Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры

Межправительственный комитет по охране всемирного культурного и природного наследия

ЦЕНТР ВСЕМИРНОГО НАСЛЕДИЯ


РУКОВОДСТВО

по выполнению Конвенции об охране всемирного наследия



WHC.16/01

     
Октябрь 2016 г.



Руководство периодически пересматривается с учетом решений, принятых Комитетом всемирного наследия. Пожалуйста, удостоверьтесь в том, что Вы используете последнюю версию Руководства, проверив актуальную дату выпуска Руководства на веб-сайте Центра всемирного наследия ЮНЕСКО по ссылке, указанной ниже.

Данное Руководство (на английском и французском языках), текст Конвенции об охране всемирного наследия (на пяти языках), а также прочие документы и информацию, касающуюся всемирного наследия, можно получить в Центре всемирного наследия:

Центр всемирного наследия ЮНЕСКО

UNESCO World Heritage Centre

7, Плас де Фонтенуа

7, place de Fontenoy

75352 Париж 07 SP

75352 Paris 07 SP

Франция

France

Телефон: +33 (0)1 4568 1876

Tel.: +33 (0)1 4568 1876

Факс: +33 (0)1 4568 5570

Fax: +33 (0)1 4568 5570

E-mail: wh-info@unesco.org

E-mail: wh-info@unesco.org

Ссылки:

http://whc.unesco.org/

http://whc.unesco.org/en/guidelines (английский язык)

http://whc.unesco.org/fr/orientations (французский язык)

     

     Список сокращений и аббревиатур

DoCoMoMo

Международная рабочая группа по документации и консервации зданий, достопримечательных мест и объектов градостроительства Современного движения

ICCROM

Международный исследовательский центр по сохранению и реставрации культурных ценностей (ИККРОМ)

ICOMOS

Международный совет по сохранению памятников и достопримечательных мест (ИКОМОС)

IFLA

Международная федерация ландшафтных архитекторов (ИФЛА)

IUCN

Международный союз охраны природы (МСОП)

IUGS

Международный союз геологических наук (МСГН)

MAB

Программа ЮНЕСКО "Человек и биосфера" (МАБ)

NGO

Неправительственная организация (НПО)

TICCIH

Международный комитет по сохранению индустриального наследия (МКСИН)

UNEP

Программа ООН по окружающей среде (ЮНЕП)

UNEP-WCMC

Всемирный центр мониторинга природоохраны ЮНЕП (ЮНЕП - ВЦМП)

UNESCO

Организация Объединённых Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО)



I. Введение

I.A Руководство

1.

Руководство по выполнению Конвенции об охране всемирного наследия (далее именуемое Руководство) содействует реализации Конвенции об охране всемирного культурного и природного наследия (далее именуемой "Конвенция о всемирном наследии" или "Конвенция"), определяя процедуры для:

a) внесения объектов в Список всемирного наследия и Список всемирного наследия, находящегося под угрозой

b) охраны и сохранения объектов всемирного наследия;

c) предоставления Международной помощи в рамках Фонда всемирного наследия; и

d) мобилизации национальной и международной поддержки Конвенции.

2.

Руководство периодически пересматривается с учетом решений, принятых Комитетом всемирного наследия.

Информация об истории развития Руководства по выполнению Конвенции об охране всемирного наследия доступна по ссылке:
http://whc.unesco.org/guidel
ineshistorical

3.

Основные пользователи Руководства:

a) государства - стороны Конвенции о всемирном наследии;

b) Межправительственный комитет по охране всемирного культурного и природного наследия, имеющего выдающуюся универсальную ценность, далее именуемый "Комитет всемирного наследия" или "Комитет";

c) Центр всемирного наследия ЮНЕСКО в качестве Секретариата Комитета всемирного наследия, далее именуемый "Секретариат";

d) Консультативные органы Комитета всемирного наследия;

e) управляющие объектами, все заинтересованные стороны и партнеры по охране объектов всемирного наследия.


I.B Конвенция о всемирном наследии

4.

