АЛТАЙСКОЕ КРАЕВОЕ УФАС РОССИИ

РЕШЕНИЕ

от 28 января 2020 года N 022/05/8-1140/2019


По делу N 022/05/8-1140/2019

ИП <...>

Ленина пр-т, д.107

г. Барнаул, 656002

<...>

ООО "Яндекс"

Льва Толстого ул., д.16

г. Москва, 119021

Садовническая ул., д.82

г. Москва, 115035

<...>

Заявителю

Решение в полном объеме изготовлено 28 января 2020г. г. Барнаул

Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

Председатель:

<...> - заместитель руководителя управления,

Члены Комиссии:

<...> - начальник отдела контроля недобросовестной конкуренции и рекламы,

<...> - специалист-эксперт отдела контроля недобросовестной конкуренции и рекламы,

рассмотрев дело N 022/05/8-1140/2019 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения в сети Интернет рекламы, в которой усматриваются признаки нарушения ст.8 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе",

в присутствии лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, - ИП <...>, в лице представителя по доверенности - <...> (доверенность N 04/20 от 15.01.2020г.),

в отсутствие лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, - ООО "Яндекс",

в отсутствие заявителя,

УСТАНОВИЛА:

в соответствии с п.30 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, рассмотрение дела в отсутствие сторон возможно лишь в случаях, если имеются данные об их своевременном извещении о месте и времени рассмотрения дела и если от них не поступило мотивированное ходатайство об отложении рассмотрения дела или указанное ходатайство не удовлетворено антимонопольным органом.

ООО "Яндекс" о дате и времени рассмотрения дела уведомлено надлежавшим образом, от Общества поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя (вхд.N 20286 от 21.01.2020г.).

Заявитель о дате и времени рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом по электронной почте, ходатайств в антимонопольный орган от заявителя не поступало.

На основании изложенного, Комиссией принято решение о рассмотрении дела в отсутствие ООО "Яндекс" и заявителя.

В Алтайское краевое УФАС России поступило заявление гражданина РФ (вхд.N 1914885 от 08.11.2019г.) о распространении в ноябре 2019г. на сайтах: "РИА Новости" (ria.ru), "Популярная Механика" (www.popmech.ru), "Бизнес.Ру" (www.business.ru), рекламы следующего содержания: "AVIAFLOT.RU Купить билет Барнаул-Москва Перелет от 7 500 Р".

11.11.2019г. в дополнение заявителем представлены видеозаписи (запись с экрана мобильного телефона) с распространяемой рекламной информацией на сайтах www.business.ru, www.popmech.ru, ria.ru (вхд.N 1915012 от 11.11.2019г.).

Заявитель указывает, что в рекламном объявлении размещена кнопка с призывом "купить", что указывает на дистанционную продажу билетов, в связи с чем, в нарушение ст.8 Федерального закона "О рекламе", в рекламе отсутствует указание на юридическое лицо, которое продает билеты. Кроме того, заявитель ссылается на то, что на указанном в рекламе сайте говорится о группе компании Авиафлот, при этом указывается два индивидуальных предпринимателя, входящие в эту группу. Заявитель считает, что данная реклама вводит в заблуждение относительно продавца билетов.

Согласно информации, представленной в антимонопольный орган от компании Авиафлот (вхд.1916140 от 03.12.2019г.), рекламодателем рассматриваемой рекламы является ИП <...>.

На запрос антимонопольного органа ООО "Фэшн пресс" представлены пояснения (вхд.N 1915959 от 29.11.2019г.), согласно которым рассматриваемую рекламу размещало и распространяло на сайте www.popmech.ru ООО "Яндекс", на основании договора публичной оферты.

В соответствии с информацией, представленной МИА "Россия сегодня" (вхд.N 1916593 от 11.12.2019г.), следует, что на основании заключенного Договора между МИА "Россия сегодня" и ООО "Яндекс" рекламодателем и рекламораспространителем рассматриваемой рекламы является ООО "Яндекс".

