НОВОСИБИРСКОЕ УФАС РОССИИ

РЕШЕНИЕ

от 16 апреля 2019 года N 054/05/14-113/2019


По делу N 054/05/14-113/2019


"16" апреля 2019г. г.Новосибирск

Комиссия Новосибирского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

председатель Комиссии: И.В. Волохина - заместитель руководителя управления - начальник отдела рекламы;

члены комиссии: Ю.В. Виногорова - главный специалист-эксперт отдела рекламы;

В.Ю. Строгин - главный специалист-эксперт отдела рекламы;

М.О. Хрипченко - ведущий специалист-эксперт отдела рекламы,

рассмотрев дело N 054/05/14-113/2019, возбужденное по факту распространения рекламной информации в эфире телеканала "РБК-ТВ Новосибирск" с признаками нарушения Федерального закона от 13.03.2006г. N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - ФЗ "О рекламе"),

в присутствии:

"..."

УСТАНОВИЛА:

В адрес Новосибирского УФАС России Управлением Роскомнадзора по Сибирскому федеральному округу переданы материалы проверки, включая техническую запись эфира на 28 DVD дисках за период с 03.09.2018г. по 09.09.2018г., ООО "РБК-ТВ Новосибирск" (вх. 8222 от 03.10.2018г.) по факту превышения объема рекламы от общего объема вещания телеканала "РБК-ТВ Новосибирск".

На основании Распоряжения N 6 от 01.11.2018г. заместителя руководителя управления Н.П. Камневой и Распоряжения о продлении проверки N 6-П от 29.11.2018г. заместителя руководителя управления - начальника отдела рекламы И.В. Волохиной, проведена проверка в отношении Общества с ограниченной ответственностью "РБК-ТВ Новосибирск" ОГРН 1165476153490; ИНН/КПП 5406617940/540601001; юридический адрес: ул. Красный проспект, д.42, оф.406, г.Новосибирск, 630099. Срок проведения проверки составил 30 рабочих дней. Проверка проводится по поступившему заявлению Управления Роскомнадзора по Сибирскому федеральному округу.

Управлением Роскомнадзора по Сибирскому федеральному округу в ходе проведения планового мероприятия систематического наблюдения в отношении ООО "РБК-ТВ Новосибирск" (ОГРН 1165476153490) выявлены признаки нарушения ч.3 ст.15 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-Ф3 "О рекламе", а именно: в ходе анализа эфира за период с 03.09.2018 по 09.09.2018 установлено, что объем рекламы в течение часа превышает 20 % от времени вещания и 15% времени вещания в течение суток продукции телеканала "РБК-ТВ Новосибирск" (Свидетельство о регистрации средства массовой информации - Эл N ТУ 54-00816 от 23.09.2016, выданное Управлением Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Сибирскому федеральному округу).

Заявителем были представлены, в том числе: копия Акта систематического наблюдения ООО "РБК-ТВ Новосибирск" А-54/4/МК-22/54/78 (далее - Акт), техническая запись эфира, справка о результатах анализа записи эфира телеканала "РБК-ТВ Новосибирск".

Согласно п.3 ч.II Справки о результатах систематического наблюдения по лицензии N 20882 (приложение к Акту), рекламные сообщения и материалы должны распространяться ООО "РБК-ТВ Новосибирск" в порядке, предусмотренном законодательством о рекламе.

В ходе мониторинга записи эфира на 21 ТВК в г.Новосибирске, за период с 00час. 00мин. 03.09.2018г. по 24час. 00мин. 09.09.2018г., предоставленной филиалом ФГУП "ГРЧЦ" по Сибирскому федеральному округу по заданию Управления Роскомнадзора, выявлены признаки нарушения ООО "РБК-ТВ Новосибирск" законодательства о рекламе. Объем рекламы в течение часа превышает 20% от времени вещания продукции телеканала "ТВК.ТВ".

Новосибирское УФАС России отмечает следующее.

В соответствии со ст.3 ФЗ "О рекламе", реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

В соответствии с ч.3 ст.14 ФЗ "О рекламе", общая продолжительность распространяемой в телепрограмме рекламы (в том числе такой рекламы, как телемагазины), прерывания телепрограммы рекламой (в том числе спонсорской рекламой) и совмещения рекламы с телепрограммой способом "бегущей строки" или иным способом ее наложения на кадр телепрограммы не может превышать двадцать процентов времени вещания в течение часа и пятнадцать процентов времени вещания в течение суток, за исключением случаев, предусмотренных ч.ч.3.4 и 3.5 настоящей статьи.

С учетом вышеуказанной нормы ФЗ "О рекламе" общая продолжительность распространяемой в телепрограмме рекламы не должна превышать 12 минут или 720 секунд в течение часа вещания телепрограммы, и 3ч. 36минут в течение суток вещания телепрограммы.

