Качество окружающей среды в Санкт-Петербурге определяется степенью негативного воздействия хозяйственной деятельности человека на атмосферный воздух, поверхностные воды, почвы, зеленые насаждения, биологические виды, а также геологическую среду.
С учетом высокой степени концентрации промышленных объектов, а также сложных природных условий Санкт-Петербурга важным показателем качества жизни в Санкт-Петербурге является уровень обеспечения экологической безопасности, определяющий состояние защищенности природной среды и жизненно важных интересов человека от возможного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, их последствий.
Решение вопроса ликвидации накопленного вреда окружающей среде является одним из ключевых перспективных направлений природоохранной деятельности в Российской Федерации, что отражено в Указе Президента Российской Федерации от 07.05.2018 N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года". Предварительный анализ данных об экологическом состоянии территорий Санкт-Петербурга позволяет предположить наличие объектов накопленного вреда окружающей среде: ранее закрытые свалки и терриконы, а также участки химического загрязнения.
Одним из основополагающих принципов охраны окружающей среды, закрепленных в законодательстве Российской Федерации, является приоритет сохранения естественных экологических систем, природных ландшафтов и природных комплексов.
Получение достоверной информации о состоянии окружающей среды является конституционным правом каждого гражданина. Обеспечение доступа к достоверной информации о состоянии окружающей среды является обязанностью исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга. При этом Основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденные Президентом Российской Федерации 30.04.2012, относят научное и информационно-аналитическое обеспечение охраны окружающей среды и экологической безопасности, формирование экологической культуры, развитие экологического образования и воспитания к основным задачам в сфере охраны окружающей среды.
Загрязнение воздушного бассейна обусловлено преимущественно выбросами промышленных предприятий и автотранспорта. Наибольший вклад в загрязнение атмосферного воздуха вносит автомобильный транспорт.
По состоянию на 31.12.2017 на территории Санкт-Петербурга находится более 1000 водных объектов. Суммарная площадь водоемов в границах Санкт-Петербурга составляет более 32 кв.км или 2,2% территории Санкт-Петербурга.
Для поддержания экологического и санитарно-эпидемиологического благополучия водных объектов, а также улучшения их внешнего облика ежегодно проводится комплекс мероприятий, включающий расчистку русел водотоков, восстановление водоемов, дноочистительные работы, уборку и очистку акватории водных объектов от мусора и наплавных загрязнений, кошение водной растительности на водотоках Санкт-Петербурга.
На территории Санкт-Петербурга широко развиты современные геологические процессы, активизация которых в последние годы обусловлена климатическими изменениями и ростом антропогенной нагрузки. К наиболее значимым процессам относятся: разрушение берегов, образование биогазов, развитие карста, поверхностная эрозия, а также подтопления, связанные с изменением режима подземных вод.
Благоприятная окружающая среда на территории Санкт-Петербурга во многом обеспечивается за счет зеленого фонда. Сохранение зеленого фонда и биоразнообразия за счет создания особо охраняемых природных территорий является одним из приоритетных направлений развития Санкт-Петербурга. На 31.12.2017 на территории Санкт-Петербурга организовано 7 памятников природы регионального значения общей площадью 530,6 га и 8 государственных природных заказников регионального значения общей площадью 5612,1 га.
Для эффективной организации управления в сфере окружающей среды необходима система экологического мониторинга, позволяющая получать оперативную и полную информацию о состоянии окружающей среды, обеспечивать открытость экологической информации для общественности и бизнеса, а также формировать экологическую культуру населения.
Проблемы в сфере окружающей среды:
эвтрофикация и замусоривание водоемов, накопление донных осадков в водотоках;
активизация геологических процессов, обусловленных природными и антропогенными факторами;
наличие бесхозяйных ГТС;
образование опасных отходов;
аварийные разливы нефти и других химических веществ;
недостаточная защищенность уникальных природных комплексов восточной части Финского залива, а также сохранившихся редких видов флоры и фауны;
наличие объектов накопленного вреда окружающей среде;
недостаточность данных о состоянии окружающей среды на территории Санкт-Петербурга;
низкий уровень экологической культуры населения.
В ходе решения задачи по обеспечению экологической безопасности на суше и акватории, а также по обеспечению безопасности ГТС будет обеспечено проведение необходимых эксплуатационных мероприятий на всех ГТС, находящихся в собственности Санкт-Петербурга и переданных в хозяйственное ведение (оперативное управление) подведомственных КППиООС государственных унитарных предприятий (государственных казенных учреждений, государственных бюджетных учреждений) Санкт-Петербурга.
Сохранение окружающей среды, естественных экологических систем, объектов животного и растительного мира является одним из приоритетов Экологической политики Санкт-Петербурга до 2030 года, одобренной постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 18.06.2013 N 400.
Для решения задач по предотвращению и ликвидации чрезвычайных ситуаций экологического характера и последствий стихийных бедствий на территории Санкт-Петербурга, в том числе в области предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, создана и функционирует комплексная аварийная экологическая служба.
Для проверки соблюдения природоохранного законодательства в Санкт-Петербурге организована региональная система планового и внепланового государственного экологического надзора за объектами хозяйственной и иной деятельности.
Основой обеспечения органов государственной власти, представителей бизнеса и широкой общественности оперативной и достоверной информацией о состоянии окружающей среды является система государственного экологического мониторинга.
В рамках решения задачи повышения адресности и доступности информации о состоянии окружающей среды будет усовершенствована система государственного экологического мониторинга (мониторинга окружающей среды) и прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также изменений климата.