Действующий

Об Основных направлениях развития аудиторской деятельности в Российской Федерации на период до 2024 года

3.2. Совершенствование системы регулирования аудиторской деятельности

Текущее состояние и основные проблемы


Аудиторская деятельность, а также задачи, полномочия и функции аудиторских организаций, аудиторов, их профессиональных институтов и органов регулирования и надзора регулируются Федеральным законом "Об аудиторской деятельности" и иными федеральными законами, а также принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами. Деятельность по проведению аудита и оказанию сопутствующих аудиту услуг осуществляется в соответствии с международными стандартами аудита, а также кодексом профессиональной этики аудиторов и правилами независимости аудиторов и аудиторских организаций, которые основываются на аналогичных международно признанных документах. Кроме того, в качестве инструмента регулирования аудиторской деятельности используются разного рода рекомендации, обобщения практики и аналогичные документы.

Субъектами регулирования аудиторской деятельности являются государство и институты аудиторской профессии. Модель регулирования аудиторской деятельности и надзора за ней основывается, в частности, на таких международно признанных стандартах, как Ключевые принципы независимых регуляторов аудиторской деятельности (Международный форум независимых регуляторов аудиторской деятельности), Рамочная основа укрепления потенциала для высококачественной корпоративной отчетности (ЮНКТАД), Регулирование бухгалтерской профессии (Международная федерация бухгалтеров).

На состоянии и развитии института аудита отрицательно сказывается несовершенство системы правовых и иных регулирующих актов, в том числе нестабильность законодательства, затрагивающего аудиторскую деятельность, несогласованность отдельных норм его, недооценка роли и значения форм регулирования аудиторской деятельности, отличных от нормативных правовых актов. В последнее время наметилась тенденция излишней формализации правил аудиторской деятельности, что противоречит характеру этой деятельности и общепризнанной международной практике регулирования на основе принципов, в частности, зафиксированных в международных стандартах аудита, а также дискредитирует институт профессионального мнения аудитора.

Ключевые действия


Отечественный и мировой опыт свидетельствуют, что добиться наилучшего результата в регулировании аудиторской деятельности позволяет сочетание разных форм регулирования при активном взаимодействии всех субъектов регулирования. Современное регулирование аудиторской деятельности должно осуществляться как посредством установления обязательных для исполнения требований (законодательство Российской Федерации, в том числе об аудиторской деятельности, стандарты аудиторской деятельности, правила независимости аудиторов и аудиторских организаций, кодекс профессиональной этики аудиторов), так и путем издания соответствующих рекомендаций (обобщения лучшей практики, обычаев делового оборота, др.), следуя которым, аудиторские организации, аудиторы получают дополнительные конкурентные преимущества. Субъектом регулирования аудиторской деятельности, осуществляемого в первой форме, должно оставаться преимущественно государство при активном участии институтов аудиторской профессии в разработке регулирующих актов. Регулирование аудиторской деятельности во второй форме должно осуществляться преимущественно институтами аудиторской профессии. Соотношение форм регулирования в каждый конкретный период определяется экономическими условиями, приоритетами государственной политики, степенью развитости институтов аудиторской профессии и аудиторского рынка, международно признанной практикой.

Развитие системы обязательных требований к аудиторским организациям, аудиторам будет осуществляться путем:

а) совершенствования законодательства Российской Федерации об аудиторской деятельности, в том числе обеспечения согласованности федеральных законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы, регулирующие аудиторскую деятельность, с Федеральным законом "Об аудиторской деятельности";

б) развития пропорционального регулирования, направленного, с одной стороны, на защиту общественных интересов, а, с другой стороны, на снижение избыточной административной нагрузки на субъекты аудиторской деятельности;

в) наделения Банка России рядом полномочий по регулированию деятельности аудиторских организаций, обслуживающих общественно значимые организации на финансовом рынке;

г) совершенствования процедур признания международных стандартов аудита для применения на территории Российской Федерации, имея в виду исключение либо сведение к минимуму отступлений стандартов, признанных для применения на территории Российской Федерации, от стандартов, принятых Международной федерацией бухгалтеров; улучшения перевода этих стандартов на русский язык, поддержания стандартов в актуальном состоянии;

д) гармонизации законодательства Российской Федерации об аудиторской деятельности с едиными принципами осуществления аудиторской деятельности на территории Евразийского экономического союза (ЕАЭС);

е) укрепления обеспечивающего основу взаимоотношений аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов и аудируемых лиц института аудиторской тайны, имея при этом в виду общественную значимость услуг, оказываемых этими субъектами;

ж) обеспечения своевременной актуализации правил независимости аудиторов и аудиторских организаций и кодекса профессиональной этики аудиторов в соответствии с этическими стандартами, принимаемыми Международной федерацией бухгалтеров;

з) обеспечения предсказуемости регулирования аудиторской деятельности на основе широкого общественного обсуждения инициатив в данной сфере.

Рекомендации в области аудиторской деятельности предназначены для правильного применения обязательных требований, уменьшения расходов аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов на организацию работы, а также распространения передового опыта оказания аудиторских услуг, результатов исследований и разработок в области аудиторской деятельности. Развитие данной формы регулирования аудиторской деятельности предполагает:

а) активизацию деятельности по обобщению аудиторской практики, выявлению и распространению лучшей практики, оказанию институтами аудиторской профессии помощи своим членам во внедрении такой практики;

б) активную методическую поддержку малых и средних аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов (в том числе в вопросах применения международных стандартов аудита, современных IT-технологий оказания аудиторских и связанных с ними услуг), организацию распространения лучшего международного опыта применения указанных стандартов;

в) активное взаимодействие Банка России с аудиторскими организациями, обслуживающими общественно значимые организации на финансовом рынке, в рамках реализации Банком России надзорных полномочий в отношении кредитных и некредитных финансовых организаций;

г) совершенствование методик проверки аудиторскими организациями, индивидуальными аудиторами исполнения организациями, которым оказываются аудиторские услуги, требований по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и распространению оружия массового уничтожения, а также требований антикоррупционного законодательства, в том числе по противодействию подкупу иностранных должностных лиц;

д) разработку и внедрение разнообразных инструментов и механизмов мотивации применения рекомендаций в области аудиторской деятельности.

Совершенствование системы регулирования аудиторской деятельности предполагает дальнейшее укрепление органов независимого от аудиторской профессии регулирования данного сегмента рынка, а также активное привлечение представителей пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности, заказчиков аудиторских услуг и иных лиц, заинтересованных в этих услугах, к участию в деятельности этих органов. Одним из таких институтов, обеспечивающих общественные интересы в организации и регулировании аудиторской деятельности, должен оставаться совет по аудиторской деятельности.