятий по охране лесов от пожаров, которые повысят скорость реагирования на 47 процентов;
создание механизма экономической устойчивости бюджетных и автономных учреждений, подведомственных органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, путем установления возможности заготовки спелой и перестойной древесины не менее 90 тыс.куб.м;
|
| | оснащение учреждений, выполняющих мероприятия по воспроизводству лесов, на 50 процентов потребности в основной специализированной технике и оборудовании для проведения комплекса мероприятий по лесовосстановлению и лесоразведению;
увеличение доли лесных пожаров, ликвидированных в течение первых суток с момента обнаружения, в общем количестве лесных пожаров до 77,14 процента;
проведение государственного лесопатологического мониторинга наземными способами на площади 97322,9 тыс.га ежегодно;
снижение доли площади погибших и поврежденных лесных насаждений с учетом проведенных мероприятий по защите леса в общей площади земель лесного фонда, занятых лесными насаждениями, до 1 процента;
увеличение доли площади лесов, на которых проведена таксация лесов и в отношении которых осуществлено проектирование мероприятий по охране, защите и воспроизводству в течение последних 10 лет, в площади лесов с интенсивным использованием лесов и ведением лесного хозяйства до 28,4 процента;
|
| | увеличение доли семян с улучшенными наследственными свойствами в общем объеме заготовленных семян до 3,8 процента;
сохранение объема федерального фонда семян лесных растений на уровне 13122 кг;
увеличение доли посадочного материала с закрытой корневой системой в общем количестве посадочного материала до 9 процентов;
доведение средней численности должностных лиц, осуществляющих федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану), на 50 тыс.га земель лесного фонда, до 1,05 человека;
сохранение доли выписок, предоставленных гражданам и юридическим лицам, обратившимся в орган государственной власти субъекта Российской Федерации в области лесных отношений за получением государственной услуги по предоставлению выписки из государственного лесного реестра, в общем количестве принятых заявок на предоставление такой услуги на уровне 90,3 процента;
|
| | достижение положительной динамики предотвращения возникновения нарушений лесного законодательства, причиняющих вред лесам, относительно уровня нарушений предыдущего года не менее 4,6 процента;
в 2021-2024 годах предполагается осуществить:
внедрение новых средств обнаружения и тушения лесных пожаров, а также технологий тушения лесных пожаров, которые позволят сократить ущерб от лесных пожаров до уровня 12,5 млрд. рублей;
|
| | ежегодное плановое осуществление наземного, авиационного и космического мониторинга пожарной опасности в лесах и лесных пожаров на площади не менее 850,6 млн.га;
ежегодное осуществление плановых лесозащитных мероприятий на площади не менее 10,9 млн.га;
обновление информации о наличии земель, не занятых лесными насаждениями и требующих лесовосстановления до уровня 100 процентов;
оснащение специализированных учреждений органов государственной власти субъектов Российской Федерации специализированной лесопожарной техникой и оборудованием на 100 процентов потребности для проведения комплекса мероприятий по охране лесов от пожаров;
|
| | увеличение доли лесных пожаров, ликвидированных в течение первых суток с момента обнаружения, в общем количестве лесных пожаров до 80,34 процента;
снижение доли площади погибших и поврежденных лесных насаждений с учетом проведенных мероприятий по защите леса в общей площади земель лесного фонда, занятых лесными насаждениями, до 0,96 процента;
увеличение доли площади лесов, на которых проведена таксация лесов и в отношении которых осуществлено проектирование мероприятий по охране, защите и воспроизводству в течение последних 10 лет, в площади лесов с интенсивным использованием лесов и ведением лесного хозяйства до 30,4 процента;
|
| | увеличение доли семян с улучшенными наследственными свойствами в общем объеме заготовленных семян до 4,2 процента;
увеличение доли посадочного материала с закрытой корневой системой в общем количестве посадочного материала до 9,5 процента;
доведение средней численности должностных лиц, осуществляющих федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану), на 50 тыс.га земель лесного фонда, до 1,75 человека;
|
| | сохранение доли выписок, предоставленных гражданам и юридическим лицам, обратившимся в орган государственной власти субъекта Российской Федерации в области лесных отношений за получением государственной услуги по предоставлению выписки из государственного лесного реестра, в общем количестве принятых заявок на предоставление такой услуги на уровне 91,5 процента;
сохранение положительной динамики предотвращения возникновения нарушений лесного законодательства, причиняющих вред лесам, относительно уровня нарушений предыдущего года не менее 5 процентов
|
| | |
Ответственный исполнитель подпрограммы
| -
| Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации
|
Соисполнители подпрограммы
| -
| Федеральное агентство лесного хозяйства
|
Участники подпрограммы
| -
| отсутствуют
|
Программно-целевые инструменты подпрограммы
| -
| отсутствуют
|
Цели подпрограммы
| - | повышение эффективности лесоуправления как основы для опережающего и инновационного развития лесного сектора экономики для обеспечения социальной и экологической безопасности, а также выполнение международных обязательств России в части лесов
|
Задачи подпрограммы
| - | получение достоверной информации о количественных и качественных характеристиках лесов, развитие стратегического планирования лесного хозяйства;
повышение научно-технического потенциала отрасли, уровня внедрения инновационных разработок в лесное хозяйство;
