Действующий
БЕСПЛАТНО проверьте актуальность своей документации
с «Кодекс/Техэксперт АССИСТЕНТ»

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 29 августа 2019 года N 06-920

О Методических рекомендациях



В соответствии с пунктом 1(1) постановления Правительства Российской Федерации от 4 мая 2008 г. N 333 "О компетенции федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации, в области противодействия терроризму" Департамент государственной политики в сфере воспитания, дополнительного образования и детского отдыха Минпросвещения России направляет для использования в работе Методические рекомендации по планированию и информационному сопровождению мероприятий Комплексного плана противодействия идеологии терроризма в Российской Федерации на 2019-2023 годы в субъектах Российской Федерации.

Директор департамента
государственной политики в сфере
воспитания, дополнительного образования
и детского отдыха
И.А.Михеев



Методические рекомендации по планированию и информационному сопровождению мероприятий Комплексного плана противодействия идеологии терроризма в Российской Федерации на 2019-2023 годы в субъектах Российской Федерации

Общие положения


Настоящие методические рекомендации разработаны в соответствии с пунктами 1(1) и 2 постановления Правительства Российской Федерации от 4 мая 2008 г. N 333 "О компетенции федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации, в области противодействия терроризму", а также Комплексным планом противодействия идеологии терроризма в Российской Федерации на 2019-2023 годы (далее соответственно - Рекомендации, Комплексный план) и предназначены для органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования, а также общеобразовательных и профессиональных образовательных организаций.

Рекомендации призваны помочь при планировании и реализации мероприятий, направленных на профилактику распространения идеологии терроризма среди детей и молодежи, в том числе входящих в Комплексный план.

Планирование работы по организации мероприятий Комплексного плана


Согласно Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации к основным мерам по предупреждению (профилактике) терроризма относятся:

информационные (разъяснение сущности терроризма и его общественной опасности, формирование стойкого неприятия обществом идеологии насилия, а также привлечение граждан к участию в противодействии терроризму);

культурно-образовательные (пропаганда социально значимых ценностей и создание условий для мирного межнационального и межконфессионального диалога) (см. рис.1).

При планировании мероприятий по противодействию идеологии терроризма среди детей и молодежи необходимо предусмотреть в каждом регионе (муниципалитете) субъектов Российской Федерации не менее одного мероприятия по конкретному направлению, лишь в этом случае выполнение Комплексного плана будет эффективным и иметь положительные результаты.

Важно учесть, что меры по предупреждению (профилактике) терроризма должны реализовываться в ходе организации системной работы по недопущению распространения в образовательных организациях радикальной и иной деструктивной идеологии в соответствии со следующей структурой:

1) выявление и идентификация групп обучающихся, наиболее подверженных воздействию негативной информации;

2) диагностика среды распространения данной информации;

3) меры и действия, направленные на предупреждение вовлечения детей и молодежи в деструктивные информационные пространства (мониторинг информационных ресурсов, предположительно содержащих деструктивную информацию).

В общеобразовательных и профессиональных образовательных организациях соответствующая работа может быть организована главным образом в рамках профессиональной деятельности педагога-психолога в процессе психологического сопровождения обучающихся, а также в рамках деятельности психологической службы при планировании мероприятий по обеспечению психолого-педагогической безопасности образовательной среды.

Одним из эффективных инструментов для организации указанной работы станут разрабатываемые Министерством методические рекомендации по психологическому сопровождению обучающихся общеобразовательных организаций, в том числе включающие:

особенности реализации мероприятий в зависимости от определенных категорий обучающихся;

примерные методические комплексы для психологического сопровождения обучающихся общеобразовательных организаций, в том числе программу развития социально-эмоциональных навыков учащихся;

организационно-финансовые и управленческие принципы функционирования системы психологического сопровождения обучающихся общеобразовательных организаций.

 

     Рис.1. Ключевые направления по предупреждению (профилактике) терроризма


Перечисленные выше направления реализации Комплексного плана предполагают следующие форматы проведения мероприятий:

информационно-просветительские встречи (п.1.6 р.1, п.2.2.1 p.2);

________________

Здесь и далее так обозначены пункты и разделы Комплексного плана.

