ПРИКАЗ
от 10 февраля 2020 года N 53н
(с изменениями на 18 января 2022 года)
____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
приказом Минтруда России от 18 января 2022 года N 19н (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 21.02.2022, N 0001202202210043).
____________________________________________________________________
В соответствии с пунктом 10_1 статьи 23_2 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 3, ст.168; 2019, N 49, ст.6967), частью двенадцатой статьи 28_2 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 48, ст.4563; 2019, N 49, ст.6967), пунктом 3 части первой статьи 14 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-I "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1991, N 21, ст.699; Собрание законодательства Российской Федерации, 2019, N 49, ст.6967), частью четырнадцатой статьи 2 Федерального закона от 10 января 2002 года N 2-ФЗ "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 2, ст.128; 2019, N 49, ст.6967)
приказываю:
Утвердить методические указания по осуществлению органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации переданных им полномочий Российской Федерации по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан, согласно приложению.
Министр
А.О.Котяков
Зарегистрировано
в Министерстве юстиции
Российской Федерации
25 мая 2020 года,
регистрационный N 58440
Методические указания по осуществлению органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации переданных им полномочий Российской Федерации по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан
(с изменениями на 18 января 2022 года)
1. Настоящие методические указания разработаны в целях обеспечения единообразного осуществления органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и администрацией г.Байконура переданных им полномочий Российской Федерации по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан (далее соответственно - органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации (уполномоченные органы), меры социальной поддержки), в соответствии с:
пунктом 10_1 статьи 23_2 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 3, ст.168; 2019, N 49, ст.6967) (далее - Федеральный закон от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ);
частью двенадцатой статьи 28_2 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 48, ст.4563; 2019, N 49, ст.6967) (далее - Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ);
пунктом 3 части первой статьи 14 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-I "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1991, N 21, ст.699; Собрание законодательства Российской Федерации, 2019, N 49, ст.6967) (далее - Закон Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-I);
частью четырнадцатой статьи 2 Федерального закона от 10 января 2002 года N 2-ФЗ "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 2, ст.128; 2019, N 49, ст.6967) (далее - Федеральный закон от 10 января 2002 г. N 2-ФЗ).
2. В соответствии с нормами статей 14-16, 18 и 21 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ, статьи 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ, статьи 14 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-I, статьи 2 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 2-ФЗ к мерам социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг относится компенсация расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в размере 50 процентов.
3. Настоящие методические указания применяются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при предоставлении мер социальной поддержки отдельным категориям граждан из числа ветеранов, инвалидов и граждан, подвергшимся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в р.Теча, ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, финансовое обеспечение расходных обязательств Российской Федерации по предоставлению мер социальной поддержки которым осуществляется в пределах средств, предусмотренных Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации на эти цели в федеральном бюджете на соответствующий финансовый год (далее - переданные полномочия).
Категории граждан, а также закрепленные за ними объем и условия предоставления данных мер социальной поддержки предусмотрены:
а) статьями 14-16, 18 и 21 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ;
б) статьей 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ;
в) статьей 14 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-I:
г) статьей 2 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 2-ФЗ;
д) частью 8 статьи 154 Федерального закона от 22 август 2004 г. N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 35, ст.3607; 2018, N 32, ст.5101);
е) статьей 1 Федерального закона от 26 ноября 1998 г. N 175-ФЗ "О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 48, ст.5850; 2018, N 11, ст.1591);
ж) пунктом 1 и абзацем четвертым пункта 2 постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. N 2123-I "О распространении действия Закона РСФСР "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" на граждан из подразделений особого риска" (Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1991, N 21, ст.699; Собрание законодательства Российской Федерации 2015, N 27, ст.3960).
4. Правом на прием документов, необходимых для предоставления гражданам мер социальной поддержки, в соответствии с нормативными правовыми актами, указанными в пункте 1 настоящих методических указаний, наделяются органы в сфере социальной защиты населения, уполномоченные органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 12 статьи 23_2 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ, частью четырнадцатой статьи 28_2 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ, абзацем восемнадцатым пункта 3 части первой статьи 14 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-I, частью третьей статьи 2 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 2-ФЗ органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе наделять законами субъектов Российской Федерации органы местного самоуправления полномочиями по предоставлению мер социальной поддержки, указанных в пункте 1 настоящих методических указаний.
5. Меры социальной поддержки предоставляются гражданам на основании заявления и документов, предусмотренных законодательством Российской Федерации, подтверждающих, что заявитель относится к категориям лиц, указанным в пункте 3 настоящих методических указаний.
