Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры
Межправительственный комитет по охране всемирного культурного и природного наследия
ЦЕНТР ВСЕМИРНОГО НАСЛЕДИЯ
РУКОВОДСТВО
по выполнению Конвенции об охране всемирного наследия
WHC.16/01
Октябрь 2016 г.
Руководство периодически пересматривается с учетом решений, принятых Комитетом всемирного наследия. Пожалуйста, удостоверьтесь в том, что Вы используете последнюю версию Руководства, проверив актуальную дату выпуска Руководства на веб-сайте Центра всемирного наследия ЮНЕСКО по ссылке, указанной ниже.
Данное Руководство (на английском и французском языках), текст Конвенции об охране всемирного наследия (на пяти языках), а также прочие документы и информацию, касающуюся всемирного наследия, можно получить в Центре всемирного наследия:
Центр всемирного наследия ЮНЕСКО | UNESCO World Heritage Centre | |
7, Плас де Фонтенуа | 7, place de Fontenoy | |
75352 Париж 07 SP | 75352 Paris 07 SP | |
Франция | France | |
Телефон: +33 (0)1 4568 1876 | Tel.: +33 (0)1 4568 1876 | |
Факс: +33 (0)1 4568 5570 | Fax: +33 (0)1 4568 5570 | |
E-mail: wh-info@unesco.org | E-mail: wh-info@unesco.org | |
Ссылки: | http://whc.unesco.org/ |
DoCoMoMo | Международная рабочая группа по документации и консервации зданий, достопримечательных мест и объектов градостроительства Современного движения |
ICCROM | Международный исследовательский центр по сохранению и реставрации культурных ценностей (ИККРОМ) |
ICOMOS | Международный совет по сохранению памятников и достопримечательных мест (ИКОМОС) |
IFLA | Международная федерация ландшафтных архитекторов (ИФЛА) |
IUCN | Международный союз охраны природы (МСОП) |
IUGS | Международный союз геологических наук (МСГН) |
MAB | Программа ЮНЕСКО "Человек и биосфера" (МАБ) |
NGO | Неправительственная организация (НПО) |
TICCIH | Международный комитет по сохранению индустриального наследия (МКСИН) |
UNEP | Программа ООН по окружающей среде (ЮНЕП) |
UNEP-WCMC | Всемирный центр мониторинга природоохраны ЮНЕП (ЮНЕП - ВЦМП) |
UNESCO | Организация Объединённых Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) |
1. | Руководство по выполнению Конвенции об охране всемирного наследия (далее именуемое Руководство) содействует реализации Конвенции об охране всемирного культурного и природного наследия (далее именуемой "Конвенция о всемирном наследии" или "Конвенция"), определяя процедуры для: | ||
a) внесения объектов в Список всемирного наследия и Список всемирного наследия, находящегося под угрозой | |||
b) охраны и сохранения объектов всемирного наследия; | |||
c) предоставления Международной помощи в рамках Фонда всемирного наследия; и | |||
d) мобилизации национальной и международной поддержки Конвенции. | |||
2. | Руководство периодически пересматривается с учетом решений, принятых Комитетом всемирного наследия. | Информация об истории развития Руководства по выполнению Конвенции об охране всемирного наследия доступна по ссылке: | |
3. | Основные пользователи Руководства: | ||
a) государства - стороны Конвенции о всемирном наследии; | |||
b) Межправительственный комитет по охране всемирного культурного и природного наследия, имеющего выдающуюся универсальную ценность, далее именуемый "Комитет всемирного наследия" или "Комитет"; | |||
c) Центр всемирного наследия ЮНЕСКО в качестве Секретариата Комитета всемирного наследия, далее именуемый "Секретариат"; | |||
d) Консультативные органы Комитета всемирного наследия; | |||
e) управляющие объектами, все заинтересованные стороны и партнеры по охране объектов всемирного наследия. |
4. | Культурное и природное наследие является бесценным и невосполнимым достоянием не только каждого народа мира, но и всего человечества в целом. Утрата любой его части вследствие разрушения или исчезновения обедняет наследие всех народов мира. В силу присущих им исключительных достоинств некоторые объекты этого наследия могут быть признаны обладающими "выдающейся универсальной ценностью", и в качестве таковых заслуживают особой защиты от всевозрастающей угрозы их существованию. | |