Культурное и природное наследие является бесценным и невосполнимым достоянием не только каждого народа мира, но и всего человечества в целом. Утрата любой его части вследствие разрушения или исчезновения обедняет наследие всех народов мира. В силу присущих им исключительных достоинств некоторые объекты этого наследия могут быть признаны обладающими "выдающейся универсальной ценностью", и в качестве таковых заслуживают особой защиты от всевозрастающей угрозы их существованию.

5.

Чтобы должным образом обеспечить, насколько это возможно, выявление, охрану, сохранение и популяризацию объектов, составляющих невосполнимое наследие человечества, государства - члены ЮНЕСКО приняли в 1972 г. Конвенцию о всемирном наследии. Конвенция предусматривает создание "Комитета всемирного наследия" и "Фонда всемирного наследия". Данные Комитет и Фонд действуют с 1976 года.

6.

С момента принятия Конвенции в 1972 году, международное сообщество применяет концепцию "устойчивого развития". Охрана и сохранение природного и культурного наследия вносят существенный вклад в устойчивое развитие.

7.

Конвенция направлена на выявление, охрану, сохранение, популяризацию и передачу будущим поколениям культурного и природного наследия, имеющего выдающуюся универсальную ценность.

8.

Чтобы определять выдающуюся универсальную ценность объектов и служить для государств - сторон Конвенции руководством по охране и управлению объектами всемирного наследия, были разработаны критерии и условия для включения объектов в Список всемирного наследия.

9.

Если объекту, внесенному в Список всемирного наследия, угрожают серьезные опасности особого характера, Комитет рассматривает вопрос о включении этого объекта в Список всемирного наследия, находящегося под угрозой. В случае утраты выдающейся универсальной ценности объекта, определившей его внесение в Список всемирного наследия, Комитет рассматривает вопрос об исключении объекта из Списка всемирного наследия.


I.C Государства - стороны Конвенции о всемирном наследии

     

10.

Присоединение государств к Конвенции приветствуется. Образцы документов о ратификации/принятии и присоединении представлены в Приложении 1*. Подписанный оригинал должен быть направлен на имя Генерального директора ЮНЕСКО.

________________

* Приложение см. по ссылке. - Примечание изготовителя базы данных.

11.

Список государств - сторон Конвенции доступен по следующей ссылке: http://whc.unesco.org/en/statesparties

12.

Государства - стороны Конвенции призваны обеспечить вовлечение широкого круга участников, в том числе управляющих объектами, местных и региональных властей, местных сообществ, неправительственных организаций (НПО), а также других заинтересованных сторон и партнеров, в работу по выявлению, номинированию и охране объектов всемирного наследия.

13.

Государства - стороны Конвенции должны представить в Секретариат наименование и адрес правительственного Учреждения(-ий), непосредственно ответственного за выполнение Конвенции как национальный координатор, чтобы при необходимости Секретариат мог должным образом направлять копии всей официальной корреспонденции и документов такому национальному координатору. Список этих адресов доступен по следующей ссылке: http://whc.unesco.org/en/statespartiesfocalpoints

Государства - стороны Конвенции призваны публиковать эту информацию на национальном уровне и обеспечивать ее регулярное обновление.

14.

Государства - стороны Конвенции призваны регулярно собирать вместе специалистов по культурному и природному наследию для обсуждения выполнения Конвенции. При необходимости Государства - стороны Конвенции могут привлекать представителей Консультативных органов и других экспертов.

15.

В полной мере уважая суверенитет государств, на территории которых находится культурное и природное наследие, государства - стороны Конвенции признают коллективный интерес международного сообщества к сотрудничеству в деле охраны этого наследия. Государства - стороны Конвенции о всемирном наследии обязуются:

Статья 6(1) Конвенции о всемирном наследии.

a) обеспечивать выявление, номинирование, охрану, сохранение, популяризацию и передачу будущим поколениям культурного и природного наследия, расположенного на их территории, и предоставлять помощь в выполнении этих задач другим Государствам - сторонам Конвенции по их запросу;

Статья 4 и 6(2) Конвенции о всемирном наследии.

b) проводить общую политику, направленную на придание наследию определенных функций в общественной жизни;

Статья 5 Конвенции о всемирном наследии.