6. При предоставлении мер социальной поддержки органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации необходимо учитывать, что в соответствии со статьей 160 Жилищного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 1, ст.14; 2018, N 49, ст.7514) они не предоставляются гражданам при наличии у них подтвержденной вступившим в законную силу судебным актом непогашенной задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, которая образовалась за период не более чем три последних года.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 4 марта 2022 года приказом Минтруда России от 18 января 2022 года N 19н. - См. предыдущую редакцию)
7. При определении размеров компенсации расходов в размере 50 процентов оплаты коммунальных услуг отдельным категориям ветеранов, инвалидам, семьям, имеющим детей-инвалидов, и гражданам, подвергшимся воздействию радиации органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации следует учитывать нормы статей 14, 15, 18 и 21 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ, статьи 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ, статьи 14 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-I, статьи 2 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 2-ФЗ, согласно которым данная компенсация рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определенного по показаниям приборов учета, но не более нормативов потребления, утверждаемых в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 306 "Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 22, ст.2338; 2017, N 41, ст.5965) (далее - постановление Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 306). При отсутствии указанных приборов учета плата за коммунальные услуги рассчитывается исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 306.
8. При определении размеров компенсации расходов в размере 50 процентов оплаты жилых помещений отдельным категориям ветеранов органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации следует учитывать нормы статей 14-16, 18 и 21 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ, согласно которым компенсация платы за наем и (или) платы за содержание жилого помещения рассчитывается исходя из занимаемой соответственно нанимателями либо собственниками общей площади жилых помещений (в коммунальных квартирах - занимаемой жилой площади).
Компенсация взноса на капитальный ремонт рассчитывается исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт на один квадратный метр общей площади жилого помещения в месяц, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, и занимаемой общей площади жилых помещений (в коммунальных квартирах - занимаемой жилой площади).
9. При определении размеров компенсации расходов в размере 50 процентов оплаты жилых помещений инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации следует учитывать нормы статьи 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ, согласно которым компенсация платы за наем и платы за содержание жилого помещения рассчитывается исходя из занимаемой общей площади жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов.
Нормами статьи 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ компенсация платы за наем и платы за содержание жилого помещения, относящегося к частному жилищному фонду, не предусмотрена.
Компенсация платы взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме инвалидам I и II групп, детям-инвалидам, гражданам, имеющим детей-инвалидов, рассчитывается исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт на один квадратный метр общей площади жилого помещения в месяц, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, и размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
10. При определении размеров компенсации расходов в размере 50 процентов оплаты жилых помещений гражданам, подвергшимся воздействию радиации, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации следует учитывать нормы статьи 14 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-I и статьи 2 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 2-ФЗ, согласно которым компенсация платы за наем и (или) платы за содержание жилого помещения рассчитывается исходя из занимаемой общей площади жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов и приватизированных жилых помещений соответственно (в пределах норм, предусмотренных законодательством Российской Федерации).
Компенсация взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме рассчитывается исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт на один квадратный метр общей площади жилого помещения в месяц, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, и занимаемой общей площади приватизированных жилых помещений (в пределах норм, предусмотренных законодательством Российской Федерации).
11. При назначении мер социальной поддержки органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации следует учитывать, что в соответствии с пунктом первым статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 1, ст.14; 2008, N 17, ст.1756) к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении супруг(а), а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.
При определении круга лиц, относящихся к нетрудоспособным иждивенцам, надлежит руководствоваться частью 2 статьи 10 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 52, ст.6965; 2018, N 47, ст.7130), в которой дается перечень нетрудоспособных лиц, а также устанавливаются признаки нахождения лица на иждивении.
В соответствии со статьей 10 Семейного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 1, ст.16) супругами считаются лица, брак которых зарегистрирован в органах записи актов гражданского состояния.
12. В соответствии с пунктом 1 статьи 10 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ, абзацем вторым преамбулы Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ, частью первой статьи 5 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-I, частью первой статьи 7 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 2-ФЗ меры социальной поддержки являются расходными обязательствами Российской Федерации.
13. В соответствии с пунктом 2 статьи 23_2 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ, частью второй статьи 28_2 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ, абзацем девятым пункта 3 части первой статьи 14 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-I, частью четвертой статьи 2 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 2-ФЗ средства на реализацию органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий предусматриваются в федеральном бюджете в виде субвенций.