научно-аналитическое обеспечение реализации Программы;
обеспечение выполнения мероприятий и достижения ожидаемых результатов Программы;
повышение качества лесного проектирования
|
Целевые показатели (индикаторы) подпрограммы
| - | доля площади лесов, в которых осуществляется государственная инвентаризация лесов на основе постоянных пробных площадей, в общей площади лесов;
|
| | доля инновационных научных исследований и разработок в общем объеме финансирования лесных научных исследований;
внутренние затраты на исследования и разработки;
динамика производительности труда относительно уровня предыдущего года;
отношение количества высокопроизводительных рабочих мест в отчетном году к уровню 2011 года;
доля площади земель лесного фонда с установленными границами лесничеств (лесопарков);
доля лесничеств и лесопарков, информация о границах которых внесена в Единый государственный реестр недвижимости
|
Этапы и сроки реализации подпрограммы
| - | 2013-2024 годы, в том числе:
I этап - 2013-2014 годы;
II этап - 2015-2017 годы;
III этап - 2018-2020 годы;
IV этап - 2021-2024 годы
|
Объем бюджетных ассигнований подпрограммы
| - | общий объем бюджетных ассигнований федерального бюджета в 2013-2024 годах составляет 67899630 тыс. рублей, в том числе:
в 2013 году - 6221836,1 тыс. рублей;
в 2014 году - 5023842,7 тыс. рублей;
в 2015 году - 6280202,1 тыс. рублей;
в 2016 году - 4456105 тыс. рублей;
в 2017 году - 3607264,6 тыс. рублей;
в 2018 году - 5326179,7 тыс. рублей;
в 2019 году - 5087155,7 тыс. рублей;
в 2020 году - 6147 455,4 тыс. рублей;
в 2021 году - 6282206,8 тыс. рублей;
в 2022 году - 6489127,3 тыс. рублей;
в 2023 году - 6489127,3 тыс. рублей;
в 2024 году - 6489127,3 тыс. рублей
|
Ожидаемые результаты реализации подпрограммы
| - | в 2018-2020 годах предполагается осуществить:
доведение доли площади лесов, в которых осуществляется государственная инвентаризация лесов на основе постоянных пробных площадей, в общей площади лесов до 100 процентов (завершение очередного цикла проведения государственной инвентаризации лесов на основе постоянных пробных площадей в лесах Российской Федерации);
|
| | сохранение доли инновационных научных исследований и разработок в общем объеме финансирования лесных научных исследований на уровне 23 процентов;
увеличение внутренних затрат на исследования и разработки до 369,08 млн. рублей;
достижение положительной динамики производительности труда не менее 104,2 процента;
достижение положительной динамики количества высокопроизводительных рабочих мест относительно уровня 2011 года не менее 109,9 процента;
|
| | увеличение доли площади земель лесного фонда с установленными границами лесничеств (лесопарков) до 57,3 процента;
увеличение доли лесничеств и лесопарков, информация о границах которых внесена в Единый государственный реестр недвижимости, до 24 процентов;
в 2021-2024 годах предполагается осуществить:
доведение доли площади лесов, в которых осуществляется государственная инвентаризация лесов на основе постоянных пробных площадей, в общей площади лесов до 35 процентов (проведение очередного цикла государственной инвентаризации лесов на основе постоянных пробных площадей в лесах Российской Федерации);
|
| | увеличение доли инновационных научных исследований и разработок в общем объеме финансирования лесных научных исследований до уровня 24 процентов;
сохранение объема внутренних затрат на исследования и разработки на уровне 369,08 млн. рублей;
достижение положительной динамики производительности труда не менее 105,4 процента;
достижение положительной динамики количества высокопроизводительных рабочих мест относительно уровня 2011 года не менее 114,6 процента;
|
| | увеличение доли площади земель лесного фонда с установленными границами лесничеств (лесопарков) до 100 процентов;
увеличение доли лесничеств и лесопарков, информация о границах которых внесена в Единый государственный реестр недвижимости, до 100 процентов |
В основополагающих документах развития лесного сектора Российской Федерации определены целевые установки государственной политики и намечены пути решения задач с учетом существующей и прогнозной социально-экономической ситуации в стране.
Приоритеты и цели государственной политики устанавливаются в соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р (далее - Концепция). Концепцией определены следующие приоритетные направления развития лесного хозяйства:
создание системы воспроизводства лесного фонда и восстановления лесов (в первую очередь в регионах, утративших экологический, рекреационный и лесохозяйственный потенциал);
улучшение породного состава лесных насаждений, а также сокращение нелегальных рубок и теневого оборота древесины.
Концепцией установлено, что развитие транспортной инфраструктуры на землях лесного фонда, включающее обеспечение экономической доступности лесных участков, повышение рентабельности заготовки древесины посредством строительства лесных дорог круглогодичного действия, а также развитие транзитных железнодорожных и автомобильных путей позволят существенно увеличить объемы использования лесов.
Предполагается, что к 2024 году прогнозируемый рост производства и потребления продукции глубокой переработки древесины достигнет уровня государств - лидеров в этой сфере деятельности (Соединенные Штаты Америки, Канада и др.).
Стратегией развития лесного комплекса Российской Федерации до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 сентября 2018 г. N 1989-р (далее - Стратегия), определены следующие проблемы, сдерживающие развитие лесного комплекса в Российской Федерации:
низкий съем древесины с единицы площади эксплуатационных лесов;
недостаточная эффективность лесовосстановления, охраны и защиты лесов;
низкая актуальность сведений о лесных ресурсах;