Действующий

Методические рекомендации по распространению механизма привлечения внебюджетного финансирования, ориентированного на результат, в том числе в форме государственно-частного партнерства, при реализации региональных проектов в рамках национального проекта "Образование"

3. Иные возможные модели привлечения внебюджетного финансирования


Непосредственное участие реального сектора экономики

Непосредственное участие реального сектора экономики в образовательных проектах, направленных на развитие кадрового потенциала соответствующей отрасли, сектора. Основой данной модели является заинтересованность контрагента, в первую очередь компаний с высоким уровнем социальной ответственности, в получении соответствующего результата, продукта, качество которого существенно улучшается вследствие привлечения внебюджетных средств и соответствующих механизмов распределенного управления и контроля качества.

Выкуп объектов

При реализации мероприятий по развитию инфраструктуры общего образования через создание новых мест, которые с 2019 года реализуются в рамках НПО, помимо строительства объектов образовательных организаций правилами предоставления соответствующих субсидий, утвержденных в составе государственной программы "Развитие образования", предусмотрена процедура выкупа зданий (пристроев к зданиям), в том числе построенных за счет средств частных инвесторов.

Совместные образовательные разработки

Разработка и реализация образовательной организацией совместно с промышленным партнером пакета образовательных программ для дальнейшей реализации (например, профильные направления в сети детских технопарков "Кванториум", такие как космоквантум, реализуемый совместно с Госкорпорацией "Роскосмос").

Практики совместной разработки и реализации образовательных программ и моделей образования: корпоративные университеты, отдельные образовательные единицы (например, "Атом-классы", "Роснефть-классы") и другие.

Модель "шефства" над образовательными организациями

Модель осуществления "шефства" - операционное софинансирование и соуправление образовательной организацией непосредственным путем, через различные формы благотворительности и др. Партнер образовательной организации (как правило, индустриальный партнер) осуществляет регулярное сопровождение реализации образовательных программ, в том числе в части покрытия операционных расходов, участие в реализации образовательных программ специалистов предприятия, постановку и решение в организации реальных производственных задач, использование инфраструктуры партнера и другое сопровождение. Так, к примеру, могут быть созданы базовые кафедры организаций в формате шефства (например, профильные кафедры в организациях высшего и среднего профессионального образования).

Эндаумент (фонд целевого капитала)

Фонд целевого капитала - это целевые внебюджетные некоммерческие средства, образуемые как доход от основного капитала и направляемые на потребности образовательной организации, определяемые совместно с частным партнером. Несмотря на широкую практику использования в мировой практике, в первую очередь в высшем образовании, в Российской Федерации модель не распространена в системе общеобразовательных организаций и организаций высшего образования.

Фонды целевого капитала регулируются положениями Федерального закона от 30 декабря 2006 г. N 275-ФЗ "О формировании и использовании целевого капитала некоммерческих организаций". Важнейшими чертами эндаумента являются долгосрочность финансирования, прозрачность, целенаправленность.

Учитывая, что эндаумент является прямой возможностью получения "длинных денег", он будет особенно интересен для "длинных образовательных программ": образовательных программ, сопоставимых с общеобразовательными программами, а также программами профессионального образования.


Электронный текст документа

подготовлен АО "Кодекс" и сверен по:

Администратор образования,

N 5, март 2020 года