В целях повышения эффективности реализации программных мероприятий в рамках муниципальной программы муниципального образования город Салехард "Развитие образования" на 2017 - 2021 годы" Администрация муниципального образования город Салехард постановляет:
1. Утвердить прилагаемые изменения, которые вносятся в муниципальную программу муниципального образования город Салехард "Развитие образования" на 2017 - 2021 годы", утвержденную постановлением Администрации города Салехарда от 12 января 2016 года N 5.
2. Муниципальному бюджетному информационному учреждению "Редакция газеты "Полярный круг" опубликовать настоящее постановление в городской общественно-политической газете "Полярный круг".
3. Муниципальному казенному учреждению "Информационно-техническое управление" разместить настоящее постановление в сети Интернет на официальном сайте муниципального образования город Салехард.
Глава города Салехарда
А.Л.ТИТОВСКИЙ
ИЗМЕНЕНИЯ, КОТОРЫЕ ВНОСЯТСЯ В МУНИЦИПАЛЬНУЮ ПРОГРАММУ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД САЛЕХАРД "РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ" НА 2017 - 2021 ГОДЫ"
1. Позицию, касающуюся целевых показателей муниципальной программы, изложить в следующей редакции:
"Целевые показатели эффективности реализации муниципальной программы | 1. Доля детей в возрасте 1 - 7 лет, получающих дошкольную образовательную услугу и (или) услугу по присмотру и уходу в муниципальных образовательных организациях в общей численности детей 1 - 7 лет в разных формах. 2. Доля детей в возрасте от 1 года до 7 лет, состоящих на учете для определения в муниципальные дошкольные образовательные организации, в общей численности детей в возрасте от 1 года до 7 лет. 3. Доля выпускников муниципальных общеобразовательных организаций, сдавших единый государственный экзамен по русскому языку и математике, в общей численности выпускников муниципальных общеобразовательных организаций, сдававших единый государственный экзамен по данным предметам. 4. Доля выпускников муниципальных общеобразовательных организаций, не получивших аттестат о среднем образовании, в общей численности выпускников муниципальных общеобразовательных организаций. 5. Доля муниципальных общеобразовательных организаций, соответствующих современным требованиям обучения, в общем количестве муниципальных общеобразовательных организаций. 6. Доля детей первой и второй групп здоровья в общей численности обучающихся в муниципальных общеобразовательных организациях. 7. Доля обучающихся в муниципальных общеобразовательных организациях, занимающихся во вторую (третью) смену, в общей численности обучающихся в муниципальных общеобразовательных организациях. 8. Расходы бюджета муниципального образования на общее образование в расчете на 1 обучающегося в муниципальных общеобразовательных организациях. 9. Доля обучающихся общеобразовательных организаций (от общей численности обучающихся в общеобразовательных организациях), которые получают качественное горячее питание. 10. Доля обучающихся, воспитанников, ставших победителями и призерами на региональном, всероссийском уровне, от общего количества участников. 11. Численность детей в дошкольных образовательных организациях. 12. Обеспеченность дошкольными образовательными организациями. 13. Численность обучающихся в общеобразовательных организациях (без вечерних (сменных) общеобразовательных организаций (на начало учебного года). 14. Число общеобразовательных организаций. 15. Доля детей в возрасте от 2 месяцев до 8 лет, получающих дошкольную образовательную услугу в разных формах и (или) услугу по присмотру и уходу в муниципальных образовательных организациях от общей численности детей в возрасте от 2 месяцев до 8 лет 16. Доля детей в возрасте 5 - 18 лет, охваченных дополнительным образованием, в общей численности детей данного возраста. 17. Доля обучающихся обеспеченных питанием от общего числа обучающихся. 18. Доля обучающихся обеспеченных двухразовым питанием от общего числа обучающихся. 