РУКОВОДСТВО ПО БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ АТОМНОЙ ЭНЕРГИИ "РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРИМЕНЕНИЮ СРЕДСТВ КОНТРОЛЯ ДОСТУПА В СИСТЕМЕ УЧЕТА И КОНТРОЛЯ РАДИОАКТИВНЫХ ВЕЩЕСТВ И РАДИОАКТИВНЫХ ОТХОДОВ"
(РБ-095-20)
Введено в действие с 13 февраля 2020 г.
Руководство по безопасности при использовании атомной энергии "Рекомендации по применению средств контроля доступа в системе учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов" (РБ-095-20) (далее - Руководство по безопасности) разработано в соответствии со статьей 6 Федерального закона от 21 ноября 1995 г. N 170-ФЗ "Об использовании атомной энергии" в целях содействия соблюдению требований федеральных норм и правил в области использования атомной энергии "Основные правила учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов в организации" (НП-067-16), утвержденных приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 28 ноября 2016 г. N 503.
________________
В разработке принимали участие Аникина Т.М., Гареев М.Д., Киртаев А.Л., Кушневский Л.Н., Субботин Е.П. (ФБУ "НТЦ ЯРБ"), Боков Д.А., Новак И.А., Шоцкая Н.Н., Юрманова И.Е. (Ростехнадзор).
При разработке учтены замечания и предложения ПАО "НЗХК", ФГУП "ГХК", ФГУП "РосРАО", ФГУП "ПО Маяк", АО "ЧМЗ", АО "Концерн Росэнергоатом", АО "СХК", АО "УЭХК", МТУ по надзору за ЯРБ Ростехнадзора.
Настоящее Руководство по безопасности содержит рекомендации Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по применению средств контроля доступа в системе учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов.
Руководство по безопасности предназначено для применения организациями. осуществляющими деятельность по учету и контролю радиоактивных веществ и радиоактивных отходов при производстве, использовании, хранении, транспортировании РВ ядерных материалов (кроме ядерных материалов, учет которых производится исключительно в системе государственного учета и контроля ядерных материалов), образовании, переработке, кондиционировании, хранении, захоронении радиоактивных отходов, включая хранение и переработку отработавшего ядерного топлива.
Выпускается взамен РБ-095-14 "Рекомендации по применению пломбировочных устройств в системе учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов", утверждённого приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 9 июля 2014 г. N 303.
1. Руководство по безопасности при использовании атомной энергии "Рекомендации по применению средств контроля доступа в системе учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов" (РБ-095-20) (далее - Руководство по безопасности) разработано в соответствии со статьей 6 Федерального закона от 21 ноября 1995 г. N 170-ФЗ "Об использовании атомной энергии" в целях содействия соблюдению требований главы V федеральных норм и правил в области использования атомной энергии "Основные правила учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов в организации" (НП-067-16), утвержденных приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 28 ноября 2016 г. N 503 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 21 декабря 2016 г., регистрационный N 44843) (далее - НП-067-16).
2. Настоящее Руководство по безопасности содержит рекомендации Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по применению средств контроля доступа в системе учета и контроля радиоактивных веществ (далее - РВ) и радиоактивных отходов (далее - РАО).
3. Настоящее Руководство по безопасности предназначено для применения организациями, осуществляющими деятельность по учету и контролю РВ и РАО при производстве, использовании, хранении, транспортировании РВ, ядерных материалов (кроме ядерных материалов, учет которых производится исключительно в системе государственного учета и контроля ядерных материалов), образовании, переработке, кондиционировании, хранении, захоронении РАО, включая хранение и переработку отработавшего ядерного топлива.
4. Контроль доступа к РВ, РАО, осуществляемый с использованием средств контроля доступа (далее - СКД), является одним из элементов системы учета и контроля РВ, РАО. Его функциональными задачами для достижения целей данной системы являются:
обеспечение непрерывного контроля доступа к РВ, РАО и обнаружения несанкционированного доступа к РВ, РАО;
получение достоверных сведений о наличии и характеристиках РВ, РАО;
выявление нарушений в учете и контроле РВ, РАО.
5. СКД могут включать в себя пломбировочные устройства одноразового действия, обеспечивающие защиту объекта от несанкционированного доступа путем индикации вмешательства (далее - пломбы), и системы наблюдения.
6. Заказ пломб, их получение, хранение, применение (установка, контроль и снятие) и утилизация (далее - обращение с пломбами) в организации рекомендуется осуществлять в соответствии с установленной программой применения пломб, которая может разрабатываться в виде отдельного документа или в виде одного из разделов Положения (Инструкции) по учету и контролю РВ и РАО в организации.
7. Порядок применения систем наблюдения в целях учета и контроля РВ, РАО, порядок документальной регистрации результатов применения таких систем, а также ответственных за учет информации систем наблюдения в целях учета и контроля РВ, РАО рекомендуется устанавливать распорядительным документом руководителя организации или уполномоченного им лица (далее - руководитель организации).
8. При разработке программы применения пломб в организации кроме национальных стандартов Российской Федерации рекомендуется использовать положения настоящего Руководства по безопасности. Рекомендуемое содержание программы применения пломб в организации приведено в приложении N 1 к настоящему Руководству по безопасности.
9. В программе применения пломб или отдельным распорядительным документом руководителя организации рекомендуется назначить:
ответственного за организацию работ по применению пломб в организации;
ответственного за учет и хранение пломб в организации;
ответственных за учет и хранение пломб в подразделениях;
ответственных за обращение с пломбами в подразделениях.
