Действующий

Об Основных направлениях развития аудиторской деятельности в Российской Федерации на период до 2024 года

3.5. Совершенствование системы мониторинга и надзора в аудиторской деятельности, а также практики применения мер ответственности

Текущее состояние и основные проблемы


Внешний контроль качества работы аудиторских организаций, аудиторов осуществляют саморегулируемые организации аудиторов в отношении своих членов. Помимо этого аудиторские организации, проводящие обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности общественно значимых организаций, проверяются Федеральным казначейством, являющимся независимым от аудиторской профессии надзорным органом. В сферу надзора последнего входят порядка 600 аудиторских организаций, которые проводят обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, являющихся эмитентами ценных бумаг, допущенных к организованным торгам, кредитных и страховых организаций, негосударственных пенсионных фондов, организаций, в уставных (складочных) капиталах которых доля государственной собственности составляет не менее 25%, государственных корпораций и компаний, публично-правовых компаний.

Фактический уровень охвата аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов контрольными мероприятиями, проводимыми саморегулируемыми организациями аудиторов, в последние пять лет составлял в среднем 21,5% в год. Федеральное казначейство ежегодно проводит порядка 250 проверок аудиторских организаций.

Действует система воздействия на аудиторские организации, аудиторов, нарушающих установленные требования и правила. Во всех саморегулируемых организациях аудиторов созданы специализированные органы, осуществляющие рассмотрение дел о применении мер воздействия в случаях нарушения аудиторскими организациями, аудиторами требований Федерального закона "Об аудиторской деятельности", стандартов аудиторской деятельности, правил независимости аудиторов и аудиторских организаций, кодекса профессиональной этики аудиторов.

Существенным недостатком внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, аудиторов остается использование формальных подходов. Одной из причин этого является ограниченность правовых возможностей контролирующих органов по реализации содержательных подходов к оценке рисков аудиторской деятельности и деятельности конкретных субъектов в целом. Не реализована в полной мере система ответственности аудиторских организаций, аудиторов за недобросовестное поведение на рынке аудиторских услуг.

Ключевые действия


Действенная система мониторинга и надзора в аудиторской деятельности, а также система мер ответственности аудиторских организаций, аудиторов должна стать одним из важнейших факторов обеспечения качества аудиторских услуг. В основе построения этой системы - подконтрольность всех аудиторских организаций, аудиторов; единство принципов осуществления надзора и требований к его организации; сочетание форм и методов надзора; единство подходов к квалификации выявляемых нарушений и недостатков и применению мер ответственности. В эту систему должны быть включены все рыночные механизмы контроля: внутрифирменное управление качеством (внутренний контроль качества работы аудиторской организации, индивидуального аудитора); контроль внутри профессии (контроль, осуществляемый саморегулируемой организацией аудиторов в отношении своих членов); независимый от аудиторской профессии контроль.

Цель развития внутрифирменного управления качеством - выявление и оценка рисков осуществления аудиторской деятельности, предотвращение нарушений требований и правил аудиторской деятельности, своевременное выявление недостатков в организации оказания аудиторских услуг, принятие надлежащих мер реагирования. Для реализации этой цели необходимо:

а) осуществить переход от формального контроля к контролю по существу;

б) обеспечить обучение и систематическое повышение квалификации работников аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов, вовлеченных в осуществление внутрифирменного управления качеством работы;

в) усилить методическую поддержку аудиторских организаций, прежде всего, малых и средних, и индивидуальных аудиторов по вопросам организации и осуществления ими внутрифирменного управления качеством работы;

г) организовать систематическое обобщение опыта организации и осуществления аудиторскими организациями, индивидуальными аудиторами внутрифирменного управления качеством работы, а также распространение лучшей практики в этой сфере.

В целях развития контроля деятельности аудиторских организаций, аудиторов внутри профессии необходимо:

а) повысить его результативность, в том числе посредством перехода от формального контроля к контролю по существу, расширения практики применения риск-ориентированного подхода при планировании контрольной деятельности, увеличения объема информации, раскрываемой по результатам контрольных мероприятий;

б) расширить практику осуществления мониторинга деятельности аудиторских организаций, аудиторов в целях выявления рисков нарушения ими установленных требований и правил, а также работу по профилактике таких нарушений;

в) развивать дифференцированные контрольные подходы в отношении разных групп членов аудиторской профессии;

г) совершенствовать механизм внешнего контроля качества работы аудиторов, являющихся работниками аудиторских организаций на основании трудовых договоров;

д) усилить кадровое обеспечение контрольной деятельности, в том числе обеспечить повышение квалификации штатных и нештатных контролеров, их ответственности за результаты проведенных проверок, введение действенных стимулов их качественной работы;

е) осуществить меры, направленные на противодействие уклонению аудиторских организаций, аудиторов от прохождения внешнего контроля деятельности;

ж) разработать и внедрить систему показателей результативности работы по осуществлению внешнего контроля деятельности аудиторских организаций, аудиторов;

з) усилить контроль организации и осуществления работы по осуществлению внешнего контроля деятельности аудиторских организаций, аудиторов.

Независимый от аудиторской профессии контроль деятельности аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов осуществляется пользователями бухгалтерской (финансовой) отчетности, заказчиками аудиторских услуг, иными лицами, заинтересованными в этих услугах, государственными органами, средствами массовой информации, общественностью. В целях развития этого контроля необходимо:

а) повысить результативность деятельности Федерального казначейства, в том числе посредством ориентации на контроль по существу, совершенствования практики применения риск-ориентированного подхода при планировании контрольной деятельности, распространения контрольных действий на результаты дополнительной работы, выполняемой аудиторскими организациями при проведении аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности общественно значимых организаций, систематического повышения квалификации работников, занятых контрольной деятельностью, увеличения объема информации, раскрываемой по результатам контрольных мероприятий;

б) уточнить круг аудиторских организаций, деятельность которых подлежит контролю Федеральным казначейством, имея в виду ограничение его аудиторскими организациями, обслуживающими общественно значимые организации;

в) наделить Банк России полномочиями по надзору за деятельностью аудиторских организаций, оказывающих аудиторские услуги общественно значимым организациям на финансовом рынке, при оказании ими таких услуг (в случае обнаружения признаков нарушения обязательных требований на основании жалоб граждан и иных лиц, сведений, полученных из средств массовой информации, иных источников);

г) усилить взаимодействие Федерального казначейства с Банком России, государственной корпорацией "Агентство по страхованию вкладов", Росимуществом;