СОГЛАШЕНИЕ
между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Таджикистан об организованном наборе граждан Республики Таджикистан для осуществления временной трудовой деятельности на территории Российской Федерации
Ратифицировано
Федеральным законом
от 27.12.2019 N 466-ФЗ
Правительство Российской Федерации и Правительство Республики Таджикистан, далее именуемые Сторонами,
руководствуясь принципами Договора о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между Российской Федерацией и Республикой Таджикистан от 25 мая 1993 г.,
основываясь на Общих принципах и механизмах организованного привлечения трудящихся-мигрантов для осуществления трудовой деятельности в государствах - участниках Содружества Независимых Государств, утвержденных решением Совета руководителей миграционных органов государств - участников Содружества Независимых Государств от 1 октября 2009 г.,
стремясь к развитию сотрудничества в сфере регулирования потоков трудовой миграции для достижения соответствия их объемов, направлений и состава интересам социально-экономического развития обоих государств,
признавая приоритет организованного набора граждан Республики Таджикистан для осуществления временной трудовой деятельности на территории Российской Федерации перед другими формами занятости трудящихся-мигрантов из Республики Таджикистан на территории Российской Федерации,
согласились о нижеследующем:
Настоящее Соглашение определяет порядок и условия взаимодействия Сторон при организованном наборе граждан Республики Таджикистан для осуществления временной трудовой деятельности на территории Российской Федерации.
Настоящее Соглашение не ограничивает индивидуальное и самостоятельное временное трудоустройство граждан Республики Таджикистан в Российской Федерации.
Применяемые в настоящем Соглашении термины имеют следующие значения:
"трудящийся-мигрант" - гражданин Республики Таджикистан, постоянно проживающий на территории Республики Таджикистан, достигший 18-летнего возраста, на законном основании пребывающий на территории Российской Федерации и осуществляющий на территории Российской Федерации временную трудовую деятельность на основании разрешения;
"кандидат на трудоустройство" - лицо, являющееся гражданином Республики Таджикистан, постоянно проживающее на территории Республики Таджикистан, в возрасте от 18 лет, обратившееся в уполномоченное учреждение Республики Таджикистан в целях трудоустройства на территории Российской Федерации и прошедшее отбор с целью определения возможности трудоустройства в порядке организованного набора;
"трудовой договор" - договор, заключенный между работодателем и трудящимся-мигрантом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
"договор об организованном наборе" - договор, заключаемый между уполномоченным учреждением Республики Таджикистан и работодателем, об условиях организованного набора кандидатов на трудоустройство и осуществления временной трудовой деятельности в порядке организованного набора;
"информационно-аналитическая система" - информационно-аналитическая система Общероссийская база вакансий "Работа в России", содержащая информацию о российских работодателях, испытывающих потребность в работниках, наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей, характере работы, заработной плате, режиме работы, квалификационных требованиях, требованиях к образованию, профессиональным знаниям, навыкам, опыту работы, предоставлении работодателем дополнительных социальных гарантий иностранному работнику;
"временная трудовая деятельность" - работа трудящегося-мигранта на территории Российской Федерации на основании заключенного трудового договора, осуществляемая в порядке и на условиях, определяемых законодательством Российской Федерации, а также настоящим Соглашением;
"разрешение" - документ, выданный территориальным органом Министерства внутренних дел Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации и положениями настоящего Соглашения, подтверждающий право трудящегося-мигранта осуществлять временную трудовую деятельность;
"работодатель" - российское юридическое лицо, а также физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя в соответствии с законодательством Российской Федерации;
"организованный набор" - комплекс мероприятий по организованному привлечению граждан Республики Таджикистан для осуществления временной трудовой деятельности;
"компетентные органы" - органы государственной власти государств Сторон, в компетенцию которых входит решение вопросов, связанных с реализацией настоящего Соглашения;
"уполномоченное учреждение Республики Таджикистан" - организация, подведомственная Министерству труда, миграции и занятости населения Республики Таджикистан, осуществляющая организованный набор граждан Республики Таджикистан, прошедших доиммиграционную подготовку, для осуществления временной трудовой деятельности на территории Российской Федерации;
"доиммиграционная подготовка" - комплекс мер, предусматривающий информирование граждан Республики Таджикистан о возможности трудоустройства в Российской Федерации, согласование с работодателями кандидатов на трудоустройство, подготовку кандидатов к сдаче экзамена по русскому языку как иностранному, истории России и основам законодательства Российской Федерации, контроль за состоянием здоровья кандидатов на трудоустройство, проверку их нахождения в международном или межгосударственном розыске.
Компетентными органами, ответственными за реализацию настоящего Соглашения, являются:
от Российской Федерации:
Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации;
Федеральная служба по труду и занятости;
Министерство внутренних дел Российской Федерации;
Министерство иностранных дел Российской Федерации;
Министерство науки и высшего образования Российской Федерации;
Министерство здравоохранения Российской Федерации;
от Республики Таджикистан:
Министерство труда, миграции и занятости населения Республики Таджикистан;
Министерство здравоохранения и социальной защиты населения Республики Таджикистан;
Министерство иностранных дел Республики Таджикистан;
Министерство внутренних дел Республики Таджикистан;
Министерство образования и науки Республики Таджикистан.
Стороны незамедлительно информируют друг друга об изменениях компетентных органов в письменной форме по дипломатическим каналам.
В целях реализации настоящего Соглашения компетентные органы государств Сторон взаимодействуют между собой непосредственно и при необходимости могут заключать международные договоры межведомственного характера для обеспечения более эффективного выполнения положений настоящего Соглашения.
Стороны могут создать совместную рабочую группу для решения вопросов, связанных с реализацией настоящего Соглашения.
