Обычно эксплуатация всего водопроводно-канализационного хозяйства (ВКХ) осуществляется единой организацией, которая традиционно называется водоканалом. В отдельных случаях очистка сточных вод происходит на самостоятельных от водоканалов предприятиях, принимающих сточные воды на очистку либо по договору с организацией, эксплуатирующей ЦСВ, либо по отдельным договорам с абонентами. В ряде случаев эксплуатацией систем ЦСВ и очисткой стоков занимаются предприятия, не относящиеся к сектору ЖКХ.
Большая часть организаций, эксплуатирующих ОС ЦСВ находится в муниципальной собственности (в хозяйственном ведении МУП, учрежденных муниципалитетом, в составе имущества ВКХ). Часть объектов ОС ЦСВ была приватизирована и принадлежит частным компаниям. Часть крупных объектов управляется частными операторами по договорам аренды и концессии.
Существующая система отношений между муниципалитетами и водоканалами во многих случаях не способствует развитию отрасли. Основные фонды предприятий ВКХ до 1990-х годов были сформированы за счет средств местного и государственного бюджетов (кроме тех, которые принадлежали крупным предприятиям), а большинство организаций ВКХ входило в структуры метеных органов исполнительной власти. В последующий период, несмотря на то, что задачи этих организаций и их финансовые возможности практически никак не изменились, существование водоканалов в форме МУП привело к иллюзии их отдельного функционирования относительно городов, которые они обслуживают. В результате требования по улучшению качества очистки предъявляются не руководству населенных пунктов, в которых образуются сточные воды и которым принадлежат основные фонды, а водоканалам (МУП) как якобы самостоятельным организациям, при этом загрязнителям водных объектов. Такая подмена адресата претензий, в том числе и обоснованных, многократно снижает их эффективность, сводя результаты к составлению планов, не обеспеченных финансированием.
В качестве инструмента реформы отрасли в настоящее время реализуется постепенный переход к управлению организациями ВКХ на основе концессий (и подобным взаимно ответственным схемам отношений муниципалитетов и отраслевого бизнеса). Однако реализацию этих схем сдерживают недостижимые требования к сбросам сточных вод и риски претензий по возмещению вреда водным объектам, в размере, превышающем годовой доход от работы объекта. Для зарубежных компаний практически невозможно инвестировать средства на таких условиях. Два единственных (при этом технически и экономически удачных) прецедента крупных зарубежных инвестиций в ОС ЦСВ (ОС районов Южное Бутово и Зеленоград г.Москвы) стали возможными только в рамках внутреннего соглашения с водоканалом, который сохранил за собой ответственность перед контролирующими органами за сброс очищенных сточных вод.
Завершение формирования нормативной базу по переходу отрасли на технологическое нормирование в части ТНВ, создаст достаточную основу для исключения непредсказуемых рисков для хозяйствующих субъектов по данным веществам. С другой стороны, предусмотренное Законом N 225-ФЗ нормирование прочих веществ на основе нормативов допустимого сброса (НДС), в отсутствии в законодательстве понятия разрешенных сбросов для таких объектов, создало благоприятную основу для применения к организациям, эксплуатирующим ЦСВП, Методики исчисления размера вреда, причиненного водным объектам вследствие нарушения водного законодательства, утвержденной приказом Минприроды России от 13 апреля 2009 г. N 87, т.к. по ряду веществ (см. раздел 3) соблюдение в очищенном стоке в принципе невозможно. Опыт практического применения этих норм на момент утверждения настоящего справочника получен не был.
Экономическая основа отрасли - получение организациями ВКХ оплаты за свои услуги от абонентов по тарифу за поданную водопроводную воду и принятые сточные воды. Размер тарифа жестко контролируется территориальными органами Федеральной антимонопольной службы. Тариф может включать в себя инвестиционную компоненту, но при этом общая величина тарифа не может превышать прошлогоднюю больше, чем на установленный Правительством индекс. Увеличение тарифа на услуги водоснабжения и водоотведения, как правило, не превышает инфляцию. При этом значительная часть ежегодного роста тарифа теряется за счет более существенного роста тарифов на энергоносители, удорожания нерегулируемых статей затрат (реагенты, оборудование и др.), введение новых платежей, а также за счет продолжающегося ежегодного снижения водопотребления и водоотведения. Поскольку доля переменных затрат, прямо зависящих от расхода воды, в организациях ВКХ не превышает 40%, то при снижении расхода, например, на 4%, только для компенсации этого (без учета инфляционного фактора) необходимо повысить тариф на 2,5-3%. В результате действия данных факторов средства, которыми располагают организации ВКХ, в реальном выражении сокращаются от года к году.
