Действующий

О развитии искусственного интеллекта в Российской Федерации (с изменениями на 15 февраля 2024 года)

Международное сотрудничество в области использования технологий искусственного интеллекта  

(Подраздел дополнительно включен Указом Президента Российской Федерации от 15 февраля 2024 года N 124)

51_12. Для развития международного сотрудничества в области использования технологий искусственного интеллекта необходимо выполнение следующих задач:

а) продвижение на международной арене ценностей и принципов, обеспечивающих равные права и возможности наций в области разработки и использования технологий искусственного интеллекта, а также принципов, предусмотренных пунктом 19 настоящей Стратегии;

б) формирование "единого пространства" доверенных технологий искусственного интеллекта при лидирующей роли Российской Федерации в международном и региональном сотрудничестве;

в) продвижение политики и стандартов, обеспечивающих доступ разработчиков технологий искусственного интеллекта и потребителей таких технологий к рынкам, технологиям и ресурсам, а также способствующих развитию равноправного торгово-экономического и научно-технического сотрудничества с иностранными партнерами;

г) продвижение за рубежом отечественных технологий искусственного интеллекта, включая доверенные технологии;

д) продвижение российских стандартов этики в области искусственного интеллекта на глобальном уровне;

е) использование технологических заделов Российской Федерации в области искусственного интеллекта для сокращения разрыва в уровне развития цифровых технологий между различными странами и повышения технологического потенциала государств-партнеров.

51_13. Основными направлениями укрепления международного сотрудничества в области использования технологий искусственного интеллекта являются:

а) укрепление позиций Российской Федерации в международных органах и организациях, формирующих политику и стандарты в области искусственного интеллекта, включая Организацию Объединенных Наций и связанные с ней организации, программы, фонды и специализированные учреждения, а также Евразийский экономический союз, Организацию Договора о коллективной безопасности, Шанхайскую организацию сотрудничества, сотрудничество в форматах "БРИКС аутрич" и "БРИКС плюс", "Группу двадцати" и другие международные и региональные организации и объединения;

б) развитие международного научно-технического сотрудничества, в том числе:

сохранение и укрепление сотрудничества российских ученых с ведущими иностранными научно-исследовательскими центрами и организациями по вопросам перспективных фундаментальных исследований в области искусственного интеллекта;

поддержка российских ученых и научных команд, участвующих в прорывных научных разработках международного уровня в области искусственного интеллекта;

поддержка создания российскими научными и иными организациями совместно с иностранными партнерами международных исследовательских центров по проблемам развития технологий искусственного интеллекта, а также центров компетенций и лабораторий в области искусственного интеллекта;

развитие совместно с иностранными партнерами объединенной вычислительной инфраструктуры;

подготовка совместно с иностранными партнерами научных публикаций;

создание объединенной международной базы решений в области искусственного интеллекта на основе российского репозитория безопасных и функционально корректных решений в области искусственного интеллекта, выполненных по единым открытым стандартам;

поддержка создания совместно с государствами-партнерами репозиториев открытых данных и наборов данных, а также обмена информацией по вопросам развития технологий искусственного интеллекта;

в) расширение международного сотрудничества в сфере образования по вопросам развития технологий искусственного интеллекта, включая разработку совместно с иностранными партнерами образовательных программ высшего образования по вопросам развития технологий искусственного интеллекта и мультиязычных образовательных онлайн-платформ для общего и профессионального образования, программ повышения квалификации и программ профессиональной переподготовки, в том числе для государственных гражданских служащих, в государствах-партнерах, подготовка в Российской Федерации иностранных специалистов в области искусственного интеллекта;

г) укрепление кадрового потенциала федеральных органов исполнительной власти, образовательных, научных и иных организаций, привлечение для работы и учебы в России талантливых иностранных специалистов и абитуриентов, поддержка их профессионального развития, включая принятие мер по финансовой и визовой поддержке на долгосрочную перспективу, в целях обеспечения развития международного научно-технического сотрудничества, а также развития организаций, осуществляющих разработку и использование технологий искусственного интеллекта;

д) продвижение Российской Федерации в качестве лидера в области принятия и реализации нормативно-правовых, этических и технических мер регулирования использования технологий искусственного интеллекта посредством:

повышения эффективности участия Российской Федерации в определении направлений международной политики и разработке нормативных правовых актов, рекомендаций и стандартов в области искусственного интеллекта;

активизации работы по продвижению российских подходов и стандартов в области искусственного интеллекта на международной арене, в том числе по вопросам обеспечения информационной безопасности;

обмена опытом формирования национальной политики в области развития технологий искусственного интеллекта с государствами-партнерами, в том числе по вопросам регулирования использования таких технологий;

поддержки формирования единой с иностранными государствами системы этических подходов в области искусственного интеллекта;

е) продвижение российских подходов к измерению уровня развития технологий искусственного интеллекта (использование основанных на выверенных и научно обоснованных методиках показателей и индикаторов для оценки таких технологий), гармонизация российских и международных методик;

ж) содействие экспорту российских технологий искусственного интеллекта и их правовой охране, развитие внешнеэкономического сотрудничества в данной сфере, в том числе с использованием инструментов торговых представительств и служб "цифровых атташе", включая расширение и укрепление мер поддержки экспорта, оказание органами публичной власти содействия российским научным и иным организациям при их выходе на зарубежные рынки;

з) предоставление государствам-партнерам доступа к российским большим фундаментальным моделям;