Совместная рабочая группа проводит заседания по мере необходимости поочередно в Российской Федерации и в Республике Таджикистан.
Состав и порядок деятельности совместной рабочей группы устанавливается по взаимному согласию Сторон.
При осуществлении организованного набора трудящихся-мигрантов в пределах своей компетенции:
Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации, Федеральная служба по труду и занятости в порядке, установленном законодательством Российской Федерации:
организуют деятельность по размещению в информационно-аналитической системе информации о российских работодателях, испытывающих потребность в работниках, наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей, характере работы, заработной плате, режиме работы, квалификационных требованиях и требованиях к образованию, профессиональным знаниям, навыкам, опыту работы, предоставлении работодателем дополнительных социальных гарантий;
осуществляют оценку работодателей на предмет соответствия условиям, установленным абзацами четвертым - седьмым статьи 6 настоящего Соглашения, и информируют о результатах компетентные органы Республики Таджикистан;
осуществляют государственный контроль (надзор) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
Министерство науки и высшего образования Российской Федерации представляет компетентным органам Республики Таджикистан, ответственным за реализацию настоящего Соглашения, информацию о нормативных правовых актах, устанавливающих перечень организаций, проводящих экзамен по русскому языку как иностранному, истории России и основам законодательства Российской Федерации для иностранных граждан, планирующих осуществлять временную трудовую деятельность на территории Российской Федерации;
Министерство внутренних дел Российской Федерации:
организует деятельность своих территориальных органов по оформлению и выдаче разрешений трудящимся-мигрантам в соответствии с законодательством Российской Федерации;
осуществляет федеральный государственный контроль (надзор) в сфере миграции;
Министерство труда, миграции и занятости населения Республики Таджикистан:
определяет уполномоченное учреждение Республики Таджикистан, осуществляющее организованный набор граждан Республики Таджикистан, прошедших доиммиграционную подготовку;
осуществляет контроль и координацию деятельности уполномоченного учреждения Республики Таджикистан;
уполномоченное учреждение Республики Таджикистан в целях организованного набора граждан Республики Таджикистан, прошедших доиммиграционную подготовку, осуществляет:
информирование граждан Республики Таджикистан о возможности трудоустройства в Российской Федерации в порядке организованного набора;
подбор кандидатов на трудоустройство из числа граждан Республики Таджикистан, имеющих требуемую квалификацию и опыт работы, их тестирование на соответствие профессионально-квалификационным требованиям работодателей;
профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации кандидатов на трудоустройство в соответствии с потребностью работодателя;
обучение кандидатов на трудоустройство в соответствии с учебно-методическими материалами, предоставленными организациями, уполномоченными Министерством науки и высшего образования Российской Федерации на проведение экзамена по русскому языку как иностранному, истории России и основам законодательства Российской Федерации;
организацию обучения кандидатов на трудоустройство и содействие проведению для них экзамена по русскому языку как иностранному, истории России и основам законодательства Российской Федерации;
согласование с работодателями кандидатур кандидатов на трудоустройство, имеющих требуемую квалификацию и опыт работы, а также проектов трудовых договоров;
организацию проезда граждан Республики Таджикистан до места осуществления ими временной трудовой деятельности в порядке организованного набора и содействие в возвращении указанных граждан в Республику Таджикистан по окончанию временной трудовой деятельности в порядке организованного набора;
сопровождение граждан Республики Таджикистан до места осуществления ими временной трудовой деятельности в порядке организованного набора при условии, что работодатель не принимает на себя указанное обязательство;
возвращение на территорию Республики Таджикистан граждан Республики Таджикистан в случае непрохождения на территории Российской Федерации медицинского освидетельствования на предмет выявления в соответствии с законодательством Российской Федерации наличия или отсутствия заболевания наркоманией и инфекционных заболеваний, которые представляют опасность для окружающих, а также в случае отсутствия сертификата об отсутствии заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции);
все возможные меры (в том числе оказывает содействие в приобретении проездных документов, в оформлении документов, предоставляющих право на пересечение государственной границы) для возвращения граждан Республики Таджикистан в Республику Таджикистан в случае истечения срока их временного пребывания на территории Российской Федерации, прекращения ими временной трудовой деятельности в порядке организованного набора, а также в случае нарушения ими законодательства Российской Федерации;
Министерство здравоохранения и социальной защиты населения Республики Таджикистан осуществляет контроль на территории Республики Таджикистан за состоянием здоровья кандидатов на трудоустройство в целях исключения случаев наличия у них заболеваний, препятствующих получению разрешения;
Министерство внутренних дел Республики Таджикистан осуществляет проверку кандидатов на трудоустройство на предмет:
их нахождения в международном или межгосударственном розыске, а также других причин, препятствующих выезду;
наличия непогашенной или неснятой судимости за совершение преступления на территории Республики Таджикистан, признаваемого таковым в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Медицинское освидетельствование кандидатов на трудоустройство осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации в медицинских организациях, расположенных на территории Российской Федерации.
Временная трудовая деятельность в порядке организованного набора осуществляется у работодателя, разместившего информацию, указанную в абзаце втором настоящей статьи, и прошедшего оценку соблюдения условий, указанных в абзацах четвертом - седьмом настоящей статьи.
Работодатель в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, размещает в информационно-аналитической системе информацию о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей, в том числе о заработной плате, режиме работы, квалификационных требованиях, требованиях к образованию, профессиональным знаниям, навыкам, опыту работы, предоставлении работодателем дополнительных социальных гарантий.
Обязательными условиями для участия работодателя в организованном наборе трудящихся-мигрантов являются следующие:
обеспечение трудящихся-мигрантов безопасными условиями труда, обеспечение охраны труда и техники безопасности на рабочих местах;