19. Доля детей первой и второй групп здоровья в общей численности обучающихся в муниципальных общеобразовательных организациях, прошедших медицинский осмотр. 20. Доля детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе переданных неродственникам (в приемные семьи, на усыновление (удочерение), под опеку (попечительство), в семейные детские дома и патронатные семьи), находящиеся в государственных (муниципальных) организациях всех типов. 21. Численность детей нуждающихся в получении места в муниципальных дошкольных образовательных организациях (актуальный спрос)"; |
2. Позицию, касающуюся объемов бюджетных ассигнований, в паспорте программы, изложить в следующей редакции:
"Объемы бюджетных ассигнований программы | Программа финансируется за счет средств местного и окружного бюджетов. Потребность в финансовых ресурсах составляет - 17304987031,69 рубля, в том числе за счет средств местного бюджета - 6314141031,69 рубля, окружного бюджета - 10987511194,41 рублей и федерального бюджета - 3334805,59 рублей, в том числе по годам: 2017 год местный бюджет - 1099442993,46 рублей; 2017 год окружной бюджет - 1343897000,00 рублей; 2018 год местный бюджет - 1234349719,83 рублей; 2018 год окружной бюджет - 1606541000,00 рублей; 2019 год местный бюджет - 1249862318,40 рублей; 2019 год окружной бюджет - 2774789000,00 рублей; 2019 год федеральный бюджет - 500000,00 рублей; 2020 год местный бюджет - 1440659000,00 рублей; 2020 год окружной бюджет - 2888124464,38 рублей; 2020 год федеральный бюджет - 1101535,62 рублей; 2021 год местный бюджет - 1289827000,00 рублей; 2021 год федеральный бюджет - 1733269,97 рублей; 2021 год окружной бюджет - 2374159730,03 рублей, в том числе по подпрограммам: "Совершенствование организации горячего питания обучающихся общеобразовательных организаций муниципального образования город Салехард" - 285296603,67 рублей, за счет средств местного бюджета - 285296603,67 рублей и окружного бюджета - 0,00 рублей, в том числе по годам: 2017 год местный бюджет - 47977701,52 рублей; 2017 год окружной бюджет - 0,00 рублей; 2018 год местный бюджет - 53735613,91 рублей; 2018 год окружной бюджет - 0,00 рублей; 2019 год местный бюджет - 71173288,24 рублей; 2019 год окружной бюджет - 0,00 рублей; 2020 год местный бюджет - 64834000,00 рублей; 2020 год окружной бюджет - 0,00 рублей; 2021 год местный бюджет - 47576000,00 рублей; 2021 год окружной бюджет - 0,00 рублей, "Социальная поддержка педагогических работников муниципальных образовательных организаций" - 10321495,04 рублей, за счет средств местного бюджета - 10321495,04 рублей и окружного бюджета - 0,00 рублей, в том числе по годам: 2017 год местный бюджет - 3040291,04 рублей; 2017 год окружной бюджет - 0,00 рублей; 2018 год местный бюджет - 2334832,00 рублей; 2018 год окружной бюджет - 0,00 рублей; 2019 год местный бюджет - 2104372,00 рублей; 2019 год окружной бюджет - 0,00 рублей; 2020 год местный бюджет - 1421000,00 рублей; 2020 год окружной бюджет - 0,00 рублей; 2021 год местный бюджет - 1421000,00 рублей; 2021 год окружной бюджет - 0,00 рублей; "Организация и проведение мероприятий в системе образования города Салехарда" - 37524932,40 рублей, за счет средств местного бюджета - 30757932,40 рублей и окружного бюджета - 6767000,00 рублей, в том числе по годам: 2017 год местный бюджет - 7924875,83 рублей; 2017 год окружной бюджет - 0,00 рублей; 2018 год местный бюджет - 5818673,21 рублей; 2018 год окружной бюджет - 0,00 рублей; 2019 год местный бюджет - 4870383,36 рублей; 2019 год окружной бюджет - 0,00 рублей; 2020 год местный бюджет - 7788000,00 рублей; 2020 год окружной бюджет - 6767000,00 рублей; 2021 год местный бюджет - 4356000,00 рублей; "Развитие муниципальной системы образования города Салехарда" - 2526249994,55 рублей, за счет средств местного бюджета - 38993994,55 рублей и окружного бюджета - 2487256000,00 рублей, в том числе по годам: 2017 год местный бюджет - 825137,76 рублей; 2017 год