14. Объем субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление переданных полномочий согласно подпункту 1 пункта 3 статьи 23_2 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ, абзаца второго части 3 статьи 28_2 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ, абзаца десятого пункта 3 части первой статьи 14 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-I, части пятой статьи 2 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 2-ФЗ определяется исходя из числа лиц, имеющих право на меры социальной поддержки, данных федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по формированию официальной статистической информации о социальных, экономических, демографических, экологических и других общественных процессах в Российской Федерации, о стоимости жилищно-коммунальных услуг в конкретном субъекте Российской Федерации в расчете на 1 квадратный метр площади жилья за отчетный год, федерального стандарта социальной нормы площади жилого помещения, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29 августа 2005 г. N 541 "О федеральных стандартах оплаты жилого помещения и коммунальных услуг" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 36, ст.3706; 2018, N 21, ст.3028) и применяемого для расчета межбюджетных трансфертов, а также исходя из установленного конкретным субъектом Российской Федерации минимального размера взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме.
15. В соответствии с пунктом 4 Правил предоставления субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации и бюджету г.Байконура на оплату жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан и осуществления расходов бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджета г.Байконура, источником финансового обеспечения которых являются указанные субвенции, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12 декабря 2007 г. N 861 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 51, ст.6373; 2019, N 47, ст.6681) (далее - Правила) за счет субвенций из федерального бюджета в пределах 1,5 процента средств, выплаченных из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджета г.Байконура на предоставление мер социальной поддержки, могут осуществляться расходы по оплате услуг почтовой связи и банковских услуг, оказываемых банками, определяемыми органами государственной власти субъектов Российской Федерации в установленном законодательством Российской Федерации порядке, по выплате денежных средств гражданам в рамках обеспечения мер социальной поддержки, а также компенсация затрат на обеспечение деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, местных администраций и государственных (муниципальных) учреждений, находящихся в их ведении, в связи с осуществлением переданных им полномочий Российской Федерации по предоставлению мер социальной поддержки.
Выплата денежных средств гражданам в рамках обеспечения мер социальной поддержки через организации, не являющимися операторами почтовой связи или кредитными организациями, недопустима.
16. В соответствии с пунктом 8 статьи 23_2 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ, частью девятой статьи 28_2 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ, абзацем пятнадцатым пункта 3 части первой статьи 14 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-I, частью одиннадцатой статьи 2 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 2-ФЗ средства на реализацию переданных полномочий носят целевой характер и не могут быть использованы органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации на другие цели.
В соответствии с пунктом девятым статьи 23_2 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ, частью десятой статьи 28_2 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ, абзацем шестнадцатым пункта 3 части первой статьи 14 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-I, частью двенадцатой статьи 2 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 2-ФЗ в случае использования средств на реализацию переданных полномочий не по целевому назначению их взыскание осуществляется в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации.
17. В соответствии с частью 5 статьи 242 Бюджетного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст.3823; 2020, Российская газета, N 21) и абзацем третьим пункта 3 Правил не использованные по состоянию на 1 января текущего финансового года межбюджетные трансферты, полученные в форме субвенций из федерального бюджета, подлежат возврату в доход федерального бюджета, из которого они были ранее предоставлены, в течение первых 15 рабочих дней текущего финансового года.
18. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации представляют в Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации отчетность об осуществлении переданных им Российской Федерацией полномочий, включающую объем расходов бюджета субъекта Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых является субвенция из федерального бюджета на предоставление мер социальной поддержки, численность лиц, которым предоставлены указанные меры социальной поддержки, категории получателей мер социальной поддержки, основания получения мер социальной поддержки и размер занимаемой площади жилого помещения в сроки, установленные пунктом 5 Правил, по форме и в порядке, утвержденными приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 2 февраля 2017 г. N 135н "Об утверждении форм заявки на финансовое обеспечение расходов бюджета субъекта Российской Федерации и бюджета г.Байконура, источником финансового обеспечения которых являются субвенции из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации и бюджету г.Байконура на оплату жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан, отчета об объеме указанных расходов, сведений о фактической численности получателей мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, Порядка составления и представления указанных документов в Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 27 февраля 2017 г., регистрационный N 45766).
19. В соответствии с пунктом 5_1 Правил органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации представляют в Федеральную службу по труду и занятости ежемесячно, не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным, сведения о получателях мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг с указанием оснований их предоставления.
Редакция документа с учетом
изменений и дополнений подготовлена
АО "Кодекс"