c) интегрировать охрану наследия в общие программы планирования;

d) создавать службы для охраны, сохранения и популяризации наследия;

e) проводить научно-технические исследования для определения мер, позволяющих противостоять опасностям, угрожающим наследию;

f) принимать соответствующие юридические, научные, технические, административные и финансовые меры для охраны наследия;

g) содействовать созданию или развитию национальных или региональных центров обучения в области охраны, сохранения и популяризации наследия, а также поощрять научные исследования в этой области.

h) не предпринимать каких-либо преднамеренных действий, которые могли бы причинить прямо или косвенно ущерб их наследию или наследию другого Государства - стороны Конвенции;

Статья 6(3) Конвенции о всемирном наследии.

i) представлять в Комитет всемирного наследия перечень объектов, которые могут быть включены в Список всемирного наследия (так называемый Предварительный список);

Статья 11(1) Конвенции о всемирном наследии.

j) делать регулярные взносы в Фонд всемирного наследия, сумма которых определена Генеральной Ассамблеей государств - сторон Конвенции;

Статья 16(1) Конвенции о всемирном наследии.

k) способствовать созданию национальных, общественных и частных фондов или ассоциаций, имеющих целью содействие сбору пожертвований для охраны всемирного наследия;

Статья 17 Конвенции о всемирном наследии.

l) содействовать международным кампаниям по сбору средств в Фонд всемирного наследия;

Статья 18 Конвенции о всемирном наследии.

m) использовать образовательные и информационные программы для укрепления уважения и привязанности своих народов к культурному и природному наследию, определяемому в Статьях 1 и 2 Конвенции, и информировать общественность об опасностях, грозящих этому наследию;

Статья 27 Конвенции о всемирном наследии.

(n) представлять в Комитет всемирного наследия информацию о выполнении Конвенции о всемирном наследии и о состоянии сохранности объектов; а также

Статья 29 Конвенции о всемирном наследии. Резолюция, принятая 11й Генеральной Ассамблеей государств - сторон Конвенции (1997 г.)

16.

Государства - стороны Конвенции призваны посещать сессии Комитета всемирного наследия и его вспомогательных органов.

Правило 8.1 Правил процедуры Комитета всемирного наследия.


I.D Генеральная Ассамблея государств - сторон Конвенции о всемирном наследии

     

17.

Генеральная Ассамблея государств - сторон Конвенции о всемирном наследии собирается во время сессий Генеральной Конференции ЮНЕСКО. Генеральная Ассамблея проводит свои заседания согласно ее Правилам процедуры, доступным по следующей ссылке: http://whc.unesco.org/en/garules

Статья 8(1), Конвенции о всемирном наследии, Правило 49 Правил процедуры Комитета всемирного наследия.

18.

Генеральная Ассамблея определяет одинаковое процентное соотношение взносов в Фонд всемирного наследия для всех государств - сторон Конвенции, и избирает членов в Комитет всемирного наследия. И Генеральная Ассамблея, и Генеральная конференция ЮНЕСКО получают отчет от Комитета всемирного наследия о его деятельности.

Статья 8(1), 16(1) и 29 Конвенции о всемирном наследии и Правило 49 Правил процедуры Комитета всемирного наследия.


I.E Комитет всемирного наследия

     

19.

Комитет всемирного наследия состоит из 21 члена и собирается, по крайней мере, один раз в год (июнь/июль). Он учреждает Бюро, которое проводит заседания во время сессий Комитета так часто, как посчитает необходимым. Информация о составе Комитета и его Бюро доступна по следующей ссылке: http://whc.unesco.org/en/committeemembers

С Комитетом всемирного наследия можно связаться через его Секретариат - Центр Всемирного наследия.

20.

Комитет проводит заседания согласно его Правилам процедуры, доступным по следующей ссылке: http://whc.unesco.org/committeerules

21.

Срок полномочий членов Комитета составляет шесть лет, однако, в целях обеспечения равноправного представительства и ротации, Генеральная Ассамблея предлагает государствам - сторонам Конвенции добровольно сокращать срок их полномочий с шести лет до четырех и не поддерживает заявлений на продление сроков полномочий.

Статья 9(1) Конвенции о всемирном наследии.

Статья 8(2) Конвенции о всемирном наследии и
Резолюции 7й (1989 г.),
12й (1999 г.) и 13й (2001 г.)
Генеральных Ассамблей
государств - сторон
Конвенции о всемирном наследии.

22.

По решению Комитета на сессии, предшествующей Генеральной Ассамблее, определенное число мест может быть зарезервировано для государств - сторон Конвенции, не имеющих объектов, включенных в Список всемирного наследия.

Правило 14.1 Правил процедуры Генеральной Ассамблеи государств - сторон Конвенции.

23.

Решения Комитета основываются на объективном и научном рассмотрении, и любая оценка, проведенная от его имени, должна быть выполнена тщательно и со всей ответственностью. Комитет признает, что такие решения зависят от:

a) тщательно подготовленной документации;

b) всесторонних и последовательных процедур;

c) оценки компетентными специалистами; и

d) в случае необходимости, привлечения экспертов-рецензентов.

24.

Основные функции Комитета заключаются в том, чтобы, в сотрудничестве с государствами - сторонами Конвенции:

a) выявлять, на основе Предварительных списков и номинаций, представленных государствами - сторонами Конвенции, объекты культурного и природного наследия, обладающие выдающейся универсальной ценностью, которые подлежат охране в соответствии с положениями Конвенции, и включать такие объекты в Список всемирного наследия;

Статья 11(2) Конвенции о всемирном наследии.

b) осуществлять контроль за состоянием сохранности объектов, включенных в Список всемирного наследия, используя процедуры Реагирующего мониторинга (см. Главу IV) и Периодической отчетности (см. Главу V);

Статьи 11(7) и 29 Конвенции о всемирном наследии.

c) решать, какие объекты из Списка всемирного наследия должны быть внесены в Список всемирного наследия, находящегося под угрозой, или исключены из него;

Статья 11(4) и 11(5) Конвенции о всемирном наследии.

d) решать, какие объекты должны быть исключены из Списка всемирного наследия (см. Главу IV);

e) определять процедуру рассмотрения запросов на предоставление Международной помощи и проводить необходимые исследования и консультации до принятия соответствующих решений (см. Главу VII);

Статья 21(1) и 21(3) Конвенции о всемирном наследии.

f) определять, как наиболее эффективно использовать ресурсы Фонда всемирного наследия для помощи государствам - сторонам Конвенции в охране их объектов, имеющих выдающуюся универсальную ценность;

Статья 13(6) Конвенции о всемирном наследии.

g) изыскивать способы пополнения Фонда всемирного наследия;

h) представлять отчет о своей деятельности каждые два года Генеральной Ассамблее государств - сторон Конвенции и Генеральной конференции ЮНЕСКО;

Статья 29(3) Конвенции о всемирном наследии Правило 49 Правил процедуры Комитета всемирного наследия.

i) периодически рассматривать и оценивать ход выполнения Конвенции;

j) Пересматривать и принимать Руководство по выполнению Конвенции об охране всемирного наследия.

25.

В целях содействия выполнению Конвенции, Комитет разрабатывает Стратегические цели; они периодически пересматриваются и редактируются, чтобы уточнить цели и задачи Комитета, направленные на обеспечение эффективного реагирования на новые угрозы всемирному наследию.

Первые "Стратегические
направления", принятые
Комитетом в 1992 году,
приведены в Приложении II документа WHC-92/CONF.002/12

26.

В настоящее время Стратегическими целями (их также называют "5 С") являются следующие:

В 2002 году Комитет всемирного наследия пересмотрел свои

1. Увеличить достоверность (Credibility) Списка всемирного наследия;

Стратегические цели.
Текст Будапештской декларации о всемирном

2. Обеспечить эффективное сохранение (Conservation) объектов всемирного наследия;

наследии (2002 г.) доступен по следующей ссылке: http://whc.unesco.org/en/budapestdeclaration

3. Оказать содействие в развитии эффективных средств наращивания потенциала (Capacity building) в государствах - сторонах Конвенции;

Решение 31 COM 13B

4. Обеспечить рост осведомленности общественности, ее вовлеченности и общественной поддержки всемирного наследия посредством информационного обмена (Communication).

5. Увеличить значимость роли Сообществ (Comminities) в выполнении Конвенции о всемирном наследии.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»