В соответствии с Лицензией от 24.05.2012г. серии ТВ N 20882 на осуществление телевизионного вещания объем вещания телеканала (СМИ) "РБК-ТВ Новосибирск" составляет 28 часов в неделю. Осуществлять вещание должно ООО "РБК-ТВ Новосибирск" (ул. Красный проспект, д.42, г.Новосибирск, 630099), форма распространения - телевизионное вещание телеканала.

Основные направления вещания СМИ телеканала "РБК-ТВ Новосибирск" в процентном соотношении: финансовая информация - 30%, экономическая информация - 37%, политическая информация - 25%, спортивная информация - 3%, развлекательная информация - 5%.

В результате анализа записи эфира установлено, что объем рекламных сообщений телеканала "РБК-ТВ Новосибирск" превышает установленный ФЗ "О рекламе" 20% порог в час, превышение времени вещания в течение суток - 15%, не установлено.

Фактически общая продолжительность рекламы, распространенной ООО "РБК-ТВ Новосибирск" составила:

1. 03.09.2018г. в период с 06.00 до 07.00 часов - 98сек., что составило 75% от общего объема вещания в час СМИ телеканала "РБК-ТВ Новосибирск" - 129 сек.;

2. 03.09.2018г. в период с 07.00 до 08.00 часов - 47сек., что составило 100% от общего объема вещания в час СМИ телеканала "РБК-ТВ Новосибирск" - 47 сек.;

3. 009.2018г. в период с 09.00 до 10.00 часов - 30сек., что составило 25% от общего объема вещания в час СМИ телеканала "РБК-ТВ Новосибирск" - 120сек.;

4. 03.09.2018г. в период с 12.00 до 13.00 часов - 29сек., что составило 100% от общего объема вещания в час СМИ телеканала "РБК-ТВ Новосибирск" - 29сек.;

5. 03.09.2018г. в период с 13.00 до 14.00 часов - 119сек., что составило 100% от общего объема вещания в час СМИ телеканала "РБК-ТВ Новосибирск" - 119сек.;

6. 03.09.2018г. в период с 14.00 до 15.00 часов - 130 сек., что составило 94% от общего объема вещания в час СМИ телеканала "РБК-ТВ Новосибирск" - 138 сек.;

7. 03.09.2018г. в период с 15.00 до 16.00 часов - 92 сек., что составило 75% от общего объема вещания в час СМИ телеканала "РБК-ТВ Новосибирск" - 122 сек.;

8. 03.09.2018г. в период с 16.00 до 17.00 часов - 61 сек., что составило 85% от общего объема вещания в час СМИ телеканала "РБК-ТВ Новосибирск" - 72 сек.;

9. 03.02018г. в период с 17.00 до 18.00 часов - 29 сек., что составило 24% от общего объема вещания в час СМИ телеканала "РБК-ТВ Новосибирск" - 120 сек.;

10. 03.09.2018г. в период с 18.00 до 19.00 часов - 25 сек., что составило 100% от общего объема вещания в час СМИ телеканала "РБК-ТВ Новосибирск" - 25 сек.;

11. 03.09.2018г. в период с 22.00 до 23.00 часов - 115 сек., что составило 93% от общего объема вещания в час СМИ телеканала "РБК-ТВ Новосибирск" - 123 сек.

Таким образом, рассматриваемая реклама на телеканале "РБК-ТВ Новосибирск" не соответствует требованиям ч.3 ст.14 ФЗ "О рекламе".

По результатам проведения проверки в адрес ООО "РБК-ТВ Новосибирск" был направлен Акт проверки N 6 от 13.12.2018г.

09.01.2019г. в Новосибирское УФАС России поступили возражения проверяемого лица на Акт проверки N 6 от 13.12.2018г. Согласно данным возражениям, ООО "РБК-ТВ Новосибирск" полагает обстоятельства и выводы, изложенные в нем, не соответствующими фактическим обстоятельствам, а именно.

Согласно Лицензии на осуществление телевизионного вещания серии ТВ N 20882 от 24.05.2012г. ООО "РБК-ТВ Новосибирск" является лицензиатом-вещателем телепрограммы на 21 ТВК. В приложении N 1 к данной Лицензии содержатся 3 основных пункта, свидетельствующие о правомерности действий ООО "РБК-ТВ Новосибирск":

1. согласно п.1 Приложения N 1 к Лицензии на осуществление телевизионного вещания ТВ N 20882 от 24.05.2012 г общий объем вещания телеканала ООО "РБК-ТВ Новосибирск" (21 ТВК) должен составлять 168 часов в неделю.

