УКАЗ
ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
О внесении изменений в Указ Президента Российской Федерации от 10 октября 2019 г. № 490 "О развитии искусственного интеллекта в Российской Федерации" и в Национальную стратегию, утвержденную этим Указом
1. Внести в Указ Президента Российской Федерации от 10 октября 2019 г. № 490 "О развитии искусственного интеллекта в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2019, № 41, ст.5700) и в Национальную стратегию развития искусственного интеллекта на период до 2030 года, утвержденную этим Указом, следующие изменения:
а) в Указе:
пункт 2 дополнить подпунктом "а_1" следующего содержания:
"а_1) до 1 июля 2024 г. обеспечить включение федерального проекта "Искусственный интеллект" в национальный проект по формированию экономики данных на период до 2030 года;";
дополнить пунктом 2_1 следующего содержания:
"2_1. Федеральным органам исполнительной власти руководствоваться положениями Национальной стратегии развития искусственного интеллекта на период до 2030 года при разработке и реализации отраслевых документов стратегического планирования Российской Федерации, государственных программ (подпрограмм) Российской Федерации и иных документов стратегического планирования.";
дополнить пунктом 2_2 следующего содержания:
"2_2. Рекомендовать:
а) органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления руководствоваться положениями Национальной стратегии развития искусственного интеллекта на период до 2030 года при разработке и реализации стратегических направлений цифровой трансформации отраслей экономики, социальной сферы и государственного управления, государственных программ (подпрограмм) субъектов Российской Федерации, муниципальных программ и иных документов;
б) государственным корпорациям и акционерным обществам с государственным участием включить в свои стратегии деятельности меры, направленные на обеспечение развития искусственного интеллекта в Российской Федерации, и до 1 ноября 2024 г. направить доработанные стратегии деятельности в Министерство экономического развития Российской Федерации.";
б) внести в Национальную стратегию развития искусственного интеллекта на период до 2030 года изменения по перечню согласно приложению.
2. Настоящий Указ вступает в силу со дня его подписания.
Президент
Российской Федерации
В.Путин
Москва, Кремль
15 февраля 2024 года
№ 124
Перечень изменений, вносимых в Национальную стратегию развития искусственного интеллекта на период до 2030 года
1. Пункт 2 изложить в следующей редакции:
"2. Правовую основу настоящей Стратегии составляют Конституция Российской Федерации, федеральные законы от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ "О персональных данных", от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации", указы Президента Российской Федерации от 1 декабря 2016 г. № 642 "О Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации", от 9 мая 2017 г. № 203 "О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы", от 7 мая 2018 г. № 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года", от 21 июля 2020 г. № 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года".".
2. Пункт 4 изложить в следующей редакции:
"4. Положения настоящей Стратегии должны учитываться при реализации следующих документов:
а) Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы;
б) национальная программа "Цифровая экономика Российской Федерации" и иные национальные проекты;
в) федеральные проекты, в рамках реализации которых возможно использование технологий искусственного интеллекта;
г) государственные программы Российской Федерации;
д) программно-целевые документы, эффективность реализации которых может быть повышена за счет использования технологий искусственного интеллекта;
е) "дорожная карта" развития высокотехнологичного направления "Искусственный интеллект" на период до 2030 года;
ж) планы мероприятий ("дорожные карты") Национальной технологической инициативы;
з) проекты, обеспечивающие достижение целей и показателей деятельности федеральных органов исполнительной власти.".
3. В пункте 5:
а) в подпункте "а":
слова "самообучение и" исключить;
слова ", как минимум, с результатами интеллектуальной деятельности человека" заменить словами "с результатами интеллектуальной деятельности человека или превосходящие их";
б) в подпункте "б" слова "технологии, основанные на использовании искусственного интеллекта, включая" заменить словами "совокупность технологий, включающая в себя";
в) подпункт "г" признать утратившим силу;
г) подпункт "д" изложить в следующей редакции:
"д) набор данных - состав данных, которые структурированы или сгруппированы по определенным признакам, соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации и необходимы для разработки программ для электронных вычислительных машин на основе искусственного интеллекта;";
д) подпункты "ж" и "к" признать утратившими силу;
е) в подпункте "л" слова "в сети "Интернет" заменить словами "в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет")";
ж) дополнить подпунктами "н" - "ц" следующего содержания:
"н) большие генеративные модели - модели искусственного интеллекта, способные интерпретировать (предоставлять информацию на основании запросов, например об объектах на изображении или о проанализированном тексте) и создавать мультимодальные данные (тексты, изображения, видеоматериалы и тому подобное) на уровне, сопоставимом с результатами интеллектуальной деятельности человека или превосходящем их;
о) большие фундаментальные модели - модели искусственного интеллекта, являющиеся основой для создания и доработки различных видов программного обеспечения, обученные распознаванию определенных видов закономерностей, содержащие не менее 1 млрд. параметров и применяемые для выполнения большого количества различных задач;
п) исходные данные - информация, описывающая событие, явление или их сущность, а также их совокупность, представленная в виде, пригодном для обработки с использованием искусственного интеллекта или с применением автоматизированного анализа;
р) модель искусственного интеллекта - программа для электронных вычислительных машин (ее составная часть), предназначенная для выполнения интеллектуальных задач на уровне, сопоставимом с результатами интеллектуального труда человека или превосходящем их, использующая алгоритмы и наборы данных для выведения закономерностей, принятия решений или прогнозирования результатов;
с) отказоустойчивость - способность технической системы сохранять работоспособность при отказе одной или нескольких ее составных частей;
т) параметры модели искусственного интеллекта - числовые значения, определяющие работу модели искусственного интеллекта, в частности выведение закономерностей, принятие решений или прогнозирование результатов;
у) промышленные данные - информация, создаваемая и обрабатываемая в производственных и технологических процессах выпуска промышленной продукции;
ф) решение в области искусственного интеллекта - совокупность аппаратных и (или) программных средств, предназначенных для выполнения с использованием технологий искусственного интеллекта прикладных задач и повышения эффективности деятельности организаций, органов публичной власти, под которыми понимаются органы государственной власти, иные государственные органы, органы публичной власти федеральной территории "Сириус" (далее - органы федеральной территории "Сириус"), органы местного самоуправления, а также для повышения производительности труда;
х) сильный искусственный интеллект - тип искусственного интеллекта, который способен выполнять различные задачи, взаимодействовать с человеком и самостоятельно (без участия человека) адаптироваться к изменяющимся условиям;
ц) доверенные технологии искусственного интеллекта технологии, отвечающие стандартам безопасности, разработанные с учетом принципов объективности, недискриминации, этичности, исключающие при их использовании возможность причинения вреда человеку и нарушения его основополагающих прав и свобод, нанесения ущерба интересам общества и государства.".