Для предприятий ВКХ снижение потребления воды не только приводит к уменьшению дохода, но и неизбежно требует дополнительных вложений на замену силового и технологического оборудования, мощности которого становятся избыточными, перекладку трубопроводов водоснабжения с уменьшением диаметра труб для борьбы с застоем воды в сетях. Однако из-за применения экономически необоснованного тарифа в отрасли средств на обеспечение энергоэффективности практически нет.
В результате действия всех описанных факторов, убыточными, по данным Российской ассоциации водоснабжения и водоотведения, являются более 75% организаций ВКХ.
Дополнительно к тарифу организации ВКХ имеют право выставлять абонентам компенсационную плату за негативное воздействие на сооружения ЦСВ и за сброс загрязняющих веществ в водные объекты (последний платеж - абонентам, сбрасывающим менее 200 м/сут, крупные абоненты должны вносить этот платеж в бюджет).
В общей себестоимости услуги водоотведения собственно очистка сточных вод (включая обработку осадка), в большинстве случаев занимает не более 30-40%, остальные средства расходуются на эксплуатацию сетей и насосных станций водоотведения.
Величина стоимости услуг водоотведения (по сети городских сточных вод) в разных поселениях существенно различается. Некоторые данные (информация Российской ассоциации водоснабжения и водоотведения) приведены в таблице 1.7.
Таблица 1.7 - Средняя стоимость услуги водоотведения по федеральным округам и некоторым регионам Российской Федерации (за 2-е полугодие 2017 г.)
Округ, субъект Российской Федерации | Тариф (включая надбавки для потребителей), руб./м |
Российская Федерация | 39,48 |
Центральный федеральный округ (ЦФО) | 31,18 |
Орловская область | 16,6 |
Владимирская область | 46,73 |
Северо-Западный федеральный округ (СЗФО) | 53,89 |
Калининградская область | 13,89 |
Республика Коми | 156,81 |
Южный федеральный округ (ЮФО) | 35,32 |
Город Севастополь | 20,93 |
Краснодарский край | 39,8 |
Северо-Кавказский федеральный округ (СКФО) | 18,55 |
Республика Дагестан | 2,85 |
Ставропольский край | 28,16 |
Приволжский федеральный округ (ПФО) | 30,55 |
Пензенская область | 22,03 |
Самарская область | 44,22 |
Уральский федеральный округ (УрФО) | 45,75 |
Свердловская область | 23,24 |
Ямало-Ненецкий АО (Тюменская область) | 218,38 |
Сибирский федеральный округ (СФО) | 57,54 |
Республика Тыва | 13,33 |
Красноярский край | 92,34 |
Дальневосточный федеральный округ (ДФО) | 102,41 |
Приморский край | 18,65 |
Чукотский АО | 646,71 |
Примечание - По каждому ФО, наряду со средним значением, приведена минимальная и максимальная величины тарифов по субъектам Российской Федерации, входящим в него. |
Как видно из таблицы 1.7, величина тарифов даже по соседним и близким к друг к другу по природным и экономическим условиям округам может различаться в несколько раз. Это вызвано тем, что тарифное регулирование происходило "от достигнутого" уровня, принципы технологического обоснования тарифа для достижения необходимого качества услуг не применяются.