В п. 1.3 части 1 Приложения N 2 к Акту систематического наблюдения от 21.09.2018 г. N А-54/4/МК-22/5478 (Справка о результатах систематического наблюдения), составленного Управлением Роскомнадзора по СФО, подтвержден факт, что на указанном 21 ТВК с 03.09.2018 по 09.09.2018 вещание осуществлялось положенные 168 часов, то есть 24 часа в сутки;

2. согласно п.2 Приложения N 1 к Лицензии на осуществление телевизионного вещания ТВ N 20882 от 24.05.2012 г. ООО "РБК-ТВ Новосибирск" должно осуществлять вещание двух СМИ: СМИ "РБК-ТВ Новосибирск" в объеме 28 часов в неделю и СМИ "РосБизнесКонсалтинг-TB" в объеме - 140 часов в неделю.

В соответствие с п. 1 части II Приложения N 2 к Акту систематического наблюдения от 21.09.2018г. N А-54/4/МК-22/5478 (Справка о результатах систематического наблюдения), на указанном 21 ТВК в период с 03.09.2018 по 09.09.2018 осуществлялось вещание продукции двух СМИ (СМИ "РБК-ТВ Новосибирск" и СМИ "РосБизнесКонсалтинг-TB"), что подтверждается трансляцией выходных данных обоих СМИ, логотипов и заставок;

3. согласно Акту систематического наблюдения Управления Роскомнадзора по СФО от 21.09.2018г. N А-54/4/МК-22/5478 и Акту проверки Управления ФАС по НСО N 6 от 13.12.2018 г. объем рекламного вещания представителями органов власти исчисляется от объема вещания только одного СМИ - "РБК-ТВ Новосибирск" (которое составляет 28 часов в неделю), транслируемого на 21 ТВК, без учета объема вещания второго СМИ на 21 ТВК - "РБК-ТВ" (которое составляет 140 часов в неделю).

Однако данный факт видится ООО "РБК-ТВ Новосибирск" противоречащим фактическим обстоятельствам дела и законодательству в связи со следующим.

Согласно ч.3 ст.14 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-Ф3 "О рекламе", общая продолжительность распространяемой в телепрограмме рекламы (в том числе такой рекламы, как теле магазины), прерывания телепрограммы рекламой (в том числе спонсорской рекламой) и совмещения рекламы с телепрограммой способом "бегущей строки" или иным способом ее наложения на кадр телепрограммы не может превышать двадцать процентов времени вещания в течение часа и пятнадцать процентов времени вещания в течение суток, за исключением случаев, предусмотренных частями 3.4 и 3.5 настоящей статьи.

ООО "РБК-ТВ Новосибирск", имеющее право на основании Лицензии N 20882 от 24.05.2012г. осуществлять вещание на 21 ТВК в течение 168 часов в неделю, 24 часов в сутки двух СМИ "РБК-ТВ Новосибирск" и "РБК-ТВ", также имеет право на распространение рекламы на 21 ТВК в объеме не более 15% в сутки (216 минут) и не более 20% в час (12 минут).

Согласно п.3 Приложения N 1 к Лицензии на осуществление телевизионного вещания ТВ N 20882 от 24.05.2012 г. рекламные сообщения должны распространяться вещателем (в данном случае ООО "РБК-ТВ Новосибирск") в порядке, предусмотренном законодательством РФ о рекламе.

При этом распределение объема рекламного времени, допустимого нормами ФЗ "О рекламе", производится между двумя СМИ: ООО "РБК-ТВ Новосибирск" и ООО "РосБизнесКонсалтинг-ТВ" на основании п. 6.3 Лицензионного договора о сетевом партнерстве N 17-1201/014 от 01.01.2012г. Объем региональной рекламы от общего объема рекламы, распространяемой в рамках телеканала, и время выхода региональной рекламы определяется договоренностью между сетевыми партнерами (РБК-ТВ предоставляет определенное время для врезок региональных рекламных блоков в эфире сетевого партнера + размещения рекламных блоков во время вещания блока региональных телепрограмм).

Распределение рекламного времени между двумя СМИ на 21 ТВК происходит следующим образом.

Каждый день сетевой партнер "РБК-ТВ" направляет в адрес "Эфирную путевку", в которой специально предусмотрены "региональные рекламные блоки" (КРМ) для вещания "РБК-ТВ Новосибирск" на каждые сутки. Именно в предусмотренные Эфирной путевкой "региональные рекламные блоки" "РБК-ТВ Новосибирск" и размещает собственную рекламу. При этом обычно не все предусмотренные для региональной рекламы блоки используются "РБК- ТВ Новосибирск".