культурно-просветительские мероприятия по антитеррористической тематике (п.2.2.1 р.2);

подготовка произведений (в том числе печатных и аудиовизуальных) по вопросам профилактики терроризма (п.3.1.3 р.3);

внедрение в обучающие программы (в том числе программы повышения квалификации) для педагогических работников (п.4.3.4 р.4, п.4.3.5 р.4);

________________

Так в оригинале. Скорее всего, подразумевается внедрение методик и материалов, предусмотренных указанными пунктами Комплексного плана. - Ред.

форумы, фестивали, семинары и иные мероприятия по вопросам предупреждения (профилактики) терроризма (п.4.5.1 р.4);

тематические конкурсы для СМИ (п.4.5.1 р.4).

     Информационно-просветительские встречи


При планировании информационно-просветительских встреч в качестве целевой аудитории мероприятий рекомендуется рассматривать учащихся общеобразовательных организаций в возрасте от 14 лет и студентов, т.е. основную целевую аудиторию воздействия со стороны радикальных движений. В данном случае нецелесообразно выбирать в качестве целевой аудитории педагогическое сообщество, сотрудников ведомственных организаций (см. табл.1).

Таблица 1

Целевая аудитория

Учащиеся 8-11-х классов, студенты профессиональных образовательных организаций

Организатор

Образовательные организации, молодежные организации, культурно-
просветительские организации и т.п.

Количество участников

Не более 25-30 человек (класс, учебная группа)

Формат мероприятия

Лекция с элементами беседы, пресс-конференция, мастер-класс, тренинг и т.п.

Обратная связь

Анкета (в т.ч. онлайн)

Результат

Листовка, плакат, интервью, газета (в т.ч. школьная, студенческая и т.п.), журнал, мероприятие для учащихся младших классов (курсов) и т.д.

Количество

Не менее двух раз в год


Это могут быть встречи детей и молодежи с представителями антитеррористических комиссий субъектов Российской Федерации (далее - АТК) или органов местного самоуправления, Национального антитеррористического комитета (НАК), ФСБ, сотрудниками Главного управления по противодействию экстремизму МВД России. Также к этой группе можно отнести проведение различных слетов, конференций, организацию дискуссионных клубов и т.д.

Итогом встречи может быть одобренная всеми ее участниками резолюция или меморандум о дальнейших намерениях участников, перечень правил медиабезопасности, разработанный участникам и опубликованный в школьных и (или) студенческих СМИ и интернет-сообществах (со ссылками URL).

Информационно-просветительские встречи могут носить как индивидуальный, так и массовый характер и обязательны для групп риска (учащихся 8-11-х классов, студентов 1-2-х курсов). В качестве инициаторов таких встреч могут выступать администрации образовательных организаций, молодежные организации, а также культурно-просветительские организации. При проведении встреч рекомендуется, чтобы количество участников-слушателей не превышало 25-30 человек, поскольку это позволит выступающему держать связь со всей аудиторией. Докладчиком может быть не только приглашенный специалист, но и подготовленный школьник (студент), так как горизонтальное общение (участники - представители одного социального уровня) может быть более эффективным, чем вертикальное (участники - представители разных социальных уровней).

Одной из главных составляющих таких информационно-просветительских встреч должно быть установление обратной связи по обсуждаемых вопросам и представленным материалам (просветительским брошюрам, кинофильмам, видеороликам); в данном случае под обратной связью понимается реакция участников встречи на озвученные вопросы, представленная в виде анкет или онлайн-опросов. Рекомендуется включать в отчетную документацию по проведенным мероприятиям аналитические материалы по собранным отзывам.

     Фестивали и культурно-просветительские мероприятия


При планировании тематических фестивалей и культурно-просветительских мероприятий необходимо обратить внимание на организацию в их рамках круглых столов, тематических встреч с представителями диаспор и этносов, проживающих в субъекте. Одним из планируемых результатов фестивалей и культурно-просветительских мероприятий может быть резолюция участников, включающая в себя решения молодежных организаций по антитеррористическому и антиэкстремистскому просвещению. Данные о проведенных в рамках Комплексного плана мероприятиях рекомендуется публиковать в общедоступных источниках: СМИ, интернет-сайтах мероприятий, сообществах в социальных сетях (см. табл.2).

Таблица 2