5. | Чтобы должным образом обеспечить, насколько это возможно, выявление, охрану, сохранение и популяризацию объектов, составляющих невосполнимое наследие человечества, государства - члены ЮНЕСКО приняли в 1972 г. Конвенцию о всемирном наследии. Конвенция предусматривает создание "Комитета всемирного наследия" и "Фонда всемирного наследия". Данные Комитет и Фонд действуют с 1976 года. | |
6. | С момента принятия Конвенции в 1972 году, международное сообщество применяет концепцию "устойчивого развития". Охрана и сохранение природного и культурного наследия вносят существенный вклад в устойчивое развитие. | |
7. | Конвенция направлена на выявление, охрану, сохранение, популяризацию и передачу будущим поколениям культурного и природного наследия, имеющего выдающуюся универсальную ценность. | |
8. | Чтобы определять выдающуюся универсальную ценность объектов и служить для государств - сторон Конвенции руководством по охране и управлению объектами всемирного наследия, были разработаны критерии и условия для включения объектов в Список всемирного наследия. | |
9. | Если объекту, внесенному в Список всемирного наследия, угрожают серьезные опасности особого характера, Комитет рассматривает вопрос о включении этого объекта в Список всемирного наследия, находящегося под угрозой. В случае утраты выдающейся универсальной ценности объекта, определившей его внесение в Список всемирного наследия, Комитет рассматривает вопрос об исключении объекта из Списка всемирного наследия. |
10. | Присоединение государств к Конвенции приветствуется. Образцы документов о ратификации/принятии и присоединении представлены в Приложении 1*. Подписанный оригинал должен быть направлен на имя Генерального директора ЮНЕСКО. | ||
________________ * Приложение см. по ссылке. - Примечание изготовителя базы данных. | |||
11. | Список государств - сторон Конвенции доступен по следующей ссылке: http://whc.unesco.org/en/statesparties | ||
12. | Государства - стороны Конвенции призваны обеспечить вовлечение широкого круга участников, в том числе управляющих объектами, местных и региональных властей, местных сообществ, неправительственных организаций (НПО), а также других заинтересованных сторон и партнеров, в работу по выявлению, номинированию и охране объектов всемирного наследия. | ||
13. | Государства - стороны Конвенции должны представить в Секретариат наименование и адрес правительственного Учреждения(-ий), непосредственно ответственного за выполнение Конвенции как национальный координатор, чтобы при необходимости Секретариат мог должным образом направлять копии всей официальной корреспонденции и документов такому национальному координатору. Список этих адресов доступен по следующей ссылке: http://whc.unesco.org/en/statespartiesfocalpoints | ||
Государства - стороны Конвенции призваны публиковать эту информацию на национальном уровне и обеспечивать ее регулярное обновление. | |||
14. | Государства - стороны Конвенции призваны регулярно собирать вместе специалистов по культурному и природному наследию для обсуждения выполнения Конвенции. При необходимости Государства - стороны Конвенции могут привлекать представителей Консультативных органов и других экспертов. | ||
15. | В полной мере уважая суверенитет государств, на территории которых находится культурное и природное наследие, государства - стороны Конвенции признают коллективный интерес международного сообщества к сотрудничеству в деле охраны этого наследия. Государства - стороны Конвенции о всемирном наследии обязуются: | ||
a) обеспечивать выявление, номинирование, охрану, сохранение, популяризацию и передачу будущим поколениям культурного и природного наследия, расположенного на их территории, и предоставлять помощь в выполнении этих задач другим Государствам - сторонам Конвенции по их запросу; | |||