"Эфирная путевка" предусматривает возможность размещения "региональных рекламных блоков" как в "окнах" регионального вещания "РБК-ТВ Новосибирск", так и в "окнах" вещания сетевого партнера "РБК-ТВ", при сопровождении выходными данными регионального СМИ. Это не противоречит ч.3 ст.14 ФЗ "О рекламе" и в полной мере согласуется с положениями акта "О методике подсчета объема вещания телеканалов (радиоканалов)", размещенного на сайте РОСКОМНАДЗОРА (https://16.rkn.gov.ru/directions/mass-communications/control-nadzor-smi/spravka/p15636/). В связи с этим правомерно возможна ситуация, когда в одном часе ведется трансляция телепрограмм только сетевого партнера "РБК-ТВ" и рекламный блок "РБК-ТВ Новосибирск".

Важно, что во исполнение норм ФЗ "О рекламе", а именно ч.3 ст.14, сетка вещания составлена так, что совокупный объем рекламы на частоте 21 ТВК, состоящей из "федеральных рекламных блоков" и "региональных рекламных блоков", не превышает установленных законом нормативов, а именно 20% в час и 15% в сутки.

Главное условие Эфирной путевки - общий объем рекламы, распространяемой на 21 ТВК, не должен превышать объем, установленный законодательством РФ о рекламе, а именно 12 минут в час и 216 минут в сутки, что соблюдается обоими партнерами совместно.

В подтверждение этого ООО "РБК-ТВ Новосибирск" составлен Регистрационный журнал рекламного вещания ООО "РБК-ТВ Новосибирск" на 21 ТВК за 03.09.2018 г. (с указанием объема региональной рекламы "РБК-ТВ Новосибирск", рекламы сетевого партнера "РБК-ТВ" и общего объема рекламы на 21 ТВК по часам (данные журнала основаны на записях эфирного вещания от 03.09.2018г). Этот факт подтверждает соблюдение требований рекламного законодательства ООО "РБК-ТВ Новосибирск" при вещании на 21 ТВК в течение 24 часов в сутки, 168 часов в неделю.

Таким образом, "РБК-ТВ Новосибирск" для осуществления собственного вещания использует предусмотренные "Эфирной путевкой" "региональные рекламные блоки", которые рассчитаны с учетом норм законодательства об объеме рекламы в час и в сутки, благодаря чему на частоте 21 ТВК общий объем рекламы в час и в сутки не превышает предусмотренные нормативы.

В связи с вышесказанным, по мнению ООО "РБК-ТВ Новосибирск", при распространении рекламы на 21 ТВК соблюдает требования ФЗ "О рекламе" об объеме распространения рекламы, а именно суммарный объем рекламы "РБК-ТВ Новосибирск" и "РБК-ТВ" на 21 ТВК не превышает 20% времени вещания в час и 15% времени вещания в сутки.

Реклама в формате бегущей строки на 21 ТВК не размещается.

Данные доводы рассмотрены Новосибирским УФАС России и отклонены на основании следующего.

Требование к рекламе, размещаемой в телепрограммах и телепередачах установлены статьей 14 Федерального закона "О рекламе".

Понятие телепрограммы содержится в статье 2 Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации", в соответствии с которой под телепрограммой понимается совокупность периодических аудио сообщений и материалов (передач), имеющая постоянное наименование (название) и выходящая в свет (в эфир) не реже одного раза в год.

Согласно той же статьи под телеканалом понимается сформированная в соответствии с сеткой вещания (программой передач) и выходящая в свет (эфир) под постоянным наименованием (названием) и с установленной периодичностью совокупность телепрограмм и (или) соответственно иных сообщений и материалов. Правила, установленные настоящим Законом и другими законодательными актами Российской Федерации для телепрограммы, применяются в отношении телеканала, если иное не установлено настоящим Законом

При этом нормы статьи 31 Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации" предусматривают возможность осуществления телевизионного вещания на основании лицензии на вещание, выданной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации.

В случае вещания на одной частоте двух и более телепрограмм, на вещание которых выдана соответствующая лицензия, объём рекламы в телепрограмме рассчитывается для каждой телепрограммы, исходя из времени вещания данного средства массовой информации в сутки.

Соответственно, объём рекламы в каждой телепрограмме, как средстве массовой информации, не должен превышать двадцать процентов времени вещания в течение часа и пятнадцать процентов времени вещания в течение суток, если такая телепрограмма не зарегистрирована как специализирующаяся на сообщениях и материалах рекламного характера.

При этом в объём рекламы, транслирующейся в телепрограмме, включается любая реклама, распространявшаяся в период трансляции данной телепрограммы.

Региональная реклама, размещавшаяся региональным партнёром в федеральном средстве массовой информации (по соответствующему договору между ними), учитывается в объёме рекламы федерального средства массовой информации.

Следовательно, реклама, размещавшаяся региональным партнёром в телепрограмме федерального средства массовой информации, не учитывается в объёме рекламы, транслируемой таким региональным партнёром в региональном средстве массовой информации.

Субъекты ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе установлены в ст.38 ФЗ "О рекламе".

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»