Действующий

О проекте Основных направлений развития аудиторской деятельности в Российской Федерации на период до 2024 года

Ключевые действия


Отечественный и мировой опыт свидетельствуют, что добиться наилучшего результата в регулировании аудиторской деятельности позволяет сочетание разных форм регулирования при активном взаимодействии всех субъектов регулирования. Современное регулирование аудиторской деятельности должно осуществляться как посредством установления обязательных для исполнения требований (законодательство Российской Федерации, в том числе об аудиторской деятельности, стандарты аудиторской деятельности, правила независимости аудиторов и аудиторских организаций, кодекс профессиональной этики аудиторов), так и путем издания соответствующих рекомендаций (обобщения лучшей практики, обычаев делового оборота, др.), следуя которым, аудиторские организации, аудиторы получают дополнительные конкурентные преимущества. Субъектом регулирования аудиторской деятельности, осуществляемого в первой форме, должно оставаться преимущественно государство при активном участии институтов аудиторской профессии в разработке регулирующих актов. Регулирование аудиторской деятельности во второй форме должно осуществляться преимущественно институтами аудиторской профессии. Соотношение форм регулирования в каждый конкретный период определяется экономическими условиями, приоритетами государственной политики, степенью развитости институтов аудиторской профессии и аудиторского рынка, международно признанной практикой.

Развитие системы обязательных требований к аудиторским организациям, аудиторам будет осуществляться путем:

а) совершенствования законодательства Российской Федерации об аудиторской деятельности, в том числе обеспечения согласованности федеральных законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы, регулирующие аудиторскую деятельность, с Федеральным законом "Об аудиторской деятельности";

б) развития пропорционального регулирования, направленного, с одной стороны, на защиту общественных интересов, а, с другой стороны, на снижение избыточной административной нагрузки на субъекты аудиторской деятельности;

в) наделения Банка России рядом полномочий по регулированию деятельности аудиторских организаций, обслуживающих общественно значимые организации на финансовом рынке;

г) совершенствования процедур признания международных стандартов аудита для применения на территории Российской Федерации, имея в виду исключение либо сведение к минимуму отступлений стандартов, признанных для применения на территории Российской Федерации, от стандартов, принятых Международной федерацией бухгалтеров; улучшения перевода этих стандартов на русский язык, поддержания стандартов в актуальном состоянии;

д) гармонизации законодательства Российской Федерации об аудиторской деятельности с едиными принципами осуществления аудиторской деятельности на территории ЕАЭС;

е) укрепления обеспечивающего основу взаимоотношений аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов и аудируемых лиц института аудиторской тайны, имея при этом в виду общественную значимость услуг, оказываемых этими субъектами;

ж) обеспечения своевременной актуализации правил независимости аудиторов и аудиторских организаций и кодекса профессиональной этики аудиторов в соответствии с этическими стандартами, принимаемыми Международной федерацией бухгалтеров;

з) обеспечения предсказуемости регулирования аудиторской деятельности на основе широкого общественного обсуждения инициатив в данной сфере.

Рекомендации в области аудиторской деятельности предназначены для правильного применения обязательных требований, уменьшения расходов аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов на организацию работы, а также распространения передового опыта оказания аудиторских услуг, результатов исследований и разработок в области аудиторской деятельности. Развитие данной формы регулирования аудиторской деятельности предполагает:

а) активизацию деятельности по обобщению аудиторской практики, выявлению и распространению лучшей практики, оказанию институтами аудиторской профессии помощи своим членам во внедрении такой практики;

б) активную методическую поддержку малых и средних аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов (в том числе в вопросах применения международных стандартов аудита, современных IT-технологий оказания аудиторских и связанных с ними услуг), организацию распространения лучшего международного опыта применения указанных стандартов;

в) активное взаимодействие Банка России с аудиторскими организациями, обслуживающими общественно значимые организации на финансовом рынке, в рамках реализации Банком России надзорных полномочий в отношении кредитных и некредитных финансовых организаций;

г) совершенствование методик проверки аудиторскими организациями, индивидуальными аудиторами исполнения организациями, которым оказываются аудиторские услуги, требований по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и распространению оружия массового уничтожения, а также требований антикоррупционного законодательства, в том числе по противодействию подкупу иностранных должностных лиц;

д) разработку и внедрение разнообразных инструментов и механизмов мотивации применения рекомендаций в области аудиторской деятельности.

Совершенствование системы регулирования аудиторской деятельности предполагает дальнейшее укрепление органов независимого от аудиторской профессии регулирования данного сегмента рынка, а также активное привлечение представителей пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности, заказчиков аудиторских услуг и иных лиц, заинтересованных в этих услугах, к участию в деятельности этих органов. Одним из таких институтов, обеспечивающих общественные интересы в организации и регулировании аудиторской деятельности, должен оставаться совет по аудиторской деятельности.