Действующий

О проекте Основных направлений развития аудиторской деятельности в Российской Федерации на период до 2024 года

Текущее состояние и основные проблемы


Внешний контроль качества работы аудиторских организаций, аудиторов осуществляют саморегулируемые организации аудиторов в отношении своих членов. Помимо этого аудиторские организации, проводящие обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности общественно значимых организаций, проверяются Федеральным казначейством, являющимся независимым от аудиторской профессии надзорным органом. В сферу надзора последнего входят порядка 600 аудиторских организаций, которые проводят обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности таких организаций, как эмитенты ценных бумаг, допущенных к организованным торгам, кредитные и страховые организации, негосударственные пенсионные фонды, организации, в уставных (складочных) капиталах которых доля государственной собственности составляет не менее 25%, государственные корпорации и компании, публично-правовые компании.

Фактический уровень охвата аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов контрольными мероприятиями, проводимыми саморегулируемыми организациями аудиторов, в последние пять лет составлял в среднем 21,5% в год. Федеральное казначейство ежегодно проводит порядка 250 проверок аудиторских организаций.

Действует система воздействия на аудиторские организации, аудиторов, нарушающих установленные требования и правила. Во всех саморегулируемых организациях аудиторов созданы специализированные органы, осуществляющие рассмотрение дел о применении мер воздействия в случаях нарушения аудиторскими организациями, аудиторами требований Федерального закона "Об аудиторской деятельности", стандартов аудиторской деятельности, правил независимости аудиторов и аудиторских организаций, кодекса профессиональной этики аудиторов.

Существенным недостатком внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, аудиторов остается использование формальных подходов. Одной из причин этого является ограниченность правовых возможностей контролирующих органов по реализации содержательных подходов к оценке рисков аудиторской деятельности и деятельности конкретных субъектов в целом. Не заработала в полной мере система ответственности аудиторских организаций, аудиторов за недобросовестное поведение на рынке аудиторских услуг.