С учетом количества подразделений, обращающихся с РВ, РАО, и масштабов работ с РВ, РАО допускается совмещать выполнение обязанностей, указанных в данном пункте.
Рекомендуется установить ограниченный перечень лиц, уполномоченных на обращение с пломбами, в каждом подразделении с учетом необходимости обеспечения бесперебойной работы во время отпусков и временной нетрудоспособности.
Для организаций, осуществляющих обращение только с закрытыми радионуклидными источниками 4, 5 категорий по радиационной опасности, программу применения пломб допускается не разрабатывать.
10. На ответственного за организацию работ по применению пломб в организации рекомендуется возлагать выполнение следующих функций:
координация работ по обращению с пломбами;
организация контроля получения, хранения, применения пломб;
организация расследований случаев нарушений в учете, контроле пломб;
согласование приказов о назначении ответственных за учет и хранение пломб в организации и в структурных подразделениях организации;
организация входного контроля пломб, поставляемых в организацию;
организация эксплуатационного контроля установленных пломб.
11. На ответственного за учет и хранение пломб в организации рекомендуется возлагать выполнение следующих функций:
ведение учета пломб в организации;
ведение учета пломб, выданных ответственным за их учет и хранение в подразделениях. Рекомендуемый образец журнала учета пломб в организации приведен в приложении N 2 к настоящему Руководству по безопасности.
12. На ответственного за учет и хранение пломб в подразделении рекомендуется возлагать выполнение следующих функций:
ведение учета хранящихся в подразделении пломб, полученных от ответственного за учет и хранение пломб в организации и снятых пломб с объектов пломбирования до передачи их на утилизацию;
выдача пломб для применения ответственным за обращение с пломбами в подразделении. Рекомендуемый образец журнала учета пломб в подразделении приведен в приложении N 3 к настоящему Руководству по безопасности;
осуществление эксплуатационного контроля пломб.
В случае необходимости указанные функции могут возлагаться на ответственного за учет и хранение пломб в организации.
13. На ответственного за обращение с пломбами в подразделении рекомендуется возлагать выполнение следующих функций:
получение пломб от ответственного за учет и хранение пломб в подразделении;
осуществление установки, снятия и передачи снятых пломб с объектов пломбирования ответственному за учет и хранение пломб в подразделении. Рекомендуемый образец журнала учета установки и снятия пломб в подразделении приведен в приложении N 4 к настоящему Руководству по безопасности;
осуществление эксплуатационного контроля пломб.
14. Заказ пломб для организации рекомендуется осуществлять на основании заявок, подготовленных ответственными за учет и хранение пломб в подразделении и утвержденных ответственным за организацию работ по применению пломб в организации. Заявку рекомендуется составлять с учетом выполнения текущих работ с РВ, РАО, включая инвентаризацию РВ, РАО, проведения выборочной проверки фактического наличия РВ, РАО и обеспечения необходимого резерва пломб.
15. При формировании документов на закупку пломб (техническое задание, договор) рекомендуется включать требование наличия у изготовителя (поставщика) сертификатов соответствия пломб национальным стандартам Российской Федерации и необходимости предоставления поставщиком гарантии того, что пломбы с такими же заводскими номерами, индивидуальными контрольными знаками (буквенно-цифровой код, штрих-код, маркировка) (далее - идентификационные признаки) не будут изготовлены и поставлены другому заказчику.
16. При получении пломб от изготовителя (поставщика) рекомендуется комиссионно провести входной контроль с участием ответственного за учет и хранение пломб в организации, который включает:
визуальный контроль целостности упаковки с пломбами;
контроль соответствия информации, указанной на этикетках упаковки с пломбами и в паспорте на поставленную партию пломб, данным, приведенным в накладной;
контроль количества пломб в упаковке;
визуальный контроль пломб в упаковке.
Комиссию рекомендуется назначать распорядительным документом руководителя организации и включать в ее состав ответственного за организацию работ по применению пломб в организации, специалистов по учету и контролю РВ, РАО, представителей отдела технического контроля (при наличии).
17. Контроль целостности упаковки с пломбами проводят визуальным осмотром. При этом рекомендуется проверить:
наличие и сохранность упаковки;
наличие и целостность клеящей ленты и ее скрепление с поверхностью упаковки;
наличие и четкость транспортной маркировки;
наличие и надежность скрепления этикеток с упаковкой, разборчивость содержащейся на них информации.
18. Контроль соответствия информации, указанной на этикетках упаковки и в паспорте на поставленную партию пломб, данным, приведенным в накладной, рекомендуется проводить по следующим позициям:
наименование изготовителя;
наименование, тип пломб;
дата изготовления;
количество пломб в упаковке;
диапазон идентификационных признаков пломб;
отметка о приемке пломб техническим контролем изготовителя.
19. Рекомендуется проверить в паспорте на поставляемую партию пломб содержание раздела "Гарантийные обязательства" и то, что паспорт заверен подписью руководства и печатью изготовителя (поставщика).
20. Количество пломб в упаковке рекомендуется проверять прямым счетом.
21. Визуальный контроль пломб в упаковке включает:
контроль внешнего вида (наличие трещин, сколов, деформаций, разломов);
контроль габаритных размеров;
контроль маркировки на соответствие технической документации.
22. Контроль габаритных размеров пломб рекомендуется проводить мерной металлической линейкой или штангенциркулем.
23. Контроль маркировки рекомендуется осуществлять визуально, сравнивая с эталоном-образцом и/или технической документацией.
24. При проведении контроля маркировки рекомендуется проверить:
состав маркировки по технической документации;
считываемость идентификационных признаков пломбы;
неповторяемость идентификационных признаков пломб;
место нанесения маркировки по технической документации.