4. Дополнить пунктом 17_1 следующего содержания:
"17_1. Искусственный интеллект является одной из самых важных технологий, которые доступны человеку в настоящее время: уже сейчас благодаря искусственному интеллекту происходит рост мировой экономики, ускорение инноваций во всех областях науки, повышение качества жизни населения, доступности и качества медицинской помощи, качества образования, производительности труда и качества отдыха.".
5. Дополнить пунктом 17_2 следующего содержания:
"17_2. Технологии искусственного интеллекта являются областью международной конкуренции. Технологическое лидерство в области искусственного интеллекта может позволить государствам достичь значимых результатов по основным направлениям социально-экономического развития.".
6. Дополнить пунктом 17_3 следующего содержания:
"17_3. В конце 2010-х годов органы власти развитых стран стали уделять особое внимание развитию технологий искусственного интеллекта. К настоящему времени более 60 стран разработали и утвердили собственные национальные стратегии развития искусственного интеллекта.".
7. Дополнить пунктом 17_4 следующего содержания:
"17_4. В 2022-2023 годах в мире произошел новый скачок в развитии технологий искусственного интеллекта благодаря совершенствованию больших генеративных моделей в области языка, изображений (включая видеоизображения) и звука. Большие фундаментальные модели уже сейчас способны писать программные коды по техническим заданиям, сочинять поэмы на заданную тему, давать точные и понятные ответы на тестовые вопросы различных уровней сложности, в том числе из образовательных программ. Модели искусственного интеллекта за секунды создают изображения на любую тему по заданному текстовому описанию или наброску, что создает угрозу распространения запрещенной информации, нарушения авторских прав и генерации ошибочных сведений.".
8. Дополнить пунктом 17_5 следующего содержания:
"17_5. Искусственный интеллект окажет существенное влияние на экономический рост в мире. По оценкам экспертов, дальнейшее развитие больших генеративных моделей может вызвать резкое повышение производительности труда, которое приведет к увеличению мирового валового внутреннего продукта на 1-2 процента ежегодно и позволит повысить оплату труда специалистов во всех отраслях экономики за счет увеличения объема выпуска продукции (товаров, работ, услуг) и улучшения ее качества. Таким образом, использование искусственного интеллекта позволит обеспечить переход Российской Федерации к типу организации экономических отношений, при котором высокие темпы роста производительности труда в связи с использованием и внедрением новых технологий стимулируют работодателей к существенному увеличению доли высококвалифицированных специалистов в общей численности работников ("экономика высоких зарплат").".
9. Дополнить пунктом 17_6 следующего содержания:
"17_6. Ежегодно увеличивается в несколько раз количество параметров в моделях искусственного интеллекта. В частности, передовые модели искусственного интеллекта в 2019 году содержали не более 1,5 млрд. параметров, а некоторые модели искусственного интеллекта, представленные в 2022 году, содержат уже более 1 трлн. параметров.".
10. Дополнить пунктом 17_7 следующего содержания:
"17_7. Срок перехода от научного или прикладного исследования к созданию продукта в последние годы стремительно сократился. Например, сейчас организации - разработчики поисковых систем объявляют об интеграции больших фундаментальных моделей в свои продукты всего через несколько недель после публикации научных статей на данную тему.".
11. Дополнить пунктом 17_8 следующего содержания:
"17_8. В мире существенно увеличилась доля организаций, которые применяют искусственный интеллект для повышения эффективности бизнес-процессов. По данным опросов, проведенных консалтинговыми компаниями, в развитых странах 50-60 процентов всех крупных организаций используют искусственный интеллект.".
12. Дополнить пунктом 17_9 следующего содержания:
"17_9. Между государствами усилилась конкуренция в области искусственного интеллекта, что выражается в создании препятствий для импорта передовых технологий микроэлектроники, привлечения квалифицированных специалистов в области искусственного интеллекта из других государств, а также во введении ограничений на свободное распространение технологий. Вместе с тем усиливаются риски возникновения зависимости от недобросовестных поставщиков решений в области искусственного интеллекта.".
13. Дополнить пунктом 17_10 следующего содержания:
"17_10. Развитие технологий искусственного интеллекта, как показывает опыт государств - лидеров в области искусственного интеллекта (Китай, США), сопровождается существенным увеличением государственных инвестиций в их развитие, а также в разработку прикладных решений в области искусственного интеллекта.".
14. Дополнить пунктом 17_11 следующего содержания:
"17_11. Компании, разрабатывающие технологии искусственного интеллекта, каждый год привлекают миллиарды долларов США в качестве инвестиций. В 2022 году объем венчурных и прямых инвестиций в такие компании составил 92 млрд. долларов США (рост в 1,7 раза с 2019 года).".
15. Дополнить пунктом 17_12 следующего содержания: