Действующий

О проекте Основных направлений развития аудиторской деятельности в Российской Федерации на период до 2024 года

Текущее состояние и основные проблемы


Аудиторская деятельность, а также задачи, полномочия и функции аудиторских организаций, аудиторов, их профессиональных институтов и органов регулирования и надзора регулируются Федеральным законом "Об аудиторской деятельности" и иными федеральными законами, а также принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами. Деятельность по проведению аудита и оказанию сопутствующих аудиту услуг осуществляется в соответствии с международными стандартами аудита, а также кодексом профессиональной этики аудиторов и правилами независимости аудиторов и аудиторских организаций, которые основываются на аналогичных международно признанных документах. Кроме того, в качестве инструмента регулирования аудиторской деятельности используются разного рода рекомендации, обобщения практики и аналогичные документы.

Субъектами регулирования аудиторской деятельности являются государство и институты аудиторской профессии. Модель регулирования аудиторской деятельности и надзора за ней основывается, в частности, на таких международно признанных стандартах, как Ключевые принципы независимых регуляторов аудиторской деятельности (Международный форум независимых регуляторов аудиторской деятельности), Рамочная основа укрепления потенциала для высококачественной корпоративной отчетности (ЮНКТАД), Регулирование бухгалтерской профессии (Международная федерация бухгалтеров).

На состоянии и развитии института аудита отрицательно сказывается несовершенство системы правовых и иных регулирующих актов, в том числе нестабильность законодательства, затрагивающего аудиторскую деятельность, несогласованность отдельных норм его, недооценка роли и значения форм регулирования аудиторской деятельности, отличных от нормативных правовых актов. В последнее время наметилась тенденция излишней формализации правил аудиторской деятельности, что противоречит характеру этой деятельности и общепризнанной международной практике регулирования на основе принципов, в частности, зафиксированных в международных стандартах аудита, а также дискредитирует институт профессионального мнения аудитора.