окружной бюджет - 0,00 рублей; 2018 год местный бюджет - 634561,79 рублей; 2018 год окружной бюджет - 0,00 рублей; 2019 год местный бюджет - 12817295,00 рублей; 2019 год окружной бюджет - 930336000,00 рублей; 2020 год местный бюджет - 15219000,00 рублей; 2020 год окружной бюджет - 976126000,00 рублей; 2021 год местный бюджет - 9498000,00 рублей; 2021 год окружной бюджет - 580794000,00 рублей; "Здоровые дети - здоровое поколение" - 6914744,00 рублей, за счет средств местного бюджета - 6914744,00 рублей и окружного бюджета - 0,00 рублей, в том числе по годам: 2017 год местный бюджет - 1236744,00 рублей; 2017 год окружной бюджет - 0,00 рублей; 2018 год местный бюджет - 1350000,00 рублей; 2018 год окружной бюджет - 0,00 рублей; 2019 год местный бюджет - 1404000,00 рублей; 2019 год окружной бюджет - 0,00 рублей, 2020 год местный бюджет - 1462000,00 рублей; 2020 год окружной бюджет - 0,00 рублей; 2021 год местный бюджет - 1462000,00 рублей; 2021 год окружной бюджет - 0,00 рублей, "Обеспечение реализации муниципальной программы и прочие мероприятия" - 14253233211,51 рублей, за счет средств местного бюджета - 5843182986,61 рублей, окружного бюджета - 8406715419,31 рублей и федерального бюджета - 3334805,59 рублей, в том числе по годам: 2017 год местный бюджет - 1011549793,00 рублей; 2017 год окружной бюджет - 1341879000,00 рублей; 2018 год местный бюджет - 1132707813,71 рублей; 2018 год окружной бюджет - 1549472000,00 рублей; 2019 год местный бюджет - 1143086379,90 рублей; 2019 год окружной бюджет - 1816767224,90 рублей; 2019 год федеральный бюджет - 500000,00 рублей; 2020 год местный бюджет - 1330325000,00 рублей; 2020 год окружной бюджет - 1905231464,38 рублей; 2020 год федеральный бюджет - 1101535,62 рублей; 2021 год местный бюджет - 1225514000,00 рублей; 2021 год федеральный бюджет - 1733269,97 рублей; 2021 год окружной бюджет - 1793365730,03 рублей, "Ремонт объектов муниципальной системы образования города Салехарда" - 174162679,71 рублей, за счет средств местного бюджета - 97223904,61 рублей и окружного бюджета - 76938775,10 рублей, в том числе по годам: 2017 год местный бюджет - 25978600,31 рублей; 2017 год окружной бюджет - 0,00 рублей; 2018 год местный бюджет - 37228704,40 рублей; 2018 год окружной бюджет - 49253000,00 рублей; 2019 год местный бюджет - 14406599,90 рублей; 2019 год окружной бюджет - 27685775,10 рублей; 2020 год местный бюджет - 19610000,00 рублей; 2020 год окружной бюджет - 0,00 рублей; 2021 год местный бюджет - 0,00 рублей; 2021 год окружной бюджет - 0,00 рублей, "Создание новых мест в муниципальных образовательных организациях города Салехарда в соответствии с прогнозируемой потребностью и современными условиями обучения" - 11283370,81 рублей, за счет средств местного бюджета 1449370,81 рублей и окружного бюджета 9834000,00 рублей, в том числе по годам: 2017 год местный бюджет - 909850,00 рублей; 2017 год окружной бюджет - 2018000,00 рублей; 2018 год местный бюджет - 539520,81 рублей; 2018 год окружной бюджет - 7816000,00 рублей; 2019 год местный бюджет - 0,00 рублей; 2019 год окружной бюджет - 0,00 рублей; 2020 год местный бюджет - 0,00 рублей; 2020 год окружной бюджет - 0,00 рублей; 2021 год местный бюджет - 0,00 рублей; 2021 год окружной бюджет - 0,00 рублей, Объемы финансирования муниципальной программы носят прогнозный характер и подлежат корректировке в течение финансового года, исходя из возможностей бюджета города.". |
3. Раздел I "Характеристика текущего состояния, основные проблемы и прогноз развития соответствующей сферы социально-экономического развития муниципального образования" программы изложить в следующей редакции:
"I. Характеристика текущего состояния, основные проблемы и прогноз развития соответствующей сферы социально-экономического развития муниципального образования
Новой отличительной чертой нынешнего этапа развития системы образования является ее вхождение в новое поколение федеральных государственных образовательных стандартов.