b) проводить общую политику, направленную на придание наследию определенных функций в общественной жизни; | |||
c) интегрировать охрану наследия в общие программы планирования; | |||
d) создавать службы для охраны, сохранения и популяризации наследия; | |||
e) проводить научно-технические исследования для определения мер, позволяющих противостоять опасностям, угрожающим наследию; | |||
f) принимать соответствующие юридические, научные, технические, административные и финансовые меры для охраны наследия; | |||
g) содействовать созданию или развитию национальных или региональных центров обучения в области охраны, сохранения и популяризации наследия, а также поощрять научные исследования в этой области. | |||
h) не предпринимать каких-либо преднамеренных действий, которые могли бы причинить прямо или косвенно ущерб их наследию или наследию другого Государства - стороны Конвенции; | |||
i) представлять в Комитет всемирного наследия перечень объектов, которые могут быть включены в Список всемирного наследия (так называемый Предварительный список); | |||
j) делать регулярные взносы в Фонд всемирного наследия, сумма которых определена Генеральной Ассамблеей государств - сторон Конвенции; | |||
k) способствовать созданию национальных, общественных и частных фондов или ассоциаций, имеющих целью содействие сбору пожертвований для охраны всемирного наследия; | |||
l) содействовать международным кампаниям по сбору средств в Фонд всемирного наследия; | |||
m) использовать образовательные и информационные программы для укрепления уважения и привязанности своих народов к культурному и природному наследию, определяемому в Статьях 1 и 2 Конвенции, и информировать общественность об опасностях, грозящих этому наследию; | |||
(n) представлять в Комитет всемирного наследия информацию о выполнении Конвенции о всемирном наследии и о состоянии сохранности объектов; а также | Статья 29 Конвенции о всемирном наследии. Резолюция, принятая 11й Генеральной Ассамблеей государств - сторон Конвенции (1997 г.) | ||
16. | Государства - стороны Конвенции призваны посещать сессии Комитета всемирного наследия и его вспомогательных органов. | Правило 8.1 Правил процедуры Комитета всемирного наследия. |
17. | Генеральная Ассамблея государств - сторон Конвенции о всемирном наследии собирается во время сессий Генеральной Конференции ЮНЕСКО. Генеральная Ассамблея проводит свои заседания согласно ее Правилам процедуры, доступным по следующей ссылке: http://whc.unesco.org/en/garules | Статья 8(1), Конвенции о всемирном наследии, Правило 49 Правил процедуры Комитета всемирного наследия. |
18. | Генеральная Ассамблея определяет одинаковое процентное соотношение взносов в Фонд всемирного наследия для всех государств - сторон Конвенции, и избирает членов в Комитет всемирного наследия. И Генеральная Ассамблея, и Генеральная конференция ЮНЕСКО получают отчет от Комитета всемирного наследия о его деятельности. | Статья 8(1), 16(1) и 29 Конвенции о всемирном наследии и Правило 49 Правил процедуры Комитета всемирного наследия. |
19. | Комитет всемирного наследия состоит из 21 члена и собирается, по крайней мере, один раз в год (июнь/июль). Он учреждает Бюро, которое проводит заседания во время сессий Комитета так часто, как посчитает необходимым. Информация о составе Комитета и его Бюро доступна по следующей ссылке: http://whc.unesco.org/en/committeemembers | С Комитетом всемирного наследия можно связаться через его Секретариат - Центр Всемирного наследия. | |
20. | Комитет проводит заседания согласно его Правилам процедуры, доступным по следующей ссылке: http://whc.unesco.org/committeerules | ||
21. | Срок полномочий членов Комитета составляет шесть лет, однако, в целях обеспечения равноправного представительства и ротации, Генеральная Ассамблея предлагает государствам - сторонам Конвенции добровольно сокращать срок их полномочий с шести лет до четырех и не поддерживает заявлений на продление сроков полномочий. | Статья 9(1) Конвенции о всемирном наследии. | |