Согласно информации, представленной ООО "Бухсофт сервис" (вхд.N 1916937 от 18.12.2019г.), размещение на сайте business.ru рекламных баннеров с помощью сервиса Яндекс осуществляется на основании договора между ООО "Бухсофт сервис" и ООО "Актион-реклама" и Договора N РС-53712-02/17 от 10.02.2017г., заключенного между ООО "Актион-реклама" и ООО "Яндекс", предметом которого является размещение ООО "Яндекс" рекламных материалов на сайтах, принадлежащих ООО "Актион-реклама" и сайтах, принадлежащих лицам, с которыми ООО "Актион-реклама" были заключены соответствующие договоры. Таким образом, ни ООО "Бухсофт сервис", ни ООО "Актион-реклама" не заключались договоры с владельцами и/или представителями сайта aviaflot.ru.

24.12.2019г. Алтайским краевым УФАС России возбуждено производство по делу N 022/05/8-1140/2019 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в отношении ИП <...> (ОГРНИП <...>) и ООО "Яндекс" (ОГРН 1027700229193). Рассмотрение дела назначено на 22.01.2020г.

22.01.2020г. Комиссия, изучив заявление, документы и материалы, представленные ИП <...> (вхд.N 20405 от 16.01.2020г.) и ООО "Яндекс" (вхд.N 20587 от 21.01.2020г.), заслушав доводы <...> и дав им надлежащую оценку, пришла к следующим выводам.

В соответствии со ст.3 Федерального закона "О рекламе", под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Согласно п.2 ст.3 Федерального закона "О рекламе" объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

Размещенная в сети Интернет информация "AVIAFLOT.RU Купить билет Барнаул-Москва Перелет от 7 500 Р" полностью соответствует законодательному определению понятия "реклама", закрепленному в ст.3 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе", направлена на привлечение внимания неопределенного круга лиц к продаже авиа билетов Барнаул-Москва посредством сайта AVIAFLOT.RU

В соответствии со ст.8 Федерального закона "О рекламе" в рекламе товаров при дистанционном способе их продажи должны быть указаны сведения о продавце таких товаров: наименование, место нахождения и государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица; фамилия, имя, отчество, основной государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.

В рассматриваемой рекламе отсутствует информация о наименовании, месте нахождения и государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица; фамилия, имя, отчество, основной государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.

Распространяемая рекламная информация представляют собой гиперссылку для перехода на сайт aviaflot.ru, на котором предлагаются услуги по продаже авиабилетов, в том числе, посредством сайта.

Из документов и материалов, представленных ИП <...>, следует, что доводы, изложенные в определение о возбуждении дела, и нормы, легшие в основу указанного определения не применимы к сложившейся ситуации. Контекстная реклама в поисковых системах в сети Интернет представляет собой сообщение, которое появляется в отдельном блоке ("Реклама") на странице поисковой системы в результате запроса пользователя на определенную тематику. Данное сообщение представляет собой гиперссылку, при обращении к которой происходит переадресация на иной источник информации. При этом главное отличие гипертекста от обычного текста заключается в том, что в обычном тексте ссылки пассивны, то есть носят декларативный характер. Вместе с тем ссылки в гипертекстовом документе активны - щелчок компьютерного манипулятора (компьютерная мышь) заставляет браузер загрузить новый документ автоматически, и без участия пользователя.

Учитывая специфику распространения информации в сети Интернет, в том числе с использованием гиперссылок, а также наличие всех существенных условий договора на сайте, при условии, что потребителю не требуется каких-либо дополнительных усилий для получения всей интересующей его информации о приобретении авиабилетов, то исходит вывод о недоказанности того факта, что при использовании гиперссылки искажается смысл рекламы, либо потребители каким-либо образом были введены в заблуждение относительно условий приобретения авиабилетов.

ИП <...> считает, что распространяемая реклама не нарушает требования Федерального закона "О рекламе".

На заседании Комиссии представитель ИП <...> - <...> отзыв на определение поддержала.

Из документов и материалов, представленных ООО "Яндекс", следует, что реклама была размещена в рамках договора возмездного оказания услуг N 73157/17 от 06.10.2017г., заключенного между ООО "Яндекс" и ООО "АДВ-сервис". Рекламодатель самостоятельно осуществляет подготовку и редактирования рекламной кампании. Доступ к форме для создания рекламной кампании рекламодателю предоставляется через клиентский веб-интерфейс после авторизации в качестве зарегистрированного пользователя сайта "Яндекс.Директ" путем ввода логина и пароля. ООО "Яндекс" не имеет технической возможности предоставить информацию о сайтах, на которых фактически происходил переход пользователя при обращении по содержащейся в рекламных объявлениях ссылке. Также Общество считает, что в его действиях отсутствует признаки нарушения законодательства о рекламе.