Процесс очистки сточных вод не является производством товара, а является услугой, оказываемой абонентам ЦСВ по очистке их сточных вод. При этом абонент оплачивает данную услугу исходя из фактических затрат организации, эксплуатирующей ОС ЦСВ и фактически применяемых технологий, т.е., если на ОС ЦСВ используется примитивная, малоэффективная, но при этом и малозатратная технология (либо вообще отсутствует очистка), то стоимость этой услуги для абонента окажется предельно низкой (нулевой), а если производится глубокая очистка сточных вод, переработка и утилизация осадка, то стоимость услуг для абонента будет максимальной. В аналогичной ситуации, применительно к свободной рыночной ситуации, услуги или товары ненадлежащего качества (не обеспечивающие безопасность окружающей среды) были бы запрещены, но в сфере услуг водоотведения такой подход не применим. Поскольку сфера услуг ЦСВ не является рыночной, а относится к естественным монополиям, то интересы потребителя в этой сфере призвана защищать Федеральная антимонопольная служба. Однако в своей деятельности они руководствуются не обязательностью обеспечения требований по глубокой очистке, а лишь поддержанием работоспособности регулируемых объектов при соблюдении предельных индексов роста тарифов. Тенденция такого развития негативна - отсутствие очистки при минимальном тарифе. Таким образом, к сожалению, регулирование данной сферы разбалансировано: предъявление одними госорганами требований к качеству услуги в виде жестких требований к сбросу очищенных сточных вод противоречит позиции других госорганов признавать неизбежный существенный рост цены на эту услугу.
В таблице 1.8 приведены данные по себестоимости услуг очистки сточных вод в конкретных населенных пунктах (получены в рамках анкетирования предприятий), по сравнению с тарифами на услугу водоотведения в этих поселениях. Учитывая малый объем данных по объектам ОС ПСВ (соответствующий количеству данных объектов в подотрасли), здесь и далее, в случае если вид сточных вод не указан, приводимые данные и информация относятся к ОС ГСВ.
Таблица 1.8 - Сравнение себестоимости очистки сточных вод с тарифом на водоотведение
N ОС, федеральный округ | Проектная производительность ОС, тыс. м/сут | Приток в 2014 году, тыс. м/сут | Технология | Себестоимость на ОС в 2014 г., руб./м | Тариф на водоотведение в 2014 г., руб./м |
1. СЗФО | 330 | 213 | Удаление азота и фосфора, с реагентами | 7,17 | 20,81 |
2. ЦФО | 80 | 37 | То же | 14,33 | 23,36 |
3. СЗФО | 72 | 31 | То же | 11,1 | |
4. СЗФО | 17,1 | 14,9 | То же | 6,74 | |
5. СЗФО | 41 | 12,6 | Удаление азота | 53,75 | 4,67 |
6. СЗФО | 10 | 5,5 | То же | 13,3 | |
7. СЗФО | 10,5 | 4,5 | То же | 27,78 | 14,27 |
8. ЦФО | 3000 | 2136 | 1/3 - удаление азота, 2/3 - полная биол. очистка | 5,9 | 23,36 |
9. ЦФО | 3000 | 1740 | Полная биол. очистка | 6,54 | 23,36 |
10. ПФО | 1200 | 781 | То же | 2,95 | 10,21 |
11. ПФО | 650 | 383 | То же | 3,63 | 13,48 |
12. ЮФО | 135 | 102 | То же | 4,36 | 11,65 |
13. СФО | 86 | 55 | То же | 7,38 | 10,48 |
14. СФО | 80 | 34 | То же | 14,37 | 10,56 |
15. ДФО | 55 | 25,5 | То же | 9,58 | 21,6 |
16. СКФО | 14 | 2,9 | То же | 20,67 | 13,7 |
Данные таблицы 1.8 позволяют сделать следующие выводы:
- величины себестоимости очистки по объектам различаются (за вычетом крайних значений) до 5 раз;
- себестоимость возрастает с 3-6 руб./м для крупнейших станций до 10-15 руб./м для ОС с притоком 5-50 тыс. м/сут;
- затраты на очистку сточных вод зачастую не коррелируют с результатом очистки. Обычные станции полной биологической очистки (N 13-15) и самые эффективные по качеству очистки современные сооружения (N 2-4), при одинаковой загрузке в процентах от проектной производительности (ПП) имеют одинаковую себестоимость;
- на многих объектах имеет место ситуация, когда себестоимость очистки существенно выше тарифа на водоотведение, т.е. работа ОС обеспечивается за счет других источников (других составляющих тарифа либо платы абонентов за сверхнормативные сбросы);
- в целом ситуация с себестоимостью на ОС по противоречивости и разбросам значений повторяет общую ситуацию с тарифами (таблица 1.7).