22. | По решению Комитета на сессии, предшествующей Генеральной Ассамблее, определенное число мест может быть зарезервировано для государств - сторон Конвенции, не имеющих объектов, включенных в Список всемирного наследия. | Правило 14.1 Правил процедуры Генеральной Ассамблеи государств - сторон Конвенции. | |
23. | Решения Комитета основываются на объективном и научном рассмотрении, и любая оценка, проведенная от его имени, должна быть выполнена тщательно и со всей ответственностью. Комитет признает, что такие решения зависят от: | ||
a) тщательно подготовленной документации; | |||
b) всесторонних и последовательных процедур; | |||
c) оценки компетентными специалистами; и | |||
d) в случае необходимости, привлечения экспертов-рецензентов. | |||
24. | Основные функции Комитета заключаются в том, чтобы, в сотрудничестве с государствами - сторонами Конвенции: | ||
a) выявлять, на основе Предварительных списков и номинаций, представленных государствами - сторонами Конвенции, объекты культурного и природного наследия, обладающие выдающейся универсальной ценностью, которые подлежат охране в соответствии с положениями Конвенции, и включать такие объекты в Список всемирного наследия; | |||
b) осуществлять контроль за состоянием сохранности объектов, включенных в Список всемирного наследия, используя процедуры Реагирующего мониторинга (см. Главу IV) и Периодической отчетности (см. Главу V); | |||
c) решать, какие объекты из Списка всемирного наследия должны быть внесены в Список всемирного наследия, находящегося под угрозой, или исключены из него; | |||
d) решать, какие объекты должны быть исключены из Списка всемирного наследия (см. Главу IV); | |||
e) определять процедуру рассмотрения запросов на предоставление Международной помощи и проводить необходимые исследования и консультации до принятия соответствующих решений (см. Главу VII); | |||
f) определять, как наиболее эффективно использовать ресурсы Фонда всемирного наследия для помощи государствам - сторонам Конвенции в охране их объектов, имеющих выдающуюся универсальную ценность; | |||
g) изыскивать способы пополнения Фонда всемирного наследия; | |||
h) представлять отчет о своей деятельности каждые два года Генеральной Ассамблее государств - сторон Конвенции и Генеральной конференции ЮНЕСКО; | Статья 29(3) Конвенции о всемирном наследии Правило 49 Правил процедуры Комитета всемирного наследия. | ||
i) периодически рассматривать и оценивать ход выполнения Конвенции; | |||
j) Пересматривать и принимать Руководство по выполнению Конвенции об охране всемирного наследия. | |||
25. | В целях содействия выполнению Конвенции, Комитет разрабатывает Стратегические цели; они периодически пересматриваются и редактируются, чтобы уточнить цели и задачи Комитета, направленные на обеспечение эффективного реагирования на новые угрозы всемирному наследию. | Первые "Стратегические | |
26. | В настоящее время Стратегическими целями (их также называют "5 С") являются следующие: | В 2002 году Комитет всемирного наследия пересмотрел свои | |
1. Увеличить достоверность (Credibility) Списка всемирного наследия; | Стратегические цели. | ||
2. Обеспечить эффективное сохранение (Conservation) объектов всемирного наследия; | наследии (2002 г.) доступен по следующей ссылке: http://whc.unesco.org/en/budapestdeclaration | ||
3. Оказать содействие в развитии эффективных средств наращивания потенциала (Capacity building) в государствах - сторонах Конвенции; | Решение 31 COM 13B | ||
4. Обеспечить рост осведомленности общественности, ее вовлеченности и общественной поддержки всемирного наследия посредством информационного обмена (Communication). | |||
5. Увеличить значимость роли Сообществ (Comminities) в выполнении Конвенции о всемирном наследии. |