Достижение основных целевых ориентиров стратегического развития муниципальной системы образования города Салехарда осуществляется через реализацию Указов Президента Российской Федерации, поручений Правительства Российской Федерации, направлений окружной программы развития образования и других значимых для Салехарда проектов.
Для решения задачи, поставленной Президентом Российской Федерации В.В. Путиным в Указе от 07 мая 2012 года N 599 "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки", по обеспечению до 2016 года местами в дошкольных образовательных организациях всех детей в возрасте от 3 до 7 лет, в соответствии с Планом действий по ликвидации очереди детей в возрасте от 3 до 7 лет в муниципальные дошкольные образовательные организации города Салехарда на 2012 - 2015 годы, утвержденным распоряжением Администрации города Салехарда от 26 сентября 2013 года N 1421-р, по состоянию на 01 января 2017 года в 16 муниципальных дошкольных образовательных организациях города Салехарда созданы условия для воспитания и обучения 3679 детей в режиме 12-часового пребывания, в том числе в группах для детей в возрасте 3 года и старше для 3538 детей, это при том, что по нормативу площади на каждого ребенка в муниципальных дошкольных образовательных организациях города рассчитаны на 3314 мест. Во всех муниципальных дошкольных образовательных организациях города обеспечена реализация федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.
Из 140 действующих групп полного дня:
- 108 групп (82%) общеразвивающей направленности, в том числе: 101 группа для детей в возрасте от 3 до 7 лет и 7 групп для детей раннего возраста;
- 10 групп (9%) компенсирующей направленности, в том числе: 5 групп для детей с тяжелыми нарушениями речи, 2 группы для детей с задержкой психического развития, 1 группа для слепых и слабовидящих детей, 1 группа для детей с глубокой умственной отсталостью, 1 группа для детей с ранним детским аутизмом;
- 1 группа (1%) оздоровительной направленности для детей с туберкулезной интоксикацией;
- 13 групп (8%) комбинированной направленности: 10 групп для детей с нарушением зрения и здоровых детей и 3 группы для детей с тяжелыми нарушениями речи и здоровых детей.
Таким образом, охват всеми формами дошкольного образования в городе Салехарде составляет - 70,8%. В группах полного дня охват дошкольным образованием составляет 67,8%. списке очередности на получение места в муниципальные дошкольные образовательные организации по состоянию на 1 января 2017 года состоят 2290 детей в возрасте от 0 до 7 лет, в возрасте от 3 до 7 лет - 47 детей с отложенным спросом до 1 сентября 2017 года.
В целях обеспечения равного доступа к качественному дошкольному образованию в условиях нехватки мест в муниципальных дошкольных образовательных организациях города предоставляется возможность получения дошкольного образования на основе кратковременного пребывания детей в муниципальных дошкольных образовательных организациях.
В режиме кратковременного пребывания детей в 2016 - 2017 учебном году в шести муниципальных дошкольных образовательных организациях функционирует десять групп кратковременного пребывания детей, в том числе лекотека для детей с ограниченными возможностями здоровья (7 детей), в которых 170 детей имеют возможность получать дошкольное образование.