ИП <...> представлен договор-оферта на оказание услуг в Интернете, заключенный между ООО "АДВ-сервис" и ИП <...>, Приложение N 1 к договору-оферте на оказание услуг в Интернете. Работа с системами Интернет-рекламы,счет на оплату рекламных услуг от 06.11.2019г.

На основании представленных документов ИП <...> и ООО "Яндекс", следует, что размещение и распространение рассматриваемой рекламы осуществлялось ИП <...> самостоятельно через клиентский веб-интерфейс, доступ к которому имеется только у него, путем ввода логина и пароля. Согласно данным документам, ИП <...> самостоятельно определяет содержание своей рекламной компании и размещаемой им интернет-рекламы, а также несет всю ответственность за соблюдение требований законодательства о рекламе

Определение дистанционного способа продажи товара содержится в п. 2 ст. 497 ГК РФ, в соответствии с которым, договор розничной купли-продажи может быть заключен на основании ознакомления покупателя с предложенным продавцом описанием товара посредством каталогов, проспектов, буклетов, фотоснимков, средств связи (телевизионной, почтовой, радиосвязи и других) или иными способами, исключающими возможность непосредственного ознакомления потребителя с товаром либо образцом товара при заключении такого договора (дистанционный способ продажи товара).

Порядок продажи товаров дистанционным способом регулируется Правилами продажи товаров дистанционным способом, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.09.2007 N 612 (далее - Правила).

В соответствии с Правилами, продажа товаров дистанционным способом - продажа товаров по договору розничной купли-продажи, заключаемому на основании ознакомления покупателя с предложенным продавцом описанием товара, содержащимся в каталогах, проспектах, буклетах либо представленным на фотоснимках или с использованием сетей почтовой связи, сетей электросвязи, в том числе информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также сетей связи для трансляции телеканалов и (или) радиоканалов, или иными способами, исключающими возможность непосредственного ознакомления покупателя с товаром либо образцом товара при заключении такого договора.

Исходя из изложенного, ИП <...> осуществляет деятельность по реализации авиабилетов с использованием системы aviaflot.ru, предназначенной для бронирования, оформления и реализации билетов. Реализация билетов посредством сети Интернет осуществляется в рамках договора купли-продажи имущественных прав и попадает под понятие дистанционный способ продажи, следовательно, должна соответствовать требованиям статьи 8 Федерального закона "О рекламе".

Согласно п.4 ст.3 Федерального закона "О рекламе", ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.

В силу ст.38 Федерального закона "О рекламе", ответственность за нарушение требований, установленных ст.8 настоящего Федерального закона, несет как рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо, так и рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

Реклама "AVIAFLOT.RU Купить билет Барнаул-Москва Перелет от 7 500 Р", размещенная ИП <...>в сети Интернет, является ненадлежащей, поскольку при ее размещении нарушены требования ст.8 Федерального закона "О рекламе", ИП <...> признан рекламодателем и рекламораспространителем рассматриваемой рекламной информации.

Согласно абз. а) п.36 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, производство по делу может быть прекращено в случае неподтверждения в ходе рассмотрения дела наличия фактов нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

На основании изложенного, факт нарушения ст.8 Федерального закона "О рекламе" в действиях ООО "Яндекс" не подтвердился.

В соответствии с п. 44 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, при установлении факта нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе антимонопольный орган в целях прекращения дальнейшего нарушения выдает предписание лицу (лицам), обязанному (обязанным) устранить выявленное правонарушение, предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

На основании изложенного, руководствуясь п.1 ч. 2 ст. 33, ч. 1 ст. 36 Федерального закона "О рекламе" и в соответствии с абз. а) п.36, пп.37-42, 44 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия,

РЕШИЛА:

1. Признать рекламную информацию: "AVIAFLOT.RU Купить билет Барнаул-Москва Перелет от 7 500 Р", ненадлежащей, поскольку при ее размещении и распространении нарушены требования ст.8 Федерального закона "О рекламе"

2. Выдать ИП <...> предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Алтайского краевого УФАС России, для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном ст.198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председатель Комиссии: <...>

Члены Комиссии: <...>

<...>

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»