В помощь семьям в 2016 - 2017 учебном году работают консультативные пункты психолого-педагогической помощи семьям, воспитывающим детей дошкольного возраста на дому, в МАДОУ Детский сад N 6 "Журавушка" и в МБДОУ "Детский сад N 17 "Золотая рыбка" (на территории п. Пельвож). Работа с родителями в консультативном пункте проводится в различных формах: групповых, подгрупповых, индивидуальных.
Основной проблемой в системе дошкольного образования является отсутствие возможности для полного удовлетворения потребностей граждан, имеющих детей в возрасте до 3 лет, проживающих на территории города, в получении услуг по дошкольному образованию.
В 2017 году услуги общего образования предоставляют 6 муниципальных общеобразовательных организаций. В целом сложившаяся сеть оптимальна и позволяет предоставить жителям города весь спектр услуг общего образования. В общеобразовательных организациях города в 2016 - 2017 учебном году сформированы 274 класса, в которых обучается 6508 обучающихся. Из них, обучающихся по адаптированным программам для детей с задержкой психического развития - 206, обучающихся по адаптированным программам для детей с умственной отсталостью - 103.
В муниципальной системе образования создано единое образовательное пространство профильного обучения, с учетом перспектив развития рынка труда ЯНАО, России. На начало 2016 - 2017 учебного года в общеобразовательных организациях города открыты 24 профильных класса, из них 14 классов обучается на основе индивидуальных учебных планов. В общеобразовательных организациях города Салехарда в рамках реализации профильного обучения реализуется 19 вариантов учебных планов. Охват профильным обучением составил 100%, из них 60,3% на основе индивидуальных учебных планов.
Показатель общей успеваемости учащихся муниципальных общеобразовательных организаций за последние два года снизился на 1,5% и составил 95,9%. Вместе с тем, показатель качественной успеваемости остался стабильным и составил 40,6%. Наблюдается снижение показателей качества знаний при переходе из уровня начального общего к основному общему образованию. В сравнении с прошлым учебным годом, доля неуспевающих увеличилась на 1,2%.
Процессы обновления содержания образования, его управления и финансового обеспечения были успешно начаты, однако на сегодняшний день не все они завершены, некоторые задачи не решены в полной мере вследствие их среднесрочной специфики. Несмотря на ряд позитивных изменений, произошедших в ходе реализации основных направлений развития, по-прежнему сохраняется проблема повышения качества образования, в том числе серьезно усугубилась (как и прогнозировалось, проблема качества образования по предметам естественно - научного и математического цикла). Серьезным препятствием развития муниципальной системы образования остается проблема эффективного управления качеством образования, так при наличии достаточно полной и глубокой аналитической базы, предлагаемой муниципальным образовательным организациям по итогам мониторинговых исследований, проводимых в рамках муниципальной системы оценки качества образования, сами результаты и рекомендации остаются практически невостребованными организациями. Существует разрыв между реальными и требуемыми образовательными результатами, вызванный, прежде всего изменениями в образовательных потребностях жителей города, экономики.
В системе образования города Салехарда действует сложившаяся система воспитания и дополнительного образования детей. Развивать свои творческие, интеллектуальные способности, заниматься физической культурой и спортом обучающиеся могут в 3-х муниципальных организациях дополнительного образования: МАУ ДО ЦДТ "Надежда", МБУ ДО ЦВР, МАУ ДО ДЮЦ. В 2016 - 2017 учебном году количество учащихся в муниципальных организациях дополнительного образования составило 5356 человек. Дополнительное образование реализуется также в общеобразовательных (1727 учащихся) и дошкольных образовательных организациях (1242 учащихся). В целом количество детей 5 - 18 лет, занятых в системе дополнительного образования города, остается стабильно высоким и составляет 75%.
В 198 творческих, спортивных, технических, естественнонаучных, социально-педагогических, туристско-краеведческих объединениях осуществляется на основе 247 дополнительных общеобразовательных программ, учитывающих многоаспектные потребности и интересы детей и подростков, их индивидуальные возможности. Выстраивая работу в соответствии с приоритетами современной образовательной политики, департамент образования и образовательные учреждения города Салехарда проводят работу по развитию детского технического творчества, конструкторской и изобретательской деятельности, внедрению образовательной робототехники.
С появлением в сфере образования ряда принципиально важных документов - Национальный проект "Образование"; Концепция российской национальной системы выявления и развития молодых талантов, Концепция развития дополнительного образования детей, приоритетный проект "Доступное дополнительное образование для детей" - произошел качественный перелом в этой сфере.
Одним из основных направлений современной деятельности муниципальной системы образования является создание условий для выявления, поддержки и развития одаренных детей, их личностного развития, самореализации и профессионального самоопределения в соответствии со способностями, а также создание условий для оптимального развития детей.
С 2014 года началась апробация, а с 2016 года и реализация муниципальной Модели выявления, поддержки и развития одаренных детей (Распоряжение Администрации МО город Салехард от 16 июня 2014 года N 1124-р). Организована работа муниципальных ресурсных центров по реализации направлений Модели. По каждому направлению Модели проведена большая работа, и можно говорить о сложившейся системе работы с одаренными детьми и действующих практиках в данной области.
В системе образования ежегодно проводятся более 30 муниципальных мероприятий для детей разных возрастных групп различной направленности, в том числе и дошкольников. Еще большее количество мероприятий (более 70) являются муниципальными этапами региональных, всероссийских мероприятий, более 50 - межмуниципальных.
Итоговыми цифрами участия обучающихся в различных мероприятиях являются: количество участников - около 15 000, количество победителей и призеров конкурсов/соревнований/олимпиад - 4659, из них: регионального уровня - 364, федерального уровня - 1717, международного уровня - 2578.
В муниципальных общеобразовательных организациях и муниципальных организациях дополнительного образования организованы и функционируют 8 научных обществ, в которых занимаются более 900 школьников по различным направлениям деятельности. С каждым годом увеличивается не только количество участников научных обществ, но и направлений, по которым занимаются учащиеся.
Мотивационной составляющей в работе по сопровождению одаренных детей является также и публичное награждение победителей муниципального этапа олимпиады, победителей конкурса на присуждение премии для поддержки талантливой молодежи, городских мероприятий.
Администрацией города учреждены и выплачиваются 15 ежегодных премий для поддержки талантливой молодежи города Салехарда.
Решая задачи воспитания и творческого развития личности, дополнительное образование позволяет решать ряд других социально значимых проблем, таких как: обеспечение занятости детей, их самореализация и социальная адаптация, профессиональная ориентация, формирование здорового образа жизни, профилактика асоциальных проявлений среди детей и подростков.
Несмотря на позитивные изменения, которые происходят в системе дополнительного образования, необходимо продолжить работу по решению ряда проблем:
- обеспечить доступность дополнительного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
- обеспечить возможность участия в выездных мероприятиях регионального и всероссийского уровней.
Следующий важнейший фактор развития муниципальной системы образования - это показатели здоровья, как факторы работоспособности и способности адаптироваться в различных жизненных обстоятельствах и условиях. Понятие здоровья рассматривается не только как отсутствие заболевания, болезненного состояния, физического дефекта, но и состояние полного социального, физического и психического благополучия.
Государство признает охрану здоровья детей как одно из важнейших и необходимых условий физического и психического развития детей. Дети, независимо от их семейного и социального благополучия, подлежат особой охране, включая заботу об их здоровье и надлежащую правовую защиту в сфере охраны здоровья, и имеют приоритетные права при оказании медицинской помощи.
Анализ состояния здоровья детей, обучающихся в условиях различных образовательных организаций, свидетельствует о тенденции